Пол Стоддарт был владельцем и главой команды Minardi с 2001 по 2005 гг., за это время став популярным персонажем паддока и заслужив симпатии болельщиков, – за свое упорство и твердый характер.
Но потом он продал команду, и теперь она называется Toro Rosso, и занялся другими проектами. В интервью индийскому сайту F1Pulse.com Стоддарт вспоминает былое и делится взглядами на современную Формулу 1…
Вопрос: Минуло пять лет с того дня, как вы ушли из Формулы 1. Как складывались ваши дела?
Пол Стоддарт: Неплохо! И, конечно, мне Формулы 1 не хватает. Моя компания по-прежнему имеет к ней некоторое отношение – мы занимаемся двухместными машинами Ф1. Другие проекты тоже развиваются хорошо, но все-таки я скучаю. В моей команде выступали два потенциальных чемпиона мира. В этом году я болел за Марка Уэббера. Сезон складывался напряженно, и он, также как и Фернандо Алонсо, вел борьбу до последней гонки.
Вопрос: Вы не думали о возвращении в спорт, ведь сейчас идет работа по сокращению затрат?
Пол Стоддарт: Подобные усилия надо поддерживать. Конечно, я не исключаю возвращения, но пока конкретных планов у меня нет. В 2008-м я подумывал о подаче заявки, но дальше этого дело не пошло. Чтобы добиться результатов, все равно необходимо серьезное финансирование.
Сезон 2007-го года я провел в американской серии Champ Car, где мы заняли второе место, – приятно было выигрывать гонки и бороться за победу в чемпионате. Так что, если бы я и вернулся в Формулу 1, я бы сделал это вместе с конкурентоспособной командой, имеющей какие-то шансы. В общем, никогда не говори «никогда».
Вопрос: Пресса пишет, что Toro Rosso продается. Вы бы рассматривали это как один из возможных вариантов? Вы предпочитаете купить существующую команду, или все начать с нуля?
Пол Стоддарт: Я бы не хотел начинать с нуля. Этим бы я не стал заниматься, хотя у нас есть и все необходимое оборудование, и мы находимся в более выгодном положении, чем многие. Думаю, правильный путь – приобретение существующей команды.
Какой? Сложно сказать. Все зависит от того, какие будут варианты. Если честно, периодически какая-то из команд выставляется на продажу. Но я не собирался в это ввязываться. Если бы вы мне сказали году в 1996-м, 1997-м или 1998-м, что я стану владельцем итальянской команды Minardi, я бы вам не поверил. И все-таки я ее купил!
Ты используешь варианты, которые предлагает жизнь, самостоятельно оценивая каждый из них. И если тебе кажется, что дело того стоит, ты принимаешь решение и начинаешь действовать. Но, все-таки, я не стал бы начинать с нуля, а приобрел бы одну из действующих команд.
Вопрос: Какой из ваших сезонов вы считаете самым удачным?
Пол Стоддарт: Разумеется, 2002-й год. Без сомнения, это был лучший сезон. Сейчас люди, наверное, начинают понимать, глядя на новые команды, на Lotus, Virgin и HRT, насколько это сложное дело – Формула 1.
Если посмотреть на дебютантов чемпионата, то по уровню конкурентоспособности их вообще нельзя сравнивать с Minardi, хотя как минимум у двух из них были весьма серьезные бюджеты.
Многие мне говорили и писали, что Minardi, располагая бюджетом лишь в $20 млн., добивалась выдающихся результатов – когда я это слышу, то невольно улыбаюсь. Подумалось, что именно с приходом новичков стало заметно, насколько хорошо мы справлялись со своей работой, в среднем проигрывая лидерам лишь две секунды. В 2002-м мы опередили Toyota, притом, что в те времена очки начислялись только гонщикам, занявшим первые шесть мест. Присутствие таких команд, как Minardi и Jordan было оправдано. Я очень горжусь нашей работой.
Вопрос: Похоже, Minardi критиковали намного меньше, чем дебютантов этого сезона. Как вы думаете, почему?
Пол Стоддарт: С годами Minardi завоевала определенный авторитет, зарабатывала очки, – однако нас тоже критиковали, и немало. А когда мы терпели неудачи, это только доказывало, насколько трудно удерживаться в Формуле 1. И в 2010-м эта истина была еще раз подтверждена. Ведь если сравнить бюджеты – а у Lotus, говорят, он был на уровне $100 млн., а бюджета Virgin никто не знает, – то новые команды мало чего смогли добиться. Формула 1 – очень трудна, и именно поэтому считается вершиной мирового автоспорта.
Вопрос: А какой сезон вы считаете самым сложным?
Пол Стоддарт: Самым трудным, пожалуй, был 2003-й год. Мы начали чемпионат с двумя очень хорошими гонщиками – Йосом Ферстаппеном и Джастином Уилсоном, но к середине сезона столкнулись с огромными проблемами. Тогда в Формуле 1 было много политики. Например, надолго затянулся вопрос о создании фонда помощи маленьким командам. Тот год был очень сложным в финансовом отношении. Если говорить о спортивном аспекте, то, пожалуй, самыми трудными были 2004-й и 2005-й.
А еще одним из лучших сезонов был самый первый (2001), когда за шесть недель и три дня спасли команду от банкротства, хотя у нее тогда не было ни машины, ни мотора, – ничего не было. И все-таки мы успели к Мельбурну, и это был особый опыт.
Вопрос: С фондом помощи маленьким командам действительно было немало проблем…
Пол Стоддарт: Но все хорошо закончилось, в том числе, благодаря поддержке Рона Денниса. Для меня тогда многое решилось, и это была интересная ситуация.
Вопрос: Как вы считаете, в 2010-м году у Марка Уэббера был первый и последний реальный шанс выиграть чемпионат?
Пол Стоддарт: Безусловно, это его лучший сезон. Но я бы, пожалуй, не стал с вами соглашаться. Давайте посмотрим правде в глаза: не все пошло так, как должно было идти. Если бы не вылет в Корее, не авария в Турции и еще несколько других моментов, Марк, безусловно, стал бы чемпионом мира. Так что он продолжит бороться, и я с ним уже разговаривал. В следующем году он вновь будет сражаться за титул, выступая в очень конкурентоспособной команде. При Эдриане Ньюи Red Bull Racing, безусловно, будет одной из трех, или даже одной из двух топ-команд…
Вопрос: Насколько Фернандо Алонсо сейчас отличается от того молодого испанца, который дебютировал в Minardi в 2001-м году?
Пол Стоддарт: Он выиграл два чемпионата. Я всегда считал Фернандо и Марка чемпионами. И Алонсо это уже доказал. В Марке я тоже не сомневаюсь, но ему еще предстоит доказать всему миру, что эта задача ему по силам. Если бы меня попросили называть двух лучших гонщиков Формулы 1, я бы без колебаний назвал Уэббера и Алонсо.
Нисколько не сомневаюсь, что Фернандо продолжит выигрывать чемпионаты вместе с Ferrari, он очень целеустремленный человек. Он начинал карьеру в итальянской команде, а сейчас выступает за другую итальянскую команду, которая для этой страны является национальным достоянием.
Вопрос: Возможно, после того, как истечет действующий контракт, Мельбурн уже не будет принимать Гран При Австралии. Вы думаете, это правильное решение?
Пол Стоддарт: Думаю, что австралийский Гран При и в дальнейшем будет проводиться именно в Мельбурне, даже после 2014-го года, когда истечет контракт. Пока переговорами занимаются Берни Экклстоун и Рон Уокер, гонка останется в Мельбурне. Это мое мнение, и до сих пор я не ошибался. Гран При приносит Мельбурну огромную пользу. По-моему, это одна из лучших гонок чемпионата. Формула 1 много потеряет, если Мельбурн перестанет принимать Гран При…