де ла Роса: "Я хотел бы ещё три года провести в Формуле 1"

В интервью с болельщиками на своём официальном сайте Педро де ла Роса говорил о ситуации в современной Формуле 1 и продолжении карьеры…

Вопрос: Педро, какими качествами должен обладать идеальный инженер Формулы 1, с которым вам бы хотелось работать?
Педро де ла Роса: Идеальный инженер должен иметь методичный склад ума, отличную техническую подготовку, уметь интерпретировать информацию, полученную от пилота, и быстро решать возникшие проблемы.

Нужно уметь слушать и принимать решения – в Формуле 1 важны доли секунды, разбираться в тонкостях стратегии и наладить эффективный диалог с гонщиком. Очень часто в дни Гран При инженеры забывают о пилоте, сосредоточившись на поиске возможностей повышения эффективности машины.

Если гонщик не может помочь в технической работе, инженер должен быть другом, который будет вести пилота и поможет ему ориентироваться в ситуации.

Вопрос: Как вам удаётся многие годы бороться с трудностями, сохраняя неизменную улыбку на лице? Каковы ваши планы в ближайшей и долгосрочной перспективе?
Педро де ла Роса: Прежде всего, я не знаю другого способа принимать вызов – нужно сохранять оптимизм и присутствие духа, иметь уверенность в том, что ситуация разрешима. Перед тем, как принять решение, я тщательно всё обдумываю, но когда оно принято – уже не отступаю от поставленной цели. Да, я действительно встречаю трудности с улыбкой, и одна из причин – воспитание. Хорошие родители дают больше, чем тысячи учителей.

Если говорить о планах, то я хотел бы ещё три года провести в Формуле 1, а потом посвятить себя других категориям, уже на любительском уровне. Мне хотелось бы выступить в Ле-Мане с хорошей командой, но дальнейшая карьера зависит от физической формы.

Сейчас я в хорошей форме, даже лучшей, чем в двадцать лет. Однажды скорость, реакция и желание бороться станут не так велики – это значит, что пора вешать шлем на гвоздь. Пока ничего подобного нет, и я не думаю об уходе из Формулы 1.

Вопрос: Насколько серьёзно резина влияет на поведение машины?
Педро де ла Роса: Шины – один из ключевых элементов в любой гоночной категории, ведь именно они связывают машину с трассой. При этом важен не только контакт, но и его стабильность в разных условиях, под дождём или при высокой температуре. Чтобы добиться этого, шинники серьёзно работают над конструкцией, решают вопросы равномерного распределения температуры, что позволяет использовать более мягкие составы, обеспечивающие лучшее сцепление.

Я многому научился, работая с техническим персоналом Pirelli. Не стоит забывать, что кроме сликов ещё есть промежуточная и дождевая резина, обладающая совсем другими характеристиками. Её рисунок зависит от количества воды, которое необходимо отвести из пятна контакта.

Вопрос: Анализируя прошлое, вы хотели бы что-то изменить в своей карьере гонщика Формулы 1? Если да, то почему?

Педро де ла Роса: Я бы многое изменил, ведь приобретённый опыт позволяет более полно анализировать ситуацию.

Одна из моих ошибок связана с Jordan – подписав контракт тест-пилота, я проехал очень небольшую дистанцию. Нужно было убедить спонсоров из Repsol найти другой вариант, подписать контракт боевого, а не тест-пилота, пусть и в более скромной команде. К сожалению, спонсоров сложно убедить в том, что они должны заплатить команде, которая не может добиться больших успехов.

Вторая ошибка – контракт с Jaguar. У команды был большой бюджет, но отсутствовали самые необходимые элементы, отсутствовала инфраструктура. Когда я пришел в Jaguar, эта команда была единственной в чемпионате мира, не имеющей собственной аэродинамической трубы. Даже у Minardi такая труба была. Я подписывал контракт с надеждой на лучшее, и переоценил возможности Jaguar. С другой стороны, если бы я остался в Prost, это бы тоже было ошибкой – у них не было денег для развития машины.

В нужное время я оказался в неправильном месте, а потом пытался компенсировать эти потери на всём протяжении карьеры.

Вопрос: Скорость машин в современной Формуле 1 больше зависит от эффективности аэродинамики, чем от мощности двигателя, но всё же – насколько велика разница между моторами Mercedes и Ferrari?
Педро де ла Роса: Я действительно опробовал множество моторов – Mercedes, Ferrari, Toyota. Если говорить о чистой мощности, то у Mercedes есть преимущество, но моторы Ferrari имеют лучшие характеристики управляемости, более эффективны на выходе из поворотов – двигатели Toyota очень похожи, но немного уступают в мощности. Что касается потребления топлива, то по этому показателю двигатели почти идентичны.

После замораживания регламента на моторы ключевым фактором, определяющим эффективность машин, стала аэродинамика – поэтому так важны эффективные инструменты для работы в этом направлении, поэтому какие-то неожиданные решения – двойной диффузор, воздуховод, управляющий эффективностью заднего антикрыла, приносят столь серьёзное преимущество.

Мне кажется, что назрела необходимость перемен – столь серьёзное влияние аэродинамики не позволяет отрабатывать в Формуле 1 решения, которые могут использоваться в конструкции дорожных машин.

Вопрос: В последние годы технический регламент постоянно менялся – в 2011-м на машинах снова появится система KERS, команды могут использовать управляемый элемент заднего антикрыла, а в 2013-м Формула 1 перейдёт на четырёхцилиндровые турбомоторы. Вы не считаете, что эти перемены не имеют общей цели? Каким вам видится будущее Формулы 1?
Педро де ла Роса: Перемены в регламенте не всегда носят системный характер из-за сложности согласования позиций между командами, FOM и FIA. Я считаю, что Формула 1 должна играть большую роль в отработке решений, которые могут использоваться в конструкции дорожных машин. Нужно добиться большего при экономии топлива, при повышении эффективности двигателей, но сейчас всё сосредоточено на аэродинамике, хотя подобные решения мы никогда не увидим на улицах.

Вопрос: Какие слова вы бы произнесли руководителю команды, чтобы убедить в том, что вы – лучший кандидат для подписания контракта?
Педро де ла Роса: Недавно я произнёс их руководству Lotus Renault, когда они ко мне обратились. У меня большой опыт, я быстр и знаю, как добиться большей скорости от машины. Я сказал им, что хочу провести один день на тестах, и это станет лучшим аргументом, но не получил приглашения. Сила убеждения – не лучшее моё качество.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.