В канун Нового года F1News.Ru традиционно подводит итоги выступлений российских гонщиков на международной арене в минувшем сезоне. Прошедший 2017-й получился очень неоднозначным – у нас было немало поводов как для разочарований, так и для радости.
Круг российских гонщиков настолько широк, что отразить выступления всех в одном материале невозможно. Поэтому, как и в предыдущие три года, мы отказались от освещения результатов в кузовных сериях и гонках на выносливость, сосредоточившись только на формулах.
1. (3-й в 2016-м). Артём Маркелов (23 года)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула 2: 2 место (22 гонки, 5 побед, 7 подиумов, 1 поул, 4 лучших круга) |
2016 | GP2: 10 место (22 гонки, 1 победа, 2 подиума, 2 лучших круга) Toyota Racing Series: 8 место (5 подиумов) |
Путь Артёма в GP2 не был простым, но с каждым годом в этой серии он выступал всё сильнее, всё лучше, и если в 2016 году его победа в Монако стала сюрпризом, то теперь победы стали нормой. Символично, что произошло это именно тогда, когда серия была переименована в Формулу 2. Собственно, именно с победы Артём начал этот сезон и по ходу чемпионата поднимался на верхнюю ступеньку подиума ещё четырежды.
Да, побороться за титул не удалось, преимущество лидера Prema Шарля Леклера оказалось очень велико, особенно в первой половине чемпионата. Но если в прошлом году Prema доминировала безраздельно, и два её пилота заняли два первых места по итогам чемпионата, то теперь Russian Time удалось навязать им борьбу.
Сражение за вице-чемпионский титул в личном зачёте и чемпионский – в командном продолжалось вплоть до последней гонки сезона. Благодаря очень сильной концовке чемпионата Артём оставил последнее слово за собой, завоевав вице-чемпионский титул и обеспечив Russian Time победу в командном первенстве.
Важно, что к концу сезона Маркелов смог окончательно разобраться со своей главной проблемой – квалификациями. На финальном этапе сезона, в Абу-Даби, Артём впервые в карьере завоевал поул, хотя в первой половине чемпионата в этом компоненте Леклер царствовал безраздельно. А со скоростью в гонках у Маркелова никогда не было проблем.
Артём Маркелов для F1News.Ru: «Я очень доволен своими результатами в этом году, а также тем, что команда заняла первое место в чемпионате. Невероятные эмоции как для команды, так и для болельщиков – моё главное достижение в этом году, и они останутся с нами до следующего сезона!
Конечно, всегда можно отработать ещё лучше, даже если ты первый. Поэтому я всегда буду учиться и стараться делать свою работу лучше, чем вчера. В этом году у меня был шанс и на титул, но в какой-то момент мы его упустили.
Что касается будущего, то очень хотелось бы сесть за руль машины Формулы 1 в качестве боевого пилота, но на данный момент это невозможно. Поэтому будем надеяться, что удастся стать тест-пилотом – тогда у меня будет время освоиться в команде и научиться работать с машиной, прежде чем я сам смогу выйти на старт!»
2. (2-й в 2016-м). Сергей Сироткин (22 года)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула 2: 20-й (2 гонки, 9 очков, лучший результат - 4-е место) «24 часа Ле-Мана» (LMP2): 34-й |
2016 | GP2: 3 место (22 гонки, 2 победы, 8 подиумов, 3 поула, 1 лучший круг) |
Сергей Сироткин умеет преподносить сюрпризы, это известно давно. В 2017-м он совершил удивительную вещь – смог ярко проявить себя, практически не выступая в гонках. Весь его гоночный опыт в прошедшем сезоне ограничился тремя стартами – двумя в Формуле 2, где он выступал за ART, заменяя травмированного Александера Элбона, и одним на «24 часах Ле-Мана» в составе SMP Racing.
И там, и там Сергей хорошо справился со своей задачей – в частности, без всякой подготовки, после более чем полугодового перерыва, сев за руль машины ART в Баку, он смог в обеих гонках финишировать в очках, в том числе четвёртым во второй гонке. Результат мог бы быть и намного лучше, если бы не ошибка Шона Гелаэля, из-за которой первая гонка была остановлена досрочно.
Но, конечно, совсем не это выступление позволило нам второй год подряд поставить Сергея на второе место нашего рейтинга. Основным местом работы Сироткина стала роль резервного гонщика Renault F1, и на протяжении всего года он провёл немало тестов на машине 2012 года, а также принимал участие в свободных заездах и официальных тестовых сессиях сезона. Именно результаты Сергея заставили Renault отказаться от контракта с Робертом Кубицей – разница была слишком велика.
Кульминацией сезона для Сироткина стали тесты за другую команду – Williams. Для многих его участие в тестах вообще стало неожиданностью – западная пресса считала, что контракт с командой у Кубицы в кармане. Однако это было не так – в Williams решили провести своё сравнение скорости и подготовленности Роберта и Сергея, создав для них на тестах как можно более близкие условия. Результаты оказались настолько красноречивы, что в гонке за место в команде Сироткин в одночасье превратился в главного фаворита.
Сергей Сироткин для F1News.Ru: «Главным позитивным итогом этого года стало именно то, что хотя у меня было очень мало шансов показать себя, я использовал их максимально эффективно и извлёк из ситуации почти всё, что было возможно – и с точки зрения скорости, и в плане опыта.
Из негативных моментов, и в первую очередь недостатка работы за рулём, я тоже извлёк важный урок: прежде всего, надо безумно любить то, что ты делаешь. Я всегда знал, что очень люблю гонки, работу за рулём машины, и только потому этим и занимаюсь, но в этом году я осознал это, как никогда прежде.
Каждый раз, когда я садился за руль, я делал это с огромным желанием и со всей душой, если можно так сказать. Думаю, это тоже, в конечном счёте, отразилось как на результатах, так и на том впечатлении, что я о себе оставил».
3. (1-й в 2016-м). Даниил Квят (23 года)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула 1: 19 место (15 гонок, 5 очков, лучший результат - 9-й) |
2016 | Формула 1: 14 место (21 гонка, один подиум, лучший результат - 3-й) |
Пять лет подряд Даниил Квят возглавлял наш рейтинг по итогам сезона – эта серия началась ещё до его дебюта в Формуле 1. К сожалению, прошедший сезон Даниил никак не может записать себе в актив, следствием чего и стала потеря позиций. Впрочем, нет никаких сомнений в том, что Даниил остаётся одним из лучших российских гонщиков.
Безусловно, корень проблем, с которыми Квят столкнулся в этом году, кроется в прошлом сезоне, когда россиянина бесцеремонно высадили из кокпита машины Red Bull Racing, пересадив за руль Toro Rosso. Оправдания руководства Red Bull, утверждавших, что таким образом хотят «снизить давление» на Даниила, конечно же, не выдерживают критики.
Оказавшись в бесперспективной позиции (ведь надеяться на возвращение в топ-команду в рамках системы Red Bull уже не приходилось), Квят растерял мотивацию и начал потихоньку уступать напарнику, Карлосу Сайнсу. Параллельно портились отношения с руководством программы Red Bull, особенно с Хельмутом Марко, всё неизбежно катилось к расставанию.
В прежние годы Квят и Сайнс не раз выступали в одних сериях и даже в одной команде – например, в GP3 в 2013 году, и тогда Даниил не оставил Карлосу никаких шансов. Вряд ли за прошедшие четыре года он разучился ездить. Тем более, что один всплеск в выступлениях Квята мы всё же увидели – на Гран При США, после пропуска двух этапов, его вернули за руль Toro Rosso, чтобы заменить Пьера Гасли. Команда к этому моменту выглядела откровенно неважно, но Даниил выступил очень хорошо и смог заработать очки.
То, что Квят в Остине выступил отлично, признал даже Хельмут Марко, но заявил, что «одного хорошего Гран При в сезоне недостаточно». В действительности Марко лукавил – он не мог не понимать, что этот всплеск куда лучше говорит об истинной скорости Даниила, чем весь предыдущий сезон. Единственный раз за полтора года Квят был действительно мотивирован, и именно в этот момент проявил себя с самой лучшей стороны. Так что именно Остин показал, на что способен Квят, когда этого действительно хочет.
К сожалению, о том, что контракт с Квятом не будет продлён, стало известно очень поздно, когда мест в других командах практически не осталось. К тому же, у него нет серьёзной финансовой поддержки. Перспективы Даниила неясны, но многие в паддоке в него по-прежнему верят, и есть шанс, что после годичного перерыва он сможет вернуться на высший уровень автоспорта.
4. (9-й в 2016-м). Роберт Шварцман (18 лет)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула Renault 2.0 Euro: 3 место (23 гонки, 6 побед, 12 подиумов, 7 поулов, 7 лучших кругов) |
2016 | Формула Renault 2.0 NEC: 6 место (15 гонок, 2 победы, 3 подиума, 1 поул, 2 лучших круга) Формула Renault 2.0 Euro: 8 место (15 гонок, 1 подиум, лучший результат - 3-й) |
О больших перспективах Роберта Шварцмана мы начали писать ещё три года назад, и пока выданные ему авансы петербуржец полностью оправдывает. Сейчас Роберт входит в число наиболее перспективных пилотов программы SMP Racing. В 2017-м он сильно выступил в еврокубке Формулы 2.0, закончив сезон на третьем месте. В случае Роберта приходится говорить «только на третьем», так как по скорости он был одним из лучших, если не абсолютно лучшим.
В первой половине сезона Шварцман был однозначно лучшим, но во второй всё сложилось не так хорошо. К тому же, когда стало известно о том, что Роберт вошёл в Гоночную академию Ferrari, в серии Renault с ним начали происходить самые удивительные вещи. Дисквалификации, странные решения судей и так далее. В результате Роберт не только отстал от француза Фенестраза, выигравшего чемпионат, но и пропустил Уилла Палмера, у которого вдвое меньше побед.
Впрочем, всё это уже не имеет никакого значения. В скорости и психологической устойчивости Роберта нет никаких сомнений, и не только у нас, но и у Ferrari – это большое подспорье для молодого пилота, которому предстоит многому научиться, но его талант виден невооружённым глазом уже сейчас.
Свой следующий сезон Шварцман проведёт в европейском чемпионате Формулы 3, в сильнейшей команде серии – Prema. Его напарником будет другой пилот Академии Ferrari, Маркус Армстронг, а также, с большой вероятностью, Мик Шумахер. Это очень конкурентоспособная серия, где любому новичку всегда приходится непросто, но тем ценнее успех.
Роберт Шварцман для F1News.Ru: «Это был очень важный для меня сезон с точки зрения опыта, я многому научился и уверен, что в будущем мне это очень сильно поможет. Огромное спасибо программам SMP Racing и Ferrari Driver Academy за то, что верят в меня!»
5. (6-й в 2016-м). Матевос Исаакян (19 лет)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула V8 3.5: 2-й (18 гонок, 2 победы, 8 подиумов, 1 поул, 4 лучших круга) ELMS (LMP2): 6-й (4 гонки, 1 победа, 3 подиума) |
2016 | Формула V8 3.5: 9-й (14 гонок, 1 победа, 2 подиума, 1 поул) GP3: 17-й (18 гонок, лучший результат - 4-й) |
Этот год в Формуле V8 3.5 Матевос провёл в качестве «второго номера» команды SMP Racing by AVF, рядом с опытным Егором Оруджевым, которому предстояло сражаться с фаворитом серии – Пьетро Фиттипальди на Lotus. Поначалу так и было, но уже на втором этапе, после победы в одной из гонок, Матевос выдвинулся на первые роли и претендовал на титул на равных со своим старшим товарищем.
В середине сезона Исаакян даже возглавил чемпионат, но, к сожалению, удержать лидерство не смог. Концовка сезона вышла для него очень неудачной, и апогеем стала удивительная поломка на старте первой гонки в Бахрейне – из-за выскочившего привода Матевос не смог уйти в гонку с поула, что и лишило его шансов на титул.
Тем не менее, это был весьма успешный год для Матевоса, который, вместе со своим напарником, блистал не только на трассах Формулы V8 3.5, но и в серии ELMS, также в составе команды SMP Racing, на прототипе Dallara категории LMP2. В четырёх гонках Исаакян и Оруджев трижды поднялись на подиум, в том числе одержав победу на Поль-Рикар.
Матевос Исаакян для F1News.Ru: «Год для меня получился более чем насыщенным. С самого начала я боролся за высокие позиции в Мировой серии Формулы V8 3.5, даже в какой-то момент лидировал в чемпионате. К сожалению, последние гонки не задались и сезон я закончил на втором месте, что тоже хорошо.
Также по ходу сезона мне выпала возможность проявить себя в гонках на выносливость в классе LMP2. Придя в середине сезона, я и мой напарник Егор завоевали два подиума и одну победу за четыре гонки. Хотелось бы отметить тесты на новом российском прототипе BR1. Я выступал во многих молодежных сериях, а теперь и в гонках на выносливость, но я считаю, что BR1 – самая быстрая машина, на которой я когда-либо ездил».
6. (5-й в 2016-м). Егор Оруджев (22 года)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула V8 3.5: 6-й (16 гонок, 2 победы, 10 подиумов, 1 поул, 3 лучших круга) ELMS (LMP2): 6-й (4 гонки, 1 победа, 3 подиума) |
2016 | Формула V8 3.5: 3 место (18 гонок, 5 побед, 8 подиумов, 1 поул, 3 лучших круга) |
О сезоне Егора Оруджева можно сказать почти всё то же самое, что и про сезон Исаакяна, за тем лишь исключением, что начинал чемпионат Егор в статусе главного фаворита. Не всё складывалось идеально, но в целом Оруджев стал более стабильным, не растеряв своей скорости, десять раз поднимался на подиум, в том числе дважды – на высшую ступеньку.
Перед последним этапом он тоже претендовал на титул и имел бы вполне реальные шансы его завоевать, если бы не ангина. Тем не менее, несмотря на высокую температуру, Егор рвался в бой, и лишь запрет врачей заставил SMP Racing срочно подыскивать для него замену – в результате на последнем этапе за команду выступил Константин Терещенко.
Оруджеву оставалось лишь наблюдать за ходом сражения за титул из дома, и только поэтому в чемпионате его смогли опередить Селиш, Биндер и Ниссани. Если прибавить сюда отличные выступления в ELMS в одном экипаже с Исаакяном, можно признать, что это был неплохой год для Егора.
Перспективы Исаакяна и Оруджева пока не совсем ясны, хотя ясно, что без поддержки в SMP Racing их не оставят – результатами пилотов в программе довольны. Есть вероятность, что оба войдут в отдельный, «молодёжный» экипаж SMP Racing на BR1 категории LMP1 в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Но даже если это произойдёт, учитывая очень небольшое число гонок в WEC в следующем году, оба хотели бы продолжить выступления и в формулах.
Егор Оруджев для F1News.Ru: «Чемпионат Формулы V8 3.5 выиграть не удалось, сыграло много факторов, конечно, и то, что пришлось пропустить последний этап, до которого я был одним из лидеров. Зато в этом году открыл для себя гонки на выносливость. В трёх из четырёх этапов мы финишировали на подиуме, что весьма порадовало.
Также совсем недавно удалось опробовать машину LMP1, прототип BR1. Для меня это был самый быстрый автомобиль, который я когда-либо пилотировал, так что эмоций много. Не думаю, что кто-то в течение полугода садился первый раз в LMP2, а потом почти сразу же «пробовал на вкус» LMP1».
7. (10-й в 2016-м). Никита Троицкий (18 лет)
Сезон | Результаты |
2017 | Euroformula Open: 2 место (16 гонок, 9 подиумов, 2 поула, 4 лучших круга, лучший результат - 2-й) |
2016 | MRF Challenge: 3 место (2 победы, 7 подиумов) Формула Renault 2.0 NEC: 14 место (12 гонок, 1 подиум, лучший результат - 2-й) Формула Renault 2.0 Euro: (12 гонок, лучший результат - 5-й) Euroformula Open: 13 место (4 гонки, 1 подиум, 1 поул, лучший результат - 3-й) |
Никита Троицкий – ещё один пилот программы SMP Racing, здорово проявивший себя на европейских трассах в прошедшем году. Никита выступал в EuroFormula Open – чемпионате уровня Формулы 3 – за команду Drivex School.
В серии откровенно доминировал один пилот, Харрисон Скотт, но 21-летний британец значительно опытнее большинства своих конкурентов. Соперникам оставалось вести сражение только за второе место, и его Троицкий уверенно выиграл. Девять подиумов и два поула принесли ему вице-чемпионский титул и звание лучшего новичка сезона.
Никита Троицкий для F1News.Ru: «2017 год получился очень продуктивным, было много радостных моментов, ведь почти на каждом этапе я стоял на подиуме. Я завоевал титул лучшего новичка сезона. Конечно, были и неудачи, но я намерен побеждать, несмотря ни на что. Надеюсь 2018 год будет ещё интереснее и насыщеннее».
8. (8-й в 2016-м). Никита Мазепин (18 лет)
Сезон | Результаты |
2017 | Европейский чемпионат Формулы 3: 10 место (30 гонок, 3 подиума, 1 лучший круг, лучший результат - 2-й) |
2016 | Европейский чемпионат Формулы 3: 20 место (30 гонок, лучший результат - 8-й) Британская Формула 3: 23 место (3 гонки, 1 победа) Формула Renault 2.0 Euro: 17 место (4 гонки, лучший результат - 5-й) |
Называя вещи своими именами, сезон 2016 года получился для Никиты провальным. Тем ценнее тот прогресс, которого он добился в 2017-м. Мазепин выступал в том же, весьма конкурентном чемпионате европейской Формулы 3, за ту же команду HitechGP, но выглядел намного увереннее.
Особенно удалась Никите вторая половина сезона, когда он трижды поднимался на подиум. Стабильности, конечно, пока не хватает, так что по итогам сезона он оказался только десятым. Тем не менее, благодаря неплохому «спурту» на финальных этапах Мазепин опередил в личном зачёте Харрисона Ньюи, Мика Шумахера, Джоуи Моусона и Педро Пике.
Помимо этого, Мазепин остаётся девелопмент-драйвером Force India, а в конце сезона провёл тесты в GP3 за ART. Именно в этой серии и этой команде Никита будет выступать в 2018-м, и посмотреть там на него будет очень интересно. Машина ART позволяет ставить перед собой самые высокие задачи.
9. (7-й в 2016-м). Константин Терещенко (23 года)
Сезон | Результаты |
2017 | Формула V8 3.5: 8-й (18 гонок, 1 подиум, лучший результат - 3-й) |
2016 | GP3: 29 место (18 гонок, лучший результат - 6-й) |
Прошедший сезон трудно назвать удачным для Константина, хотя особой вины россиянина в этом нет. Всё решилось ещё в межсезонье – выбор как серии (Формула V8 3.5), так и команды (Teo Martin Motorsport) оказался ошибочным. По ходу чемпионата и то, и другое разваливалось на глазах, и вместе с ними исчезали и надежды Константина на хороший результат.
Учитывая обстоятельства, Константин провёл сезон не так уж плохо, уверенно чувствовал себя в середине пелотона, а однажды даже поднялся на подиум. Конечно, этого мало, чтобы привлечь внимание к себе, и обстоятельства при этом мало кого интересуют. К тому же, Терещенко уже 23, а значит, настало время принимать решение. С высокой вероятностью, он продолжит карьеру в неформульных категориях.
Константин Терещенко для F1News.Ru: «Я не очень доволен прошедшим сезоном, а именно работой моей команды. Но в целом я получил большой опыт и накат на машине Формулы V8 3,5, улучшая свои результаты в течение сезона. Сейчас мы ведём переговоры с многими командами чемпионатов ELMS и WEC. Думаю, что это направление в следующем сезоне будет правильным».
10. (4-й в 2016-м). Михаил Алёшин (30 лет)
Сезон | Результаты |
2017 | IndyCar: 19 место (12 гонок, лучший результат - 6-й) «24 часа Ле-Мана» (LMP2): 34-й |
2016 | IMSA SC (P): 38-й (1 гонка, 1 поул, лучший результат - 33-й) FIA WEC (LMP2): 16 место (4 гонки, лучший результат - 11-й) IndyCar: 15 место (1 подиум, 1 поул, лучший результат - 2-й) |
Михаил Алёшин – один из самых опытных и заслуженных пилотов программы SMP Racing, от его выступлений всегда многого ждут. Вот и на этот раз было много надежд – впервые Михаил начинал сезон в IndyCar после нормальной подготовки, и жаловаться на отсутствие опыта уже не приходилось.
К сожалению, ожидания эти не оправдались – хотя общий уровень выступлений оказался чуть выше, чем в предыдущие годы, отсутствие ярких всплесков, вроде подиумов и поулов в предыдущие годы, оставили разочарованными как Schmidt Peterson Motorsports, так и самого Алёшина. В итоге контракт был расторгнут досрочно.
После возвращения из-за океана Михаил переключился на подготовку прототипа BR1 и считается одним из наиболее очевидных кандидатов на выступления в составе SMP Racing в LMP1 в следующем году. Михаил всегда подчёркивал, что готов ездить где, когда и на чём угодно – будем надеяться, что в чемпионате FIA WEC он вернётся на привычный нам высокий уровень выступлений.
Александр Вартанян (17 лет), Алексей Корнеев (19 лет)
Помимо Шварцмана, в 2017 году в Еврокубке Формулы Renault 2.0 выступали ещё двое пилотов SMP Racing. Особенно стоит выделить результаты Вартаняна, который для своих лет и статуса новичка чемпионата выглядел очень неплохо. Несмотря на очень высокую конкуренцию и большое число участников Александр регулярно зарабатывал очки, завершив сезон на 13-м месте в общем зачёте и шестым среди новичков.
Кроме того, Вартанян провёл один этап в Северо-Европейском кубке той же категории, и в одной из двух гонок смог подняться на подиум! Скорее всего, мы увидим его в этой же категории и в следующем году. Александр ещё очень молод и проводил всего лишь второй сезон в формулах, так что есть надежда, что его результаты будут расти.
Что касается Корнеева, то его результаты скорее разочаровали. Обладая куда большим опытом, Алексей лишь считанное число раз смог заработать очки, а его «выезд» в Северо-Европейский кубок не запомнился ничем. Вообще, результаты Алексея в последние годы скорее падают, чем растут, что довольно странно.
Александр Смоляр (16 лет), Никита Волегов (16 лет), Иван Берец (16 лет)
С Александром Смоляром в SMP Racing связывают очень большие надежды, и основания тому, конечно, есть. Всем запомнился прошлогодний чемпионат мира по картингу в Бахрейне, в котором Александр завоевал поул, но из-за технической поломки (нечастый случай в картинге) не смог им воспользоваться.
В этом сезоне Смоляр перешёл в формулы и выступал на двух фронтах – в SMP Формуле 4 и в испанском чемпионате того же уровня. И там, и там добился больших успехов, причём даже более значимых в испанской серии. В конечном счёте, и в обоих чемпионатах он уступил титул Кристиану Лундгарду, но смотрелся более чем достойно.
В этих же сериях выступали Никита Волегов и Иван Берец. Волегов чуть опытнее Смоляра, для него это был уже второй сезон в Ф4, и результаты были чуть хуже. Тем не менее, четвёртое место в испанской Формуле 4 и пятое в SMP F4 – хороший итог сезона. Иван Берец пока столь высоких результатов не показывает, но он ещё моложе, чем Волегов и Смоляр, так что время на прогресс у него пока есть.
Артём Петров (17 лет)
Ещё несколько лет назад Артём был очень перспективным картингистом, выиграл чемпионат России в категории KFJ в 2014 году, а в 2015-м финишировал шестым в этой же категории в чемпионате мира. В прошлом году он попробовал свои силы в итальянской Формуле 4, в этом продолжил выступления в этом чемпионате, а также добавил к ним несколько этапов немецкого чемпионата того же уровня.
Результаты Артём (ещё один представитель питерской школы картинга) показывает очень интересные. За титул Петров не боролся, но в итальянской серии регулярно поднимался на подиум, и если бы не ряд сходов и различных неудач, мог бы быть гораздо ближе к чемпиону серии, Маркусу Армстронгу.
Ещё любопытнее развивалась ситуация в немецкой Формуле 4. В этой серии с самого начала чемпионата было три явных фаворита – эстонец Юрий Випс, новозеландец Маркус Армстронг и бразилец Фелипе Другович. Весь сезон они сражались друг с другом, вперёд выходил то один, то другой, и перед самой последней гонкой самого последнего этапа трёх претендентов на титул разделяли всего несколько очков.
В итоге чемпионом стал занявший третье место Випс, Армстронг финишировал вторым и уступил ему 4,5 очка, а Другович оказался пятым и занял третье место в чемпионате, проиграв девять очков. Ну а выиграл эту гонку как раз Артём.
Ян Леон Шлом (18 лет), Даниил Проненко, Алексей Чуклин (32 года)
Иногда в карьере пилота происходят удивительные перемены. Например, бывший российский гонщик Алексей Чуклин теперь выступает под украинским флагом, а бывший украинец Даниил (Данило) Проненко – наоборот, под российским. И оба провели этот сезон в Испании, выступая в EuroFormula Open. Результатами, впрочем, ни тот, ни другой похвастать не могли, и карьера в формулах для обоих близится к завершению.
Питерец Ян Леон Шлом заметно моложе обоих и пока лицензию не менял, но результат практически такой же. Всего четыре гонки, ни одного очка и весьма туманные перспективы.
Никита Ласточкин (27 лет)
Мы продолжаем с интересом следить за американской карьерой россиянина Никиты Ласточкина. Комментируя своё будущее для нашего прошлогоднего материала, Никита говорил о большом интересе к европейской серии EuroFormula Open (фактически испанской Формуле 3), но в силу удивительного стечения обстоятельств выступить в ней у Ласточкина не получилось.
Тем не менее, прошедший сезон получился для Никиты весьма насыщенным – начал он его в Новой Зеландии, в Toyota Racing Series (TRS), а продолжил в американской Pro Mazda за Team Pelfrey. Без должной подготовки в TRS Ласточкину, конечно, пришлось непросто, а вот в Америке его дела шли куда лучше.
Чемпионат Pro Mazda – пока самый высокий уровень, на который поднимался Ласточкин, и показал он себя вполне неплохо. За сезон он дважды побывал на подиуме и в итоге финишировал пятым. Что, быть может, ещё важнее – Никита уже знает, чем будет заниматься в следующем году, так как подписал контракт с другой командой Pro Mazda – Cape Motorsports, с которой работал в 2016-м в USF2000.
Это тем более важно, что в следующем году в Pro Mazda появятся новые, гораздо более быстрые и современные машины, и прогресс пойдёт быстрее. У Ласточкина появляется реальный шанс получить «билет» в старшие американские категории – Indy Lights и IndyCar.
Никита Ласточкин для F1News.Ru: «Что касается EuroFormula Open, то на переговорах всё складывалось просто отлично, я выбирал между Campos и RP. В итоге остановился на Campos, и прилетел на тесты. Как только приземлился в Валенсии, у меня украли рюкзак, где, помимо прочего, находился паспорт.
Так как я гражданин России, но живу в США, это с точки зрения логистики был кошмар. Причём, время декабрь, зимние тесты Формулы 3 у меня были запланированы до конца месяца, а затем нужно было сразу лететь на TRS в Новую Зеландию, где уже всё обговорено. В общем, весь декабрь, пока шли тесты, пытался срочно что-то сделать с паспортом, а в Campos ждали, когда я подпишу контракт на сезон.
В конце концов, я решил не идти в Формулу 3 просто потому, что мне нужно было разгрести завал с паспортом и визами. В итоге паспорт с визой в Новую Зеландию я получил за день до вылета туда, чему был безумно рад и вздохнул с облегчением.
В Новую Зеландию приехал руководитель Team Pelfrey, он был на праздниках у семьи, и мы с ним встретились. В Pro Mazda проводили последний сезон на старых машинах, спроса было мало, нам удалось договориться на очень выгодных условиях. Сошлись на том, что если я успею получить визу в США до начала сезона, то поеду за них. В итоге визу получил за два дня до последних предсезонных тестов.
Что до самого сезона: были свои моменты, но машины уже изжили своё. Видно было, что команда работает без особого старания, цель просто доехать и попрощаться со старыми машинами. Я был рад получить опыт на отличных условиях, хотя год в Формуле 3, как мне кажется, дал бы мне намного больше.
Сейчас самое интересное – это новая машина Pro Mazda. На всех трассах, где мы работали, она оказывалась быстрее старой машины на 4,5-5 секунд. Невероятно, что они из Tatuus с таким двигателем выжимают такое время, но машина действительно очень и очень быстрая. Тесты пока идут очень хорошо, поэтому жду следующий сезон с большим нетерпением».