Телеметрия – «Большой брат» Формулы 1

О том, что происходит на трассе с машиной Формулы 1, первыми узнают инженеры-телеметристы. В прошлом году мы писали о распределении ролей в техническом моторхоуме, но тогда речь шла о приёме и обработке информации. Главный инженер Renault F1 Род Нельсон рассказал журналистам о том, какие данные доступны команде…

Род Нельсон: «Мы получаем в реальном времени около сотни каналов телеметрии с каждой машины, одни связаны с унифицированным электронным блоком ECU, другие передаёт специальный компьютер. К примеру, мы получаем данные о давлении в шинах, температуре резины, высоте подвески – для этого машины оснащены датчиками GPS и лазерными системами измерения высоты.

Инженеры могут отслеживать перемены в давлении или высоте в любом повороте, сопоставлять данные и оценивать реакцию машины на поворот руля, её стабильность на торможении. Мы имеем полную картину поведения машины на трассе, в девяти случаях из десяти можем предугадать, о чём будет говорить гонщик перед пит-стопом, предвидеть возможные проблемы.

Задача команды – оперативно справиться с возникшими сложностями и компьютерный анализ данных даёт преимущество во времени – работа начинается ещё до того, как гоночный инженер начнёт переговоры с пилотом. Особенно эффективен этот подход в сомнительной ситуации, когда очевидны следствия, но сложно судить о причинах.

Мы понимаем, верно ли гонщик оценивает поведение машины, и здесь тоже есть свои преимущества – если один из пилотов пока не имеет достаточного опыта, как в случае с Виталием Петровым, анализ телеметрии позволяет добиться двойного эффекта – мы понимаем, что идёт не так, а гонщик набирается опыта, когда проблему удаётся решить. Всё это позволяет сделать машину быстрее».

Несколько лет назад двухсторонний обмен информацией между машиной и боксами был запрещён, сейчас инженеры не могут дистанционно вмешиваться в работу машины – они лишь обрабатывают информацию и дают рекомендации пилоту, который переключает органы управления на руле, чтобы изменить степень обогащения топливной смеси или изменить режим работы двигателя…

Род Нельсон: «Заранее оценивая возможные проблемы, мы можем увеличить надежность машины. Два инженера наблюдают за работой гидравлики, два – за моторами, ещё двое – за эффективностью и балансом. Отдельные сотрудники контролируют работу электроники и бортовых систем – за работой каждой машины на трассе из технического моторхоума команды постоянно следят от 12 до 15 человек».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.