Российский гонщик Михаил Алёшин комментирует итоги второго этапа Мировой серии Renault в традиционной авторской колонке на F1News.ru. Две гонки в Спа принесли Михаилу победу, четвертое место и лидерство в общем зачете чемпионата…
Каждый раз, вспоминая о гонках в Спа, мы говорим о повороте «Красная вода» и большой протяженности круга. Семь километров и три метра – нестандартная длина, современные трассы редко бывают длиннее 5.5 – 6 км. Но Спа имеет легендарную, почти вековую историю, и эти особенности выгодно отличают её от других автодромов.
Здесь огромные перепады высот и не всегда безопасная дистанция от трассы до ограждения, но поэтому Спа мне и нравится – это настоящая, бескомпромиссная трасса в духе «старой школы» при вполне современных характеристиках. Ровный асфальт позволяет экспериментировать с высотой подвески, но нужно учитывать компрессию, которая возникает при перепаде высот в «Красной воде», иначе вместо колёс вы будете ехать на днище машины.
Тренировки начались в пятницу – две по семьдесят пять минут. Погода была пасмурной, но без дождя. В первой сессии мы, в основном, работали над балансом – по сравнению с гонкой в Моторленде многое пришлось поменять в настройках, но работа дала результат – лучшее время по итогам сессии. Во второй тренировке мы сосредоточились на тонкой настройке – это самая сложная часть, требующая 100%-й отдачи – нужно найти необходимые решения перед квалификацией. Мы сделали всё, что требовалось, правда инженер, мягко говоря, не рассчитал с количеством топлива, и у меня было на 20 кг (в автоспорте всегда считается вес, а не объём топлива – мы об этом ещё поговорим) больше, чем было нужно. Поэтому и результат оказался соответствующим – шестое время. Уже потом, поняв, в чём дело, мы успокоились, ведь шестое время с балластом в 20 кг – неплохой результат!
Субботнее утро было омрачено плохим самочувствием и температурой в 38.5. Когда я приехал на трассу, Тревор Карлин (владелец команды) сказал что на мне «лица нет». Подбодрил, так сказать... :)
В первой квалификации было много красных флагов – кто-то постоянно вылетал. Можно считать это чудом, но за полчаса мне удалось проехать лишь один (!) чистый круг, на котором я показал время, позволившее завоевать поул.
Перед гонкой я не сильно волновался – я знал, что у нас хорошая скорость, которую нужно лишь воплотить в результат. Определённые опасения были связаны с первым поворотом – весьма «острым» в Спа, обычно там не все помещаются. Я хорошо стартовал и старался ехать на пределе, не допуская ошибок. На первых кругах меня преследовал Пентус, потом они начали бороться с Хартли и немного отстали, но Хартли быстро справился с соперником, отыграл отставание и начал меня прессинговать. Я был несколько удивлён его темпом, но в тот момент было не до анализа причин – я думал о том, как не упустить лидерство.
После нескольких неудачных атак Хартли остановился, признаюсь – я сразу почувствовал себя лучше. К финишу я ехал в одиночестве, на всякий случай экономил топливо и старался не ошибаться.
Финишировал первым, а чуть позже поинтересовался причиной схода Хартли, и понял, почему он был так быстр. Он выбыл потому, что в машине закончилось топливо, и, получается, атаковал меня на более легкой машине.
Я могу понять, когда топливо заканчивается за круг до финиша – это называется «не рассчитали», но не за семь кругов! Все оказалось просто – инженер команды допустил ошибку, попросив заправщика залить перед стартом 75 литров, а не 75 килограммов топлива. Литр бензина - это примерно 750 грамм чистого веса, соответственно у Хартли бак был заполнен только на три четверти от нужного объёма.
Хорошо, что в итоге всё выяснилось, а то я уже начал думать о том, где могу проигрывать так много на круге. :)
На следующий день нас ждала вторая гонка. Квалификация прошла под проливным дождем, сложно было просто проехать круг, не говоря уже о лучшем времени – постоянно мешали красные и желтые флаги, трафик, в котором соперники не спешат пропускать вас на быстром круге. В итоге – только девятое место на старте. Правда, отличился мой напарник, завоевав поул. Молодец! Джейк Розенцвейг – хороший паренек, без всяких «звезд». Он долго советовался со мной перед стартом по поводу стратегии гонки и первого поворота, я, как мог, постарался ему помочь.
Во время тех десяти минут, что мы стояли на стартовой решетке в ожидании начала формировочного круга, зарядил дождь. Причем именно в тот момент, когда по регламенту, мы не имеем права менять настойки, чтобы не затягивать процедуру старта. Многие решили сменить слики на дождевую резину, что в этот момент тоже запрещено. Мы тоже едва не поддались на провокацию, но в решающий момент я остановил команду, убедив их в том, что за это можно получить наказание. Инженер настаивал на смене, говорил, что все меняют, значит и нам можно, в результате почти всех и наказали!
Когда мы выехали на уже последний, предстартовый, формировочный круг – зарядил град, и организаторы приняли верное решение – выбросили красный флаг и дали десять минут на смену резины и настроек прямо на стартовом поле. Мы сделали почти всё, как надо, но поменяв передние пружины подвески на более мягкие, упустили время для замены задних, что привело к серьёзному нарушению баланса машины. Едва не вылетев после старта в «Красной воде», я понял, что меня ждет очень долгая гонка!
Представьте ситуацию – вы едете под 300 км/ч, ничего не видите из-за брызг, и не знаете, как поведёт себя машина в следующем повороте. Да и где он, этот поворот? Ничего не видно, кроме деревьев. Отпустишь газ чуть раньше – получишь удар от тех, кто едет сзади и тоже ничего не видит. Затормозишь позже – сам «приедешь» в соперника. Но, главной проблемой оставались разные пружины подвески – машина получила чудовищную избыточную поворачиваемость, из-за которой я несколько раз вылетал на траву, и не где-нибудь, а в той же «Красной воде».
Как я уже сказал, большинство гонщиков были наказаны штрафом, и это позволило мне финишировать четвёртым, хотя в воскресенье я ехал не настолько быстро, чтобы закончить гонку на этой позиции. Кто-то скажет: «Нечестно, ты приехал не на своём месте», а я отвечу – «Всегда нужно думать самому!» Что помешало соперникам предотвратить смену шин в тот момент, когда это было запрещено, как это сделал я? В воскресенье верно принятые решения и хорошая работа команды на пит-стопе позволили мне набрать ещё несколько очков, и немного оторваться от преследователей в чемпионате.
Думаю, это только начало!
Будем работать дальше!