Разведчик Штирлиц недаром говорил, что после разговора в голове лучше всего откладывается последняя фраза. У каждого из нас немецкий Гран При оставил собственные впечатления – порой диаметрально противоположные. Но я почему-то не сомневаюсь, что большинство из приехавших в Хоккенхайм журналистов прежде всего запомнит чумовую акцию креативщиков из Ред Булла. Минимумом средств эти фантазеры-профессионалы в который уже раз добились максимального результата. Три дня к пресс-релизам Быков добавлялись элементы «набора немецкого болельщика». Сначала эта была накладная борода из бумаги, затем – инструкция по превращению релиза в трубку-дуделку, а после гонки каждому вручили персональную бутылку пива. О таком не забудешь!
Впрочем, десятый этап сезона оставил немало и других впечатлений. Пятница началась с дождя, но он очень быстро прекратился – не иначе решив, что негоже измываться над командами в третий раз за пять гонок. И суббота вышла сухой, лишь под конец гонки GP2 грянул последний шквал ливня. Очень любопытно было наблюдать в этот момент не только за сражением формульной молодежи со стихией, но и за отношением к происходящему обитателей паддока. Так, Казуки Накаджима буквально не мог оторвать глаз от монитора, глядя, как «плавают» его недавние соперники. И стайке японцев, которые пришли в моторхоум Williams для интервью с земляком, пришлось терпеливо ждать отмашки клетчатого флага.
Ну а в воскресенье дождя не обещал даже прогноз, которому дисциплинированные немцы доверяют целиком и полностью. Но скучать гонка на Хоккенхаймринге почти не позволила. Был, конечно, момент в районе 25-го круга, когда показалось, что ничего интересного сегодня уже может и не случиться – но лопнувшая по неизвестным причинам задняя левая подвеска на Тойоте Тимо Глока имела эффект динамитной шашки, брошенной в тихое лесное болотце. Здорово, что сам пилот не пострадал – а также и то, что уже в пятый раз подряд в ход Гран При вмешивается непредсказуемый заранее фактор.
Ведь именно форс-мажор позволяет очень четко увидеть, кто же чего стоит. Когда все спокойно, угнаться за стомиллионными бюджетами лидеров середнякам едва ли возможно. Но когда надо принимать решение мгновенно, толстый кошелек едва ли поможет. Да-да, речь о Ferrari. После британской гонки стратегов Скудерии еще можно было оправдать тем, что условия и впрямь были сложными, предсказания погоды раз за разом не сбывались… Но теперь на капитанском мостике красных явно просматриваются следы структурного кризиса. И чтобы удержать первую строчку Кубка конструкторов, итальянцам нужно идти на решительные шаги. Или же хором молиться, чтобы все оставшиеся гонки получились донельзя скучными (а в идеале – еще и прошли на Маньи-Куре).
Все же прочие на этот раз сработали почти без осечек. И в McLaren, и в BMW Sauber в момент принятия решения оставили на трассе по одной машине – и к слову, именно их пилоты добились на финише наилучшего результата. Причем если с Ником Хайдфельдом все ясно – немец мертвой хваткой вцепился в напарника и методично отыгрывает у того очки, – то противостояние подопечных Рона Дениса выглядит совсем иначе. В четверг на большой вечеринке, организованной Мерседесом, можно было застать за беседой, кажется, кого угодно. Мило общались Хэмилтон-старший и Стефано Доменикали, Росс Браун и Альдо Коста, доктор Тайссен и Норберт Хауг… Вот только Льюис с Хейкки держали максимально возможную дистанцию.
Кажется, именно сейчас Ковалайнен уже понял глубинный смысл тех слов, что говорил в конце прошлого сезона Фернандо Алонсо, а много раньше – Ален Прост. Но если, ругая «землячество» Рона Денниса, испанец с французом еще и регулярно выигрывали гонки, то финну сделать этого пока не удается. Более того – его обмен позициями с Хэмилтоном явно приобретает односторонне-абонементный характер. И если по итогам чемпионата Хейкки не поднимется выше шестого места – к чему пока все и идет – то кто знает, не приведет ли это к появлению на пилотской бирже труда одной очень востребованной вакансии и одного свободного агента с не вполне ясными перспективами…
А напоследок хотелось бы рассказать две истории, не связанные напрямую с гоночными событиями, но, как мне кажется, очень верно характеризующие нынешнее отношение немцев к Формуле 1. Мне было очень интересно узнать – за кого же теперь болеют подданные фрау Меркель? Что удивительно, услышав этот вопрос, каждый из них (а речь идет не о профессионалах, а о самых обыкновенных поклонниках гонок) сначала пожимал плечами или задумывался. И лишь потом, с известной долей сомнения, называл свой вариант. Причем разные имена звучали почти одинаково часто – разве что Нико Росберга считать своим немцы упорно не хотят. На этом фоне можно только поражаться, сколь тонко прочувствовал ситуацию Берни Экклстоун, лишив Германию второй гонки.
И еще одно наблюдение: по окончании Гран При довелось увидеть совершенно довольную семью болельщиков. Они явно были местными, и потому вряд ли радовались победе Хэмилтона, сумасшедшему второму месту Нельсиньо Пике или «бронзе» Фелипе Массы. Причина их радости заключалась в другом – папа, мама и сынишка тащили домой готовые лопнуть пакеты, набитые пустыми пластиковыми бутылками и смятыми жестяными банками. В понедельник в ближайшем супермаркете все это хозяйство потянет на 15-20 евро. Что же, каждый находит в гонках собственную радость…
PS: пиво «от Red Bull» пришлось оставить в аэропорту Франкфурта: немецкие госслужащие, как известно, правила соблюдают неукоснительно, шуток не понимают и на уговоры не поддаются. Досадно, конечно, – но это просто мелочь, в сравнении с тем фактом, что свою выездную программу на сезон-2008 я уже «откатал». И теперь – на что хочется надеяться – вновь смогу ощутить неповторимую атмосферу паддока только в следующем году.