Матрешка, балалайка, водка, Кремль, спутник, шапка... Формула 1.
Все ли корректно в этом смысловом ряду? Нет ли чего чужеродного, лишнего, выбивающегося вон? Может, что-то режет глаз и слух?
До минувших выходных ответ был очевиден, но сейчас уже можно спорить, отстаивать право Формулы 1 на место в российском контексте. Ежели кто не верит, пусть еще раз заглянет в фотогалерею на сайте F1News.Ru : согласитесь, неплохо смотрятся наши любимые машинки на кремлевском фоне? Что-то в этом, определенно, есть! Двум голландским энтузиастам, Роберту Хейлброну и Херману Ванхолту, конечно, with a little help of their friends, удалось то, чего не смог добиться даже практически всемогущий Берни Экклстоун: Формула 1 не просто приехала в Россию, но и дымила резиной, сотрясала раскаленный московский воздух громом моторов в непосредственной близости от Красной площади. Ближе просто некуда.
Кстати, что общего между Moscow City Racing и предстоящим Гран При Германии? При всех принципиальных различиях, кое-какое сходство найти можно: импровизированная московская трасса и Хоккенхаймринг практически равны по длине – разница в 150 метров, не более; в обоих событиях участвуют Williams и Red Bull; и тут, и там немало внимания уделяется Нико Росбергу. В обоих случаях билеты на трибуны стоят недешево.
Различия перечислять не будем – места не хватит. Но вот что отрадно: появилась надежда, что, когда Формула 1 все же доберется до России, уже не для потешных покатушек, а по-взрослому, когда состоится первый Гран При Москвы, или Санкт-Петербурга, или города Удоева – неважно – в составе Williams или Red Bull, не исключено, еще будет работать кто-то из тех людей, кого мы видели в паддоке на Васильевском спуске в прошлый уик-энд. И этот человек сможет сказать вслед за нашим классиком: вновь я посетил тот уголок земли!..
Впрочем, это оптимистический сценарий. Более реальный такой: кто-то из грудных младенцев, чьи фанатствующие родители торчали на жаре целый день, внимая звукам гоночных движков на Большом Москворецком мосту, Кремлевской набережной или Моховой, доживет-таки до того светлого дня, когда в календаре чемпионата мира наконец-то появится российский этап, о котором мистер Экклстоун мечтает последние без малого тридцать лет.
Или не будем о грустном? Давайте о хорошем. К позитиву, безусловно, надо отнести дебют нашего Михаила Алешина за рулем машины Формулы 1. Да, это было шоу, а не никакие не соревнования, и, тем не менее, Михаил отлично вписался в контекст Moscow City Racing. Желающих сфотографироваться с ним было ничуть не меньше, чем тех, кто охотился за блондином со знаменитой гоночной фамилией, и еще неизвестно, кто больше раздал автографов.
Бесспорно утверждение, что участие в подобном шоу тоже надо заслужить, и тот факт, что команда Red Bull доверила Михаилу машину, говорит сам за себя. Алёшин уже прошел «подготовительные курсы» на пути к Формуле 1, теперь на носу «экзамены». Мировая серия Renault – экзамен нешуточный, но похоже, Михаил его сдает успешно. А там, глядишь, и место в какой-нибудь из команд освободится, и отечественные спонсоры проснутся.
Все ли прошло так, как надо? При желании, можно много к чему прицепиться, ибо поводов для критики, наверное, было достаточно, и мы, журналисты, еще далеко не все знаем. Но приятные воспоминания об автогоночном празднике, который, наконец, состоялся, все равно перевешивают. А то, что будут недовольные, можно было предвидеть: какое большое дело обходится без ворчунов? Пусть их!..
Как вы понимаете, F1News посвятил Moscow City Racing столько страниц на сайте и мегабайт на сервере, прежде всего, потому, что с подобных шоу начинается настоящий национальный интерес к автоспорту в целом, и к Формуле 1 в частности. Количество голов и душ населения, в которых зародится желание посмотреть сначала такие покатушки, потом съездить на Гран При, или хотя бы в Мячково на этап кузовного чемпионата страны, должно расти – без этого нам не видать не только Больших Гонок – малых тоже не видать. Глупо открывать филиал Ленинки, Библиотеки Конгресса США или Оксфорда с Кембриджем в самых диких джунглях Амазонки – у местного населения еще не развилась потребность ни к чтению, ни к высшему образованию. В джунглях надо начинать со школ. Так же точно лишена смысла затея сразу возводить сильверстоуны или хоккенхаймы в стране, где вообще нет культуры автоспорта – надо, наверное, строить картодромы.
Тем немногочисленным энтузиастам, которые, несмотря ни на что, занимаются автогонками в России – низкий поклон, честь и хвала, но их сил не хватит, чтобы сделать необратимыми процессы по автоспортивному просвещению масс. Поэтому пусть Формула 1 приезжает к нам хотя бы в виде шоу – глядишь, от звука этих моторов что-нибудь сдетонирует в душах, и начнется цепная реакция... И, разумеется, надо, чтобы в мировом автоспорте постепенно появлялось все больше российских гонщиков, поэтому так важно, чтобы пробился кто-то первый...
И еще: в нашей стране любая серьезная идея должна получить поддержку начальства. Поэтому здорово, что Moscow City Racing подобралось к самой Спасской башне: может быть, кто-то из державных небожителей сквозь бойницы в Кремлевской стене или на мониторах камер слежения видел, какие красивые машинки катались по центру столицы в прошлое воскресенье, может, заинтересовался? Глядишь, к нам на сайт заглянет, те же фотогалереи полистает. А потом вызовет к себе референта по делам спорта и спросит: а, почему, собственно, у нас до сих пор нет ни одной приличной трассы?
Скажете, фантастика?..
Очень хочется закончить на оптимистичной ноте: говорят, Росбергу в Москве понравилось. Нико улетел, но обещал вернуться...