1. Фернандо Алонсо (Renault)
2. Роберт Кубица (BMW Sauber)
3. Кими Райкконен (Ferrari)
Вопрос: Фернандо, великолепный Гран При, фантастический старт и полный событий первый поворот. Расскажите об этом, и о втором, решающем отрезке...
Фернандо Алонсо: Старт, наверное, был самым захватывающим моментом гонки. Те, кто ехал впереди, вели себя очень агрессивно в первом повороте: это меня немного удивило, ведь в прохладную погоду у нас всех в этой точке трассы блокировались колеса. Я оказался позади Роберта, и после этого все стало немного проще. Машина вела себя отлично, на втором отрезке мы смогли создать определенное преимущество и заложить основу для победы.
Вопрос: На первом пит-стопе вам залили не так много топлива – возможно, этим объясняется хорошее поведение машины?
Фернандо Алонсо: Перед первым пит-стопом я шел на второй позиции и по радио спросил команду, сможем ли мы выехать на трассу перед Кубицей? Мы залили меньше топлива, чтобы создать отрыв на втором отрезке. К счастью, мне это удалось.
Вопрос: Если не ошибаюсь, когда в первом повороте вы заблокировали резину, Роберт вышел вперед?
Фернандо Алонсо: Да, он выехал немного широко, и как раз в тот момент впереди возникла небольшая неразбериха – я сбросил скорость, и Роберт меня обогнал. Я старался не отстать, а выйдя вперед, пытался создать максимальный запас - мы не знали, чего ждать от мягкой резины на третьем отрезке гонки.
Вопрос: Какое настроение в Renault, для команды это первые две победы подряд с 2006 года?
Фернандо Алонсо: Я не могу в это поверить! Если успех в Сингапуре был абсолютно неожиданным – тогда мы выиграли в особой ситуации – то сегодня все было по-другому: мы победили на трассе, которая не очень подходит нашей машине. Две победы подряд – отличное достижение, наша команда добилась серьезного прогресса. Пожалуй, сейчас мы совсем немного уступаем Ferrari и McLaren, и это здорово!
Вопрос: Роберт, каково ваше мнение о борьбе в первом повороте?
Роберт Кубица: Стартовал я не очень удачно - пробуксовало сцепление, меня обошел кто-то из гонщиков Toyota, и я решил занять внутреннюю траекторию. Затормозил очень поздно, и если бы в этот момент кто-то уже находился в апексе поворота, я бы точно в него врезался, но все проехали вперед. Я заблокировал переднее колесо, но все же смог выйти из поворота первым, однако, оторваться не удалось – Фернандо не отставал, хотя я делал все, что мог. После первого пит-стопа он оказался впереди: у меня возникли серьезные проблемы с гранулированием шин, что сказалось на времени прохождения последнего сектора, где Алонсо был быстрее.
Во время последнего отрезка гонки у нас была отличная схватка с Кими, и вновь мои шины начали гранулироваться. Но когда резина очистилась, мне удалось оторваться на пару секунд.
Вопрос: Расскажите о борьбе с Кими в третьем повороте…
Роберт Кубица: На входе в третий поворот две машины поместиться не могут: я занимал внутреннюю траекторию, не сбрасывая скорость, но он тоже не сбрасывал и едва не выезжал за пределы трассы. Я понимал, что надо продержаться несколько кругов, хотя не знал, как долго будет продолжаться гранулирование, но все же смог оторваться…
Вопрос: Учитывая результаты квалификации, второе место - серьёзное достижение?
Роберт Кубица: Сегодняшний результат – намного лучше, чем моя канадская победа, поскольку наша машина уже не та, что была в начале сезона. В последние два месяца мы мало занимались ее модернизацией, я удивлен вторым местом на финише и скоростью в квалификации. Квалификация вновь сыграла решающую роль, я смог добиться хорошего результата и показал стабильную скорость на дистанции. Этот результат очень важен для команды, особенно в такой непростой ситуации, когда обнаружить резерв скорости практически невозможно. Это хороший стимул - мы продолжаем борьбу за титул, и надо попытаться добиться максимума.
Вопрос: Кими, а что вы можете сказать о первом повороте?
Кими Райкконен: Я отлично стартовал, но когда попытался войти в первый поворот, там сначала оказалась одна из машин McLaren, а затем и вторая. Кажется, я получил удары от обоих, и мне ничего не оставалось, как съехать с трассы. Я потерял несколько позиций, передняя часть машины была повреждена, и, вернувшись на асфальт, я уже был позади многих соперников.
Я пробивался вперед, кого-то обгонял, и на пит-стоп заехал следом за Кубицей. Завязалась борьба, на последнем отрезке я несколько раз попытался его обойти, но мне удавалось его нагонять только на последнем секторе трассы и на главной прямой.
Он занимал внутреннюю траекторию, и мне было просто некуда деться. Наши машины шли бок о бок, но я знал: если в третьем повороте никто из нас не сбросит скорость, я окажусь на обочине. Затем резина начала гранулироваться, и мне пришлось сбавить темп. Жаль, что в первом повороте произошел этот инцидент, но, по крайней мере, на этот раз я смог добраться до финиша.
Вопрос: Вы повредили левое переднее колесо – как вела себя машина?
Кими Райкконен: После жесткого удара от Хейкки, передняя часть машины стала излишне легкой – я даже спросил команду, не видно ли повреждений? В целом всё было неплохо, но не хватило скорости, чтобы догнать лидеров. Перед вторым пит-стопом я застрял за Рубенсом и потерял около секунды, в результате Роберт выехал из боксов впереди меня. Гонка складывалась непросто, но мы финишировали третьими и, надеюсь, в финальных Гран При выступим еще лучше.
Вопрос: Фернандо, как вы оцениваете состояние команды? Она столь же мотивирована, как два года назад?
Фернандо Алонсо: Пожалуй, да, но в 2006-м мы были целиком сосредоточены на борьбе за титул и думали только об очках. В этом сезоне мы изучаем новые правила, новую электронику, нам удалось лучше понять поведение шин на длинной дистанции. В начале сезона мы направили все силы на устранение имевшихся проблем – и вот результат. Я горжусь работой команды, недавние победы – наша общая заслуга.
Вопрос: Насколько неожиданными были эти победы?
Фернандо Алонсо: Победа в Сингапуре была неожиданной, ведь в той гонке я стартовал лишь пятнадцатым и не надеялся на первое место. Сегодняшний успех тоже стал сюрпризом – несмотря на четвертое время в квалификации, мы не думали, что наша скорость позволяет рассчитывать на победу. Когда после первого поворота я обнаружил, что еду вторым, я постарался подтянуться к Роберту в надежде побороться за подиум, однако ближе к концу гонки понял, что если не допущу ошибок, то выиграю этот Гран При.
Вопрос: Насколько интенсивным был радиообмен с боксами?
Фернандо Алонсо: Как правило, мы активно общаемся, к тому же, первая позиция – дополнительная нагрузка и для меня, и для наших стратегов, которым нужно рассчитать необходимый отрыв и темп, поэтому мы все время поддерживали связь. За двадцать кругов до финиша мы создали комфортное преимущество и смогли немного сбавить обороты, чтобы поберечь мотор перед гонкой в Китае.
Вопрос: Как вели себя шины?
Фернандо Алонсо: Я столкнулся с тремя проблемами. На первом отрезке резина сильно гранулировалась…
Вопрос: Вы говорите о более жесткой резине?
Фернандо Алонсо: Именно. Видимо, на первых трех-четырех кругах я ехал слишком близко к Роберту, и шины сильно износились. К счастью, после пит-стопа я оказался впереди и попал на свободную трассу, однако на третьем отрезке гранулироваться начала уже мягкая резина – впрочем, мы были к этому готовы. С подобными проблемами мы столкнулись еще в пятницу, но Роберт оказался в такой же ситуации, и разрыв не изменился.
Вопрос: Учитывая недавние результаты, можно ли считать вас претендентом на победу в двух оставшихся гонках?
Фернандо Алонсо: Не знаю, что ответить: мой разум говорит «нет», а сердце шепчет – «да». Сейчас мне кажется, что нам все по плечу, ведь мы победили на непростой трассе с достаточным количеством топлива в баках. Учитывая тактику соперников, вчерашний результат в квалификации стал реальным отражением возможностей машины, поэтому я чувствую себя уверенно. Возможно, мы не выиграем гонку, но подиум вполне реален.
Вопрос: Роберт, расскажите, как изнашивались шины? Вы выбрали ту же тактику: два отрезка на твердой резине и заключительный на мягкой?
Роберт Кубица: С сильным гранулированием мы столкнулись еще в пятницу. К сожалению, вчера было довольно прохладно, поэтому ситуация значительно ухудшилась – мне не удалось проехать ни одного круга без негативного эффекта. Я надеялся, что сегодня над автодромом будет светить солнце, однако этого не произошло, и перед стартом я уже представлял себе возможные неприятности, когда на самом деле все сложилось удачно.
Во время прогревочного круга мы привели шины в рабочее состояние, и на первом отрезке мне удалось сохранить резину, однако на легкой машине я не смог создать достаточный отрыв. Как только мы залили чуть больше топлива, я бросился в погоню за Фернандо, но буквально через полкруга началось гранулирование, и Алонсо сохранил позицию. Я не мог поддерживать его темп, поскольку состояние резины быстро ухудшалось, пробовал изменить настройки дифференциала, но этого оказалось недостаточно. К счастью, когда меня настиг Кими, резина немного очистилась, иначе на десяти последних кругах возникли бы реальные проблемы. Я смог оторваться и финишировал вторым.
Вопрос: Что вы думаете об оставшихся двух гонках?
Роберт Кубица: Мое мнение не изменилось: если ты способен лидировать в чемпионате после семи гонок, ты должен бороться за титул. Честно говоря, я надеялся, что мы будем претендовать на победу. В последнее время мы мало работали над машиной, но я в двенадцати очках позади лидера, и в последних двух гонках возможно всякое. Недавние события – тому подтверждение. В Монце я стартовал одиннадцатым и финишировал третьим, а в Сингапуре вполне мог подняться на подиум, если бы не машина безопасности. Нужно продолжать борьбу – надеюсь, сегодняшний результат добавит мотивации, и мы сможем отыграть еще несколько десятых.
Вопрос: Кими, по ходу гонки ваш темп постоянно менялся, не так ли?
Кими Райкконен: Да, но ехать за кем-то из соперников нелегко – машина и резина ведут себя совсем не так, как на свободной трассе. Все сложилось неплохо, мы набрали шесть очков, но целью была победа. Впрочем, она оказалась недосягаемой уже после первого поворота, когда оба пилота McLaren задели мою машину. Я пробовал отыграться, но у соперников, стартующих позади, всегда больше топлива. Мы сделали все что могли, хотя наша скорость оказалась чуть ниже, чем хотелось.
Вопрос: Что вы можете сказать о вашем сражении с Робертом и Нельсоном?
Кими Райкконен: Нельсиньо воспользовался ситуацией и догнал нас, пока мы боролись друг с другом. Думаю, у меня все-таки был шанс опередить Роберта. Я догонял его на прямой, но он все время занимал внутренний радиус – нужно было перекрестить траекторию. На выходе из второго поворота мне удалось протиснуться вовнутрь и выйти вперед, но в следующем повороте я оказался снаружи и если бы продолжил атаку, рисковал вылетом с трассы. Чуть позже у меня начались проблемы с гранулированием, а Роберт, наоборот, сумел очистить резину и создать отрыв. Было бы здорово финишировать вторым, но, по крайней мере, нам удалось набрать несколько важных очков. Я немного огорчен - в первый поворот я вошел лидером, а потом был вытеснен за пределы трассы, но, это гонки.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос для Кими и Роберта: вы по-прежнему претендуете на титул, как вы оцениваете свои шансы?
Кими Райкконен: Я не знаю, какова ситуация в чемпионате. Шанс есть всегда. Нам будет нелегко, но сегодня лидеры перестарались, и в оставшихся гонках случиться может всякое. Впрочем, из всех претендентов я нахожусь в самом невыгодном положении. Посмотрим, что получится.
Роберт Кубица: Нужно продолжать работу, ведь терять нам нечего – как сказал Кими, случиться может всякое. В прошлом году он совершил невозможное, но разница лишь в том, что передо мной два гонщика, которые едут намного быстрее. Впрочем, посмотрим, что будет дальше
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Вопрос для Роберта и Кими: в Хоккенхайме вы вели точно такую же борьбу на изношенных шинах. Роберт, насколько трудно удерживать Кими позади? Кими, не кажется ли вам, что Роберт – самый неудобный соперник при обгоне?
Кими Райкконен: Думаю, все соперники равны. Кто-то более агрессивен, но в основном все зависит поведения машины в определенный момент гонки на конкретной трассе. Иногда ты испытываешь проблемы, иногда с легкостью проводишь атаку – разница не так уж велика. В Фудзи всего пара мест для обгона, я просто не мог подобраться на достаточное расстояние. Тем не менее, борьба получилась интересной – сегодня я уступил, но посмотрим, что получится в следующий раз.
Роберт Кубица: Удерживать Кими позади было очень нелегко, но я знал, что он может атаковать только в первом повороте, поэтому старался как можно быстрее выйти на финишную прямую и набрать максимально возможную скорость, однако Кими использовал слипстрим и неизменно приближался. Меня преследовали проблемы с резиной, я надеялся, что гранулирование вскоре закончится и очень агрессивно пилотировал в шпильке, пытаясь очистить шины. На протяжении четырех-пяти кругов было нелегко, но затем я ушел в отрыв.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Роберт, вы сказали, что машина уступает в скорости McLaren и Ferrari, но сегодняшняя гонка еще раз показала, что с этими шинами все возможно, ведь на втором отрезке вы ехали в темпе Кими. Вам не кажется, что это дополнительный шанс?
Роберт Кубица: Да, я ехал в темпе Кими, но не мог угнаться за Фернандо. В этот раз гонщики Renault оказались очень сильны, и нам еще повезло, что Пике ошибся в квалификации. Вчера я пробился во вторую часть квалификации с запасом в две десятых, нашу скорость нельзя назвать фантастической. Сегодня я не атаковал сверх меры, следил за состоянием шин, поэтому всё получилось, однако в нормальных условиях одолеть Фелипе и Льюиса очень нелегко. Впрочем, случиться может всякое, и предыдущие три гонки – тому подтверждение.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Кими, вас не удивило, что на втором отрезке вы ехали в одном темпе с Робертом? Вам не казалось, что с повреждениями в передней части нужно что-то делать?
Кими Райкконен: Как я уже говорил, сегодня мы надеялись на более высокий темп. Я сокращал отставание, но как только машина поехала быстрее, уперся в Баррикелло и потерял, по меньшей мере, секунду. Тот момент оказался решающим – чуть позже я догнал Роберта, но не успел выйти вперед. Сегодня немного не хватило скорости.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем: стюарды наказали Льюиса Хэмилтона за маневр на старте. По-вашему, это справедливо?
Фернандо Алонсо: Да.
Кими Райкконен: Не знаю, я не видел всей картины и заметил машины McLaren лишь тогда, когда они поравнялись со мной. Не уверен, был ли между нами контакт, но решение принимают стюарды, мне нечего сказать.
Роберт Кубица: Я не знаю, что произошло в первом повороте, мне трудно судить.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Фернандо, насколько велико отставание от Ferrari и McLaren на круге?
Фернандо Алонсо: Думаю, можно говорить о четырех-пяти десятых. На некоторых трассах мы оказываемся чуть ближе, на других отстаём, но дополнительные четыре десятых пошли бы нам на пользу.
Вопрос: (Эркки Мустакари – STT) Фернандо, эти две победы помогут вам определиться, в какой команде выступать? Вы говорили, что примете решение только после окончания этого сезона…
Фернандо Алонсо: Нет. Я говорил, что приму решение после Бразилии, но это не значит, что я не знаю, как поступить. На самом деле, решение принято, но я объявлю о нём после бразильской гонки..
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Фернандо, что вы думаете об этой победе? Она получилась легкой?
Фернандо Алонсо: Ни в коем случае. Как мне кажется, победа – это сочетание нескольких факторов. Четвертое место в квалификации можно считать везением, ещё несколько тысячных, и мы стартовали бы пятыми или шестыми, и гонка могла сложиться иначе.
События в первом повороте стали ключевым моментом - McLaren и Ferrari оказались за пределами трассы, а мы с Робертом продолжили борьбу. Не думаю, что сейчас BMW настолько же сильна, как раньше, и хотя одолеть Роберта было не так-то просто, по старой дружбе он мог бы замедлиться, если б у меня была реальная возможность выиграть!
Текст: Валерий Карташев