В 2013-м году Caterham F1 полностью поменяла состав: теперь за нее будут выступать Шарль Пик и дебютант Формулы 1 Гидо ван дер Гарде. Руководитель команды Сирил Абитебул, вступивший в эту должность только прошлой осенью, в интервью британскому телеканалу Sky Sports рассказал об ожиданиях, связанных с предстоящим сезоном…
Вопрос: Что можно сказать о СТ03, новой машине Caterham, по сравнению с прошлогодним шасси? Что в ней изменилось конструктивно?
Сирил Абитебул: Если говорить о конструкции машины, надо упомянуть два момента. В значительной степени это эволюция прошлогодней модели, что мы не скрываем. Прежде всего, если посмотреть, в каком месте стартового поля мы находимся, становится понятно, что наши ресурсы весьма ограничены. Следовательно, ими надо распорядиться максимально эффективно.
Мы оценивали нашу машину с точки зрения эффективности. Например, мы решили использовать прошлогодний монокок: процесс его производства очень дорогостоящий и затратный по времени. Также команда совсем недавно переехала на новую базу, и производственный участок еще не вышел на необходимый уровень.
Вскоре все будет отлажено, но пока эта работа не доведена до конца, поэтому мы решили использовать прежний монокок, чтобы высвободить часть ресурсов и сосредоточить их на других направлениях.
Детали корпуса, боковые понтоны и диффузор – абсолютно новые. Мы собирались иначе организовать воздушный поток вокруг машины, поскольку от этого многое зависит. По ходу сезона мы собираемся представлять аэродинамические новинки: мы намерены заниматься модернизацией машины. СТ03 – это плод тщательного анализа: мы старались в максимальной степени использовать то, что было сделано в прошлом году, и найти правильный баланс с тем, чего смогли добиться зимой. Маленькие команды не могут позволить себе одновременно заниматься несколькими программами.
Вопрос: Команды обычно представляют первый комплекс обновлений уже на последних тестах в Барселоне. Caterham успеет к этому времени?
Сирил Абитебул: Мы продолжим внедрение новых компонентов уже на второй тестовой сессии и будем заниматься этим вплоть до первой гонки чемпионата. Затем по ходу сезона будут появляться последующие новинки. Хотя это переходный год, и мы уже готовимся к 2014-му, модернизация машины будет продолжаться.
Также мы собираемся внимательно следить за тем, что будут делать остальные команды. Всегда хочется знать, какое место вы занимаете на фоне соперников. Тесты в Хересе, прежде всего, нацелены на то, чтобы обкатать машину и выявить первичные проблемы. Думаю, что на последующих тестах мы будем уже лучше представлять, чего добились другие.
Вопрос: Вы упомянули соперников. Кого вы считаете соперниками Caterham в этом сезоне?
Сирил Абитебул: Хороший вопрос, потому что ответ на него пока еще не вполне ясен. Надо посмотреть, какие изменения произошли за зимний период, и какой эффект дадут новые шины Pirelli. Если все будет развиваться так, как в прошлом году, возможно, соперники будут меняться. В минувшем сезоне Williams и Toro Rosso замыкали группу команд-середняков. Разумеется, Marussia была позади нас. Мы ожидаем, что ситуация останется примерно такой же, но нельзя исключать, что она как-то изменится.
Вопрос: Говорить о перспективе заработать очки пока, видимо, нет смысла? В прошлом Тони Фернандес, совладелец команды, ставил перед Caterham такую задачу, но она не была выполнена. Теперь об этом речь уже не идет?
Сирил Абитебул: Мы этого не говорим и продолжаем надеяться. Думаю, в предстоящем сезоне, когда в Caterham будут выступать два молодых пилота, можно ожидать, что они попытаются использовать любую возможность. Давайте смотреть правде в глаза: пока мы не претендуем на очки, но если по ходу сезона нам удастся отлично поработать, то во второй половине года ситуация может измениться. Впрочем, иногда гонки проходят по странному сценарию и сопровождаются многочисленными сходами, поэтому ничего нельзя исключать.
Мы понимаем, что, пригласив молодых гонщиков, в какой-то мере рискуем, но знаем и то, что у них есть определенный опыт, хотя он и не связан с Формулой 1. Поэтому ожидаем, что они постараются использовать любой шанс.
Вопрос: Вы признаете, что команда должна повысить эффективность работы по ряду направлений, но при этом приглашаете неопытных гонщиков. Но два-три года назад, когда команда только была создана, в ней выступали профессионалы с опытом побед. Такое впечатление, что уровень ожиданий стал ниже…
Сирил Абитебул: Полагаю, в какой-то мере это справедливо. Когда Тони Фернандес и акционеры Caterham пригласили меня на эту работу, они хотели несколько изменить ситуацию. Возможно, то, что делалось в прошлом, не принесло нужного эффекта, поскольку все ожидали, что Caterham сможет быстрее войти в число команд-середняков. Но этого не случилось – мы знаем, что в Формуле 1 нельзя срезать повороты.
Гонщики – один из элементов конструкции, состоящей из множества частей. Возможно, самый важный, но в случае с Caterham я не думаю, что их надо ставить во главу угла. В нашем случае их нельзя считать приоритетом: думаю, ситуация будет сбалансирована за счет остальных элементов. Возможно, в прошлом такого баланса не было. Постараемся его достичь.
Команду нельзя считать идеальной, потому что у наших пилотов совсем мало опыта. Но мы должны быть честными, должны добиваться, чтобы у команды был правильный настрой, чтобы мы могли развиваться и повышать свое мастерство.
Вы говорите, что у наших гонщиков недостаточно опыта. В случае с Гидо это действительно так, ведь ему только предстоит дебют в Формуле 1. Но у него огромный опыт выступления в других сериях, которые мало чем уступают Ф1. Не знаю, повезло ему или нет, но в свое время его напарниками были и Льюис Хэмилтон, и Себастьян Феттель и Нико Росберг.
Шарль в прошлом сезоне выступал в Формуле 1 в составе Marussia. Об этой команде нельзя сказать ничего плохого, но, полагаю, справедливо подчеркнуть, что она основное внимание уделяла Тимо Глоку, а Шарль Пик был гонщиком номер два. В нашей команде оба пилота имеют равный статус.
Гонщикам предстоит многому научиться, и мы от них ждем именно этого.
Вопрос: В Marussia честно сказали, что отказались от услуг Глока из финансовых соображений. В Caterham поменяли состав по этой же причине?
Сирил Абитебул: Думаю, справедливо было бы сказать, что наши гонщики имеют коммерческую ценность. Поддержку им оказывают компании, и я не считаю, что это минус. В случае с Гидо ван дер Гарде это фирма McGregor, которая поддерживает его с 2007-го года. McGregor также была спонсором Williams и сотрудничала с другими командами Формулы 1. Они понимают этот бизнес и знают, как работает Ф1.
То же самое можно сказать и о Шарле Пике, которого поддерживает Renault. Когда ваша команда молода, и ей непросто привлечь спонсоров, все это очень важно. Коммерческую ценность каждого гонщика нужно адекватно сопоставлять с коммерческой ценностью команды. И мы не боимся признать, что должны этим пользоваться. Но я не думаю, что этот аспект доминирует над другими достоинствами наших пилотов.
Вопрос: Значит, причина, по которой команда рассталась с Хейкки Ковалайненом, иная? Не совпадает с той, из-за которой Тимо Глок ушел из Marussia?
Сирил Абитебул: Мы продолжаем переговоры с Хейкки, чтобы понять, можно ли привлечь его к другому проекту. Скажу честно: мы бы хотели сохранить опытного профессионала в составе команды, и если бы обстоятельства сложились благоприятно, мы были бы заинтересованы в продолжении сотрудничества. Я не собираюсь преуменьшать значение опыта в Формуле 1. Это в равной степени относится и к механикам, и к инженерам, и руководителями команд… Хотя у меня опыта пока немного!
Вопрос: Вы полагаете, Хейкки близок к завершению карьеры?
Сирил Абитебул: Не думаю, что карьеры Хейкки или Виталия Петрова завершены, хотя не мне об этом судить. Но я считаю, что Хейкки и Caterham должны сменить формат отношений. И сейчас мы анализируем ситуацию, стараемся понять, возможно ли это. Тот формат, который применялся в прошлом году, не сработал.
Вопрос: Что вы хотите этим сказать?
Сирил Абитебул: Если честно, по-моему, виноваты обе стороны. Давайте начистоту: думаю, мы разочаровали наших гонщиков, подвели их в том смысле, что не смогли выполнить обещания, которые им давали. Это можно сделать один раз, максимум два… Наши отношения с Хейкки продолжались три года, и все это на них сказалось.
Думаю, в определенный момент в конце прошлого сезона, возможно, стороны уже меньше доверяли друг другу. И теперь надо понять, можем ли мы выйти на какой-то другой уровень отношений, но при этом начинаем строить с нуля отношения с двумя новыми гонщиками.
Вопрос: Значит, Хейкки был недоволен темпами прогресса команды?
Сирил Абитебул: Конечно. Темпы прогресса никого не устраивали, в том числе и акционеров Caterham. Значит, надо лучше работать. Но мы многое меняем на базе команды, меняем культуру производства. Важно начать работать по-новому.