На спортивной конференции FIA в Турине технический директор Ferrari Джеймс Эллисон ответил на вопросы журналистов…
Вопрос: Насколько важно для Формулы 1, как для вершины автоспорта, работа на переднем рубеже современных автомобильных технологий?
Джеймс Эллисон: Сложно сказать, ведь в Формуле 1 сочетаются многие факторы, и именно это сочетание привлекает меня и миллионы других людей. Сложно выделить какой-то один фактор и сказать, что именно в нём суть Формулы 1.
Вопрос: Вы можете рассказать об особенностях работы над новой машиной по регламенту 2017 года?
Джеймс Эллисон: Работа над каждой новой машиной по-своему интересна, особенно когда речь идёт о новом регламенте.
Это очень увлекательно и немного страшно. Увлекательно потому, что вы пытаетесь отвлечься от старых идей, найти какой-то свежий подход, иначе подойти к решению прежних проблем. А страшно, поскольку в условиях стабильного регламента примерно понимаете, что новая машина станет развитием прежней, и то, что работает сейчас, наверняка сработает и завтра. А когда вы начинаете проект с нуля, всегда очень сложно распределить ресурсы между текущим и перспективным проектом.
Вопрос: С появления в 2014-м гибридных силовых установок они стали главной темой для разговоров и одним из определяющих факторов конкурентоспособности. Насколько они совершенны?
Джеймс Эллисон: Это словно необыкновенные экзотические животные!
Ключевой вопрос в Формуле 1 – тепловая эффективность, которая и определяет, хороша ли ваша силовая установка. Для дорожных машин это пока не так важно, но наша задача – добиться максимума от каждой калории топлива, получаемой двигателем. Мы говорим о 50%, как о максимально достижимой топливной эффективности для этого поколения силовых установок. Это число не слишком впечатляет, если не знать, что эффективность моторов приличных дорожных машин едва превышает 30%.
Другие подобные решения на планете, имеющие схожую тепловую эффективность с сегодняшними силовыми установками Формулы 1 – это либо какие-то экспериментальные модели в университетах, невероятно далёкие от практического применения, либо огромные морские дизельные моторы, день за днём работающие при 90 оборотах в минуту в единственно возможном эксплуатационном режиме. У этих моторов только коленвал весит 600 тонн. А наши технологии позволяют эксплуатировать двигатель в гоночном режиме и атаковать на пределе с лучшей топливной эффективностью, чем у каких-либо других решений.
Вопрос: Скорости в Формуле 1 постоянно растут, время на круге уменьшается, а критика в адрес чемпионата продолжает звучать. Как вы к этому относитесь?
Джеймс Эллисон: Некоторые считают, что время на круге не так важно, что определяющее значение имеет плотность борьбы, а для меня важны оба фактора. Мы хотим, чтобы в каждой гонке была плотная борьба на трассе, и всё чаще получается именно так. В этом году мы увидели немало интересных гонок, и они будут становиться ещё лучше.
Современные машины близки к тому, чтобы побить исторические рекорды круга на многих трассах, а в следующем сезоне, которого я с нетерпением жду, мы начнём устанавливать новые рекорды.