Перед Гран При Испании Джеймс Эллисон, технический директор Mercedes, ответил на несколько вопросов болельщиков, посвящённых предыдущему этапу и планам на следующий.
Вопрос: Заметили ли вы какие-либо признаки того, что технические новинки, представленные в Монако, дали позитивный эффект?
Джеймс Эллисон: Определённо, Монако – не то место, где бы хотелось опробовать новинки, и лучше заниматься этим на более «нормальной» трассе. Именно так мы и планировали поступить: новинки предполагалось представить в Имоле, но, к сожалению, эту гонку отменили. Вместо этого их дебют состоялся в Монако.
Это было непросто, и пока рано делать выводы о том, как комплексная модернизация машины повлияет на оставшуюся часть сезона. На городской трассе её оценивать очень сложно. По ходу квалификации мы не увидели каких-то глобальных изменений, но в гонке у машин был вполне стабильный темп. Но теперь мы ждём следующего этапа чемпионата, чтобы оценить достигнутый прогресс на стационарном автодроме в Барселоне.
Впрочем, оба гонщика в целом позитивно оценили поведение W14, оба почувствовали, что она лучше справляется с торможениями, а судя по данным, которые мы получили благодаря аэродинамическим датчикам, пока нет ничего такого, что бы вызывало у нас тревогу. В целом похоже, что всё соответствует нашим ожиданиям.
Вопрос: Почему Льюис Хэмилтон стартовал на шинах Medium, а Джордж Расселл – на жёсткой резине?
Джеймс Эллисон: Тот, кто давно следит за Формулой 1, знает, что гоночную стратегию можно во многом сравнить с игрой в покер. Вы стараетесь принимать решения, которые дают наибольшие шансы на успех, однако этот успех не гарантирован. У вас на руках могут быть отличные карты, но если вам не повезёт, вы всё равно проиграете. Но иногда бывает и по-другому: даже с ужасно плохими картами вы сможете добиться успеха, если удача будет на вашей стороне.
Но по ходу сезона в целом вы стараетесь получить максимально высокие шансы, ведь это влияет на результаты. Учитывая, что Льюис и Джордж начинали гонку с разных позиций стартового поля, соответственно и карты на руках у них были разные. Поскольку Льюис стартовал не очень далеко от поула, то в его случае, если всё сложится нормально, можно было рассчитывать заработать немало очков, поэтому не было смысла предлагать ему тактическую схему, сопряжённую с высоким риском.
При нормальных обстоятельствах он должен был показать довольно хороший результат, а если бы мы применили рискованную тактику, то очки можно было потерять. Также надо подчеркнуть, что возможности улучшить позиции были у него относительно небольшими.
А Джордж стартовал из более далёкого ряда, и он мало что терял, а если повезёт, то при старте на жёсткой резине даже мог бы пробиться вперёд и показать хороший результат. Поэтому мы учли все эти факторы, спрогнозировали возможное развитие событий на начальной стадии гонки и прикинули, что для Льюиса был смысл придерживаться более консервативной тактики.
Старт на резине состава Medium позволял учесть многие факторы риска, тогда как в случае с Джорджем можно было сделать ставку на более оптимистическую тактическую схему. Варианты тактики, предложенные нашим гонщикам, соответствовали их стартовым позициям.
Вопрос: Почему по ходу гонки Джордж просил команду поменяться позициями с напарником?
Джеймс Эллисон: В основном это объяснялось тем, что Джордж получил 5-секундный штраф, это произошло в тот момент, когда полил дождь, и на трассе царила неразбериха, ведь все переходили на промежуточные шины. А Джордж стал участником небольшого инцидента, за что был оштрафован, и после этого его непосредственным соперником стал Шарль Леклер, ехавший позади.
На нескольких кругах казалось, что Леклер может сократить отставание, и интервал между машинами будет меньше пяти секунд, а это бы означало, что команда потеряет какие-то очки. Поэтому Джордж попросил поменяться позициями с напарником, ведь тогда Льюис мог бы сохранить достаточный отрыв от Леклера, и шансы гонщика Ferrari подобраться достаточно близко к Джорджу снижались.
Но эта просьба Джорджа носила чисто теоретический характер, и полагаю, когда он обращался к команде, то понимал, что выполнить её будет крайне сложно. К тому же ситуация быстро менялась, и было очевидно, что Джордж едет в хорошем темпе, так что в любом случае он был в состоянии создать достаточный отрыв от Леклера.
Вопрос: Могут ли команды получить достаточно много информации, когда машину соперников эвакуируют с трассы при помощи подъёмного крана, и все видят, как выглядит её днище?
Джеймс Эллисон: Разумеется, это всегда вызывает большой интерес, и вокруг трассы всегда суетятся фотографы, сотрудничающие с командами. Располагаются они в наиболее важных в стратегическом плане точках круга, где велика вероятность, что кран может поднять машину, и когда такое происходит, они начинают яростно щёлкать затворами своих камер.
После этого мы в большом количестве получаем снимки машин других команд, сделанные в высоком разрешении. К сожалению, наша машина в минувший уик-энд тоже взмывала в воздух, и соперники тоже получили её фотографии. Но могу подтвердить, что у нас теперь есть неплохая подборка снимков Red Bull RB19, и наши специалисты по аэродинамике займутся их детальным изучением, а это всегда полезно.
Посмотрим, сможем ли мы почерпнуть для себя некую информацию о каких-то действительно интересных деталях.
Вопрос: Дождь такой интенсивности застал команды врасплох, или прогноз погоды всё это предсказывал?
Джеймс Эллисон: И да, и нет. Все команды знали, что велика вероятность дождя, но было неясно, когда он пойдёт и насколько сильным будет. Все эти вопросы оставались, и когда дождь наконец начался, то всё произошло очень быстро. Мы ожидали его ещё минут через 10 или 15, однако он хлынул практически мгновенно.
Но сложнее всего было не это, а то, как затем развивалась ситуация, потому что в течение нескольких кругов один участок трассы был очень мокрым, а другой оставался совершенно сухим. И команды активно обсуждали происходящее со своими гонщиками – надо ли ехать в боксы менять резину.
Мнения высказывались разные и постоянно менялись: когда гонщик ехал по мокрой части трассы, он был готов сразу же свернуть на пит-лейн, а когда был на другой её части, то кричал по радио: «Нет, асфальт слишком сухой!» И главный вопрос состоял в том, ждать ли ухудшения ситуации или хуже уже не будет?
Думаю, мы приняли решение о переходе на промежуточные шины, выбрав для этого очень удачный момент, как только стало понятно, что оставаться на трассе на сликах уже нельзя.
В результате, благодаря вовремя принятому и прекрасно реализованному решению перейти на шины Intermediate, наши гонщики смогли финишировать на более высоких позициях.