Хуан-Пабло Монтойя: Герхард, держу пари, ты никогда не думал, что наступит день, когда я буду брать у тебя интервью! Для начала такой вопрос: когда ты гонялся за BMW, что ты о них думал? У них были такие же требования, как сейчас?
Герхард Бергер: Они были другими...
Хуан-Пабло Монтойя: ...потому что там не было меня!
Герхард Бергер: Тогда ты был еще совсем ребенком! Должен сказать, что гоночный дух всегда был в BMW. Это своего рода культура. Сегодня 90% людей, работающих в Формуле 1 – разработчики дорожных автомобилей, но они также работают и на гонках. Нельзя сравнивать современные двигатели и те, какие были тогда, потому что они различны по своей сути. Турбодвигатели были огромны, принимая во внимание, что сегодня в моторостроении много технологий, за этим стоит наука.
Хуан-Пабло Монтойя: Как ты оцениваешь себя как гонщика?
Герхард Бергер: Пока я не встретил Сенну, я думал, что я очень хороший пилот.
Хуан-Пабло Монтойя: Ты чувствовал, что был “номером два” в McLaren?
Герхард Бергер: Я пробовал думать, что этого нет, но на самом деле было именно так! В действительности, у нас были равные шансы, команда всегда была очень справедлива.
Хуан-Пабло Монтойя: Ты все еще рассуждаешь, как гонщик. Мне это нравится!
Герхард Бергер: Но Айртон был фантастическим пилотом. Кажется, он знал намного больше, чем любой другой. Помню нашу первую гонку вместе, в Фениксе в 1990-м. Я занял поул, а гонку провалил. Тогда он выиграл, но я доказал ему, что быстр. После этого он улетел в Бразилию, чтобы подумать обо всем, и я больше никогда не смог его опередить! У него не было никаких слабостей.
Хуан-Пабло Монтойя: В чем было различие между тобой и Сенной в квалификациях?
Герхард Бергер: Ты мог бы подумать, что ему не было равных в быстрых поворотах, но некоторые из них мне все же удавалось проходить быстрее. Он безошибочно проходил 99% кругов, в то время как я выкладывался на 102% в двух-трех поворотах, но только на 75% в других.
Хуан-Пабло Монтойя: Ты имел репутацию плейбоя. Это так?
Герхард Бергер: Я этого и не знал!
Хуан-Пабло Монтойя: Уверен, что есть люди, которые могли бы рассказать нам немного больше… Так или иначе, почему ты никогда не выступал за Williams?
Герхард Бергер: В 1986 году я вел переговоры с Williams, McLaren и Ferrari, но остановился на Ferrari, потому что эта команда всегда притягивала к себе пилотов. Я снова имел дело с Williams, когда занимался переходом из Ferrari в McLaren в 1989-м, но Фрэнк не хотел мне достаточно платить. Он всегда предлагал мне мало денег, а, если честно, я любил деньги.
Хуан-Пабло Монтойя: Даже при том, что ты искал деньги, ты всегда был в правильной команде в нужное время
...Герхард Бергер: Я перешел в McLaren по окончании сезона-89, когда они выиграли все гонки, кроме одной. Когда Honda перешла от 10-ти к 12-тицилиндровым двигателям возникли некоторые проблемы. Но автомобиль был намного лучше.
Хуан-Пабло Монтойя: А какой автомобиль ты считаешь лучшим в своей карьере?
Герхард Бергер: Ferrari 1987 года. Это был лучший автомобиль Ф-1 в то время.
Хуан-Пабло Монтойя: Как ты оцениваешь BMW Williams после трех лет работы?
Герхард Бергер: Williams вкладывает много работы в развитие. Мы построили автомобиль, способный побеждать, но немного отстали в аэродинамике. Сейчас мы пытаемся пробиться наверх и заработать несколько очков, передвигаясь маленькими шажками. Одного шага не достаточно, так как и другие команды двигаются вперед. В настоящее время это самая большая наша слабость.
Хуан-Пабло Монтойя: Тебе нравится, как команда работает на трассе?
Герхард Бергер: Да, очень, и команда сделала большой шаг вперед в этой области.Если ты заметил, в прошлом сезоне пит-стопы были очень долгими, в этом году они просто фантастические. А посмотри на программу зимних тестов. Мы тестировали по три автомобиля, что требует хорошей организации. В самом начале нашего сотрудничества с Williams мы привозили на тесты по одной машине. Все, в чем сейчас нуждается команда – это хорошие пилоты!
Хуан-Пабло Монтойя: Ха-ха! Очень забавно! Когда ты перестал гоняться, что заставило тебя вернуться, чтобы работать с BMW? Многие сыты по горло этими гонками, у тебя такого нет?
Герхард Бергер: Это оплачивается!
Хуан-Пабло Монтойя: Но, могу сказать, тебе все еще это нравится. Трудно ли быть здесь и сидеть в офисе, а не управлять автомобилем?
Герхард Бергер: Нет, трудно только тогда, когда находишься здесь и ничего не делаешь. Когда ты уходишь из гонок, есть два выбора: или ты останавливаешься совсем и где-нибудь далеко отдыхаешь, или ты возвращаешься, чтобы заниматься технической частью. Я перестал гоняться, так как знаю, что мое время прошло. Вообще-то, я планировал заниматься вещами, далекими от спорта, у меня был бизнес в грузовых перевозках. Но поступило предложение от BMW, и я подумал, что мог бы получать удовольствие от такой работы.
Хуан-Пабло Монтойя: Как гонщик, что ты делаешь, чтобы избавиться от скрытой энергии? Все еще превышаешь скорость на дорогах? Скажу честно: я всегда еду быстро, и на трассе, и вне ее.
Герхард Бергер: Я тоже это делал в твоем возрасте, но сейчас остепенился.
Хуан-Пабло Монтойя: Но в тебе еще столько энергии
...Герхард Бергер: Тебе не 43, так что ты не знаешь, сколько энергии надо терять время от времени! Когда я ушел из гонок, то обещал себе две вещи: во-первых, не получать больше травм, потому что раньше в некоторых авариях я был очень удачлив, во-вторых, не заниматься гимнастикой и не получать травм каким-либо другим способом. Больше я не превышаю скорость на дорожном автомобиле.
Хуан Пабло Монтойя: !?...
Герхард Бергер: Совсем нет! Было время, когда я просто искал предел автомобиля, мотоцикла, но не больше. Это прошло.
Хуан-Пабло Монтойя: Что-нибудь мешало тебе в карьере, например, дети?
Герхард Бергер: Первая дочь у меня родилась, когда мне было 19 лет, так что в этом отношении проблем не было. Когда я пришел в гонки, то вообще ничего не боялся. Чем больше опасности, тем лучше я себя чувствовал. Но после происшествия в Имоле в 1989 году, я стал меньше рисковать. Я не знаю почему, но после этого я решил, что рисковать надо только в самых необходимых случаях, например, в квалификации или борьбе за лидерство.
Хуан-Пабло Монтойя: А что по поводу дождя?
Герхард Бергер: Когда я начинал, то молился, чтобы дождя не было, потому что обладал не самым лучшим автомобилем. Позже в своей карьере я полюбил дождь, но я не ждал его.
Хуан-Пабло Монтойя: Что ты думаешь о Михаэле Шумахере?
Герхард Бергер: Это было что-то, когда он пришел в Формулу-1! Айртон и я решили, что он нам не нравится, возможно, потому, что он не слишком уважал соперников, как и ты сейчас. В то время я не понимал весь его потенциал. Я видел, что он хороший гонщик, но не считал его выдающимся. Однако, я думаю, что Айртон быстро понял, что он является серьезной угрозой. Я знаю Жана Тодта очень хорошо, и когда Михаэль перешел в Ferrari, Жан сказал мне, что с Михаэлем у меня проблем не будет, если я с ним поговорю. Жан собрал нас вместе, и я сказал, что изменил свое мнение. Он хороший пилот и очень эгоистичен, как все хорошие парни, но, не смотря на это, он мне нравится.
Хуан-Пабло Монтойя: Какие слабости ты в нем видишь?
Герхард Бергер: Он мне немного напоминает Айртона, потому что в нем трудно найти какие-то слабости. Если он борется с автомобилем, то всегда находит решение. Он стабилен и у него большой опыт в Формуле-1. Трудно его побить, но…
Хуан-Пабло Монтойя: … не невозможно. Что посоветуешь?
Герхард Бергер: Продолжай делать свою работу.
Хуан Пабло Монтойя: Забавно участвовать в гонках против Михаэля, потому что с ним действительно трудно справиться.
Герхард Бергер: Он не совершает глупостей.
Хуан-Пабло Монтойя: Я так думал до Бразилии.
Герхард Бергер: Не могу с тобой согласиться в этом.
Хуан Пабло Монтойя: Он зашел слишком широко. Каждый раз, когда ты имеешь возможность его обогнать, то должен это сделать, многие также думают.
Герхард Бергер: Что является действительно интересным в Михаэле так это то, как он умеет управлять своей энергией и собранностью. За много лет он многому научился, и когда ты становишься очень богатыми и успешным, как он, зачем рисковать своей удачей, когда ты уже все имеешь?
Хуан-Пабло Монтойя: Сейчас он такой же сильный, как и пять лет назад?
Герхард Бергер: Да.
Хуан-Пабло Монтойя: Он также много знает, не так ли? Я нашел, что опыт имеет большое значение в Формуле 1.
Герхард Бергер: Хуан, по таланту и технике вы с Ральфом очень близки к Михаэлю. Вы можете сразиться с ним, но у вас нет такого опыта. Когда ты выиграешь столько гонок, как Михаэль, у тебя будет другое представление о спорте. Ты очень торопишься, ты не должен ничего доказывать. На него ничто не давит, и это делает его более сильным.
Хуан-Пабло Монтойя: Ты согласишься со мной, что лучший способ напасть на Михаэля – нарушить его уверенность? Я говорю о том, что Рубенс – хороший пилот, но он не собирается нарушать покой Михаэля.
Герхард Бергер: Ты прав, Рубенс и Михаэль играют в разные игры.