Бывший гонщик Формулы 1 Герхард Бергер в интервью Auto Motor und Sport подвел итоги минувшего сезона, поднял тему финансовых проблем большинства участников чемпионата и прокомментировал ситуацию, в которой Михаэль Шумахер получил травмы...
Вопрос: Михаэль Шумахер провел 308 гонок в Формуле 1, пережил несколько падений с мотоцикла, но опасные для жизни травмы получил на горнолыжном склоне. Как такое возможно?
Герхард Бергер: Это судьба, ничего более. Я знаю это из личного опыта. Я как-то попал в автомобильную аварию, сломал шею, но мне невероятно повезло, что позади в соседней машине ехали врачи из Германии со всем необходимым оборудованием. Они случайно свернули на ту дорогу просто потому, что искали место, где можно перекусить. Это спасло мне жизнь. Катаясь на лыжах, невозможно полностью исключить вероятность падения и удара о камни, что приведёт к серьезным травмам. Есть вещи, на которые мы не можем повлиять.
Вопрос: Это как-то связано с тем, что гонщики готовы идти на дополнительный риск?
Герхард Бергер: Это полная ерунда. Если бы Михаэль получил травмы, катаясь на мотоцикле, тогда можно было бы об этом говорить. Он же катался с семьей на лыжах. Такое может произойти с каждым.
Вопрос: Себастьян Феттель выиграл последние девять гонок. Когда вы перестали смотреть трансляции?
Герхард Бергер: Я не перестал их смотреть, но иногда засыпал перед телевизором.
Вопрос: Насколько велик вклад Феттеля в успех? Если бы за рулем Red Bull оказался Фернандо Алонсо или Льюис Хэмилтон, Себастьян все равно бы выиграл?
Герхард Бергер: Поскольку подобная ситуация нереальна, нет смысла об этом рассуждать. Дитрих Матешиц и Эдриан Ньюи шли к своей цели, вопреки всему. К тому моменту, когда машина стала быстра, они вырастили гонщика, способного побеждать. В итоге все составляющие сложились вместе, что привело к завоеванию четырех чемпионских титулов.
Вопрос: Тем не менее, Себастьяну приходится доказывать свою репутацию. Многие считают, что Алонсо и Хэмилтон лучше, чем он…
Герхард Бергер: Это несправедливое утверждение. Марк Уэббер – очень хороший пилот, но он уже не выступает за Red Bull. До прошлого года многие действительно считали Алонсо лучшим гонщиком, в том числе и я. Это просто невероятно, как он выбирает траектории в поворотах, борясь с соперником. Однако после 2013 года я считаю, что Феттель сильнее. В прошлом сезоне Фернандо показал, что он не во всем идеален. Он публично раскритиковал Ferrari, тем самым показав свои слабые стороны. У Феттеля тоже возникли проблемы в первой половине чемпионата, но он молча делал свое дело.
Льюис Хэмилтон? Я считаю, что он не входит в лигу, в которой выступают Феттель и Алонсо. У Льюиса невероятная скорость, в этом нет никаких сомнений, но помимо гонок он занимается многими вещами, и это его отвлекает.
Вопрос: Кто произвел на вас наибольшее впечатление, за исключением суперзвезд?
Герхард Бергер: Лучшим гонщиком после Феттеля и Алонсо я считаю Кими Райкконена. Он отлично выступал, и, думаю, в одной команде с Алонсо достигнет своего максимума.
На меня произвел впечатление Нико Росберг. Поверьте мне, его многие недооценивают. Он показал невероятную скорость, выступая в одной команде с Михаэлем Шумахером, а теперь борется с Хэмилтоном. Нико шаг за шагом движется вперед. Когда Льюис стал его напарником, все говорили, что никакой борьбы у них не получится. Сейчас же шансы оцениваются как 50 на 50. Более того, в прошлом году Росберг выиграл две гонки. Точно так же получилось и тогда, когда он выступал в одной команде с Михаэлем. Я верю, что однажды Нико станет чемпионом мира.
Вопрос: Что вы можете сказать про Нико Хюлкенберга?
Герхард Бергер: Он хороший пилот, но в Германии слишком много о нем говорят. Во второй половине сезона только и было разговоров о том, что он будет выступать за Ferrari, за Lotus, за McLaren. В итоге мы знаем, чем все закончилось.
Нико отлично выступает в условиях прессинга, но было бы лучше, если бы он с самого начала сезона демонстрировал свои лучшие качества. Он заслужил место в одной из топ-команд, чтобы показать, на что он на самом деле способен. Force India – неплохой вариант, но Хюлкенберг достоин более сильного коллектива. Нико находится в опасной ситуации, поскольку период в карьере пилота, когда он может привлечь к себе внимание лидеров, очень ограничен.
Вопрос: В последний раз существенные перемены в регламенте были в 2009-м, и тогда Эдриану Ньюи лучше всех удалось интерпретировать правила. Есть ли надежда, что в этом году мы увидим нового победителя?
Герхард Бергер: Эдриан так долго работает в Формуле 1, что его не удивить турбированными моторами. Тем не менее, успех Red Bull будет зависеть и от Renault. Надежность сыграет главную роль в первой половине сезона. Мы знаем, что Ньюи любит максимально компактную компоновку машины, так что могут возникнуть проблемы с охлаждением. Однако в Red Bull работают отличные инженеры, у Renault богатый опыт в создании турбированных двигателей, и для меня они вновь главные кандидаты на чемпионский титул.
Вопрос: Что вы думаете о двойных очках в конце сезона?
Герхард Бергер: Я воздержусь от комментариев. Все это глупости.
Вопрос: Это действительно то, в чем нуждается Формула 1?
Герхард Бергер: Проблема в том, что в Формуле 1 сложно проводить реформы, потому что ни у кого нет достаточной свободы действий. Образно говоря, слишком много поваров варят один суп. Необходимо, чтобы Жан Тодт и Берни Экклстоун объединились и в диктаторском стиле провели необходимые преобразования. Так было раньше, но сложно сказать, насколько это возможно сегодня. Когда вы идёте на поводу у инженеров, получается безумие, которое нас ждет в этом году. Для специалистов, конечно, всё идет отлично, ведь им необходимо решить столько интересных задач, но станут ли от этого гонки интересней, и оценит ли их публика?
Вопрос: Если говорить о лимите расходов команд, то с какой цифры надо начинать?
Герхард Бергер: С 60 миллионов евро. Командам повезло, что Берни Экклстоун платит им такие суммы, иначе они бы не смогли принимать участие в гонках. В Формуле 1 нет ни одной команды, которая находится на самоокупаемости. Весь мир думает, что команды зарабатывают огромные деньги, но на самом деле это не так. Ferrari – исключение. Red Bull и Mercedes получают финансирование из бюджетов материнских компаний, выделенных на маркетинг. У остальных команд проблемы.
Вопрос: Двадцать лет назад Benetton выиграла чемпионский титул, имея бюджет в 40 миллионов долларов. Сегодня приходится тратить практически в десять раз больше. Почему так происходит?
Герхард Бергер: Все деньги тратятся на технологии, поскольку Формула 1 должна оставаться вершиной автоспорта, однако нельзя выходить за определенные рамки. Много лет назад аэродинамика стала играть главенствующую роль, и многие инвестировали в это направление. Теперь акцент смещается в сторону силовых установок, а это стоит гораздо дороже. В результате это приводит к тому, что однажды одна из команд станет непобедимой, как это было в случае с Red Bull.
Необходимо соблюдать пропорции между значимостью разных аспектов: аэродинамики, шасси, двигателя, пилота, шин. В последние годы недостатки мотора или шин можно было компенсировать аэродинамикой, а когда лучший гонщик сел за руль машины с лучшей аэродинамикой, у остальных просто не осталось шансов.
Вопрос: Как вы оцениваете предстоящие перемены в регламенте?
Герхард Бергер: У меня есть ощущение, что выбрано ошибочное направление. Мотор в 650-700 л.с. не подходит для Формулы 1, он должен быть мощнее. Добавьте к этому эффективную аэродинамику и электронику, и мы придем к тому, что от гонщика зависит не так и много. У нас должна быть возможность отличать по-настоящему быстрых гонщиков от остальных.
Вопрос: По телевизионной картинке складывается впечатление, что управлять машиной Формулы 1 довольно просто?
Герхард Бергер: Совершенно верно. Безопасность должна быть превыше всего, и это правильно. Машины и трассы стали невероятно безопасными, таким образом можно было бы использовать моторы мощностью более 1000 л.с., снизить эффективность аэродинамики и шин. Тогда болельщики будут смотреть гонки и говорить: «Ничего себе! Я так не смогу». Например, в MotoGP ключевая роль у гонщика, а не у техники. Так и должно быть. Необходимо отказаться от обгонов при помощи DRS, чтобы успех атаки зависел от мастерства пилота. Тогда это будет настоящий спорт.
Вопрос: Если Формула 1 пошла по неверному пути, может ли так получиться, что молодое поколение, выросшее на современных компьютерных технологиях, выберет Формулу E?
Герхард Бергер: Может быть. Я задавал себе вопрос, хочу ли участвовать в Формуле E. Нет, не хочу, это не мой вид автоспорта. Я из того поколения, для которого машина имела совершенно другое значение. Сейчас же все изменилось, и когда-нибудь автомобилем будет управлять компьютер. Сегодняшняя ситуация не способствует развитию автоспорта, но Формула 1 не должна копировать дорожные автомобили, а должна оставаться самостоятельной.