В Монце McLaren гарантирован очередной тяжёлый уик-энд, но гоночный директор команды Эрик Булье, тем не менее, настроен оптимистично, считая, что когда мотористам Honda удастся разобраться с проблемами, связанными с гибридной частью силовой установки, ситуация сразу изменится к лучшему.
Вопрос: Недавно руководитель Honda Motorsport Ясухиса Араи заявил, что их компания недооценила сложности Формулы 1, и взял на себя ответственность за проблемы McLaren. Такого рода признания очень нетипичны для японской корпоративной культуры. Как это можно истолковать?
Эрик Булье: Если честно, не стоит искать в этом какой-то особый смысл. Но простой факт состоит в том, что Mercedes, Ferrari и Renault потребовалось четыре года, чтобы разработать двигатели, в которых воплощены эти новые технологии, и только в Mercedes всё сделали правильно. В своё время эти три производителя переключили ресурсы с моторов V8 на новые силовые установки, ведь у них уже были эффективные подразделения, ориентированные на работу в Формуле 1.
Теперь посмотрим на Honda: они решили создать программу участия в Ф1 два с половиной года назад и начали с нуля. Им пришлось пройти через те же процессы, столкнуться с теми же трудностями, которые Mercedes, Ferrari и Renault преодолели четыре года назад, они проходят точно такой же жизненный цикл. Если на машину McLaren поставить мотор, которым занимались только два года, вполне логично, что он будет несовершенным.
Вопрос: Но это не объясняет признание, сделанное Араи – очень смелый поступок…
Эрик Булье: Да, действительно очень смелый. Но он вписывается в нашу философию единой команды. Мы полностью открыты друг для друга. Нужно придерживаться таких принципов, чтобы поддерживать мотивацию наших сотрудников и, прежде всего, гонщиков. Они должны знать и где мы находимся сейчас, и куда мы движемся, должны верить в наше партнёрство. Такой подход позволяет поддерживать правильный настрой коллектива, даже если дела идут не лучшим образом.
Вопрос: Как вы прокомментируете заявление Honda, что их силовая установка примерно на 24 л.с. мощнее, чем Renault?
Эрик Булье: Это сказал Араи-сан, и только он может пояснить, как он пришёл к такому выводу. Хотя на самом деле, с этими гибридными моторами приводить какие-то цифры сложно. Двигатель внутреннего сгорания действительно неплохой, но если говорить о гибридной части силовой установки, то мы не можем использовать электрическую энергию так эффективно, как бы нам хотелось. И каждый раз, когда у вас нет такой возможности, вы теряете 150 л.с. Это сказывается сильнее всего.
Вопрос: Команда получает многочисленные штрафы и практически во всех гонках стартует из задних рядов. Поэтому со стороны о прогрессе команды судить сложно – вы видите этот прогресс?
Эрик Булье: К каждому Гран При мы готовим новинки аэродинамики, совершенствуем ходовую часть, поэтому шасси от гонки к гонке становится лучше. Темп модернизации весьма впечатляющий: эту машину мы создавали с нуля, поскольку в её основу положена совсем новая концепция, тогда как соревноваться приходится с командами, которые совершенствуют свою технику на протяжении двух, трёх или четырёх лет.
Если говорить о шасси McLaren и двигателе Honda, то мы добились значительного прогресса в плане надёжности, хотя, конечно, пока не достигли идеального уровня. Первые условные баллы на доработку силовой установки мы потратили перед Сильверстоуном и перед Спа, после чего увидели определённый прогресс. Мы постепенно прибавляем, хотя соглашусь, что нас до сих пор подводит надёжность. Кроме того, из-за этого нам сложно объяснить болельщикам, чего мы добились в реальности.
В Спа и Монце нам пришлось сознательно пойти на штрафы, поскольку мы знали, что в любом случае на этих трассах не будем конкурентоспособными. Это делалось для того, чтобы избежать проблем там, где у нас есть шанс выступить получше. Разумеется, мы рассчитываем, что в Сингапуре не придётся отбывать штрафы, поскольку верим, что там есть шанс заработать очки. Поэтому хочу заявить болельщикам: не падайте духом, мы постепенно прогрессируем!
Вопрос: Говорят, когда дела идут неважно, чтобы изменить ситуацию к лучшему, надо что-то изменить. Что вам мешает?
Эрик Булье: Только нехватка времени. Время всё лечит и всё расставляет на свои места.
Вопрос: Перемены, запланированные на 2017 год, осложняют вашу ситуацию? Уже в середине следующего сезона вам придётся заняться разработкой совсем другой концепции. Или, может быть, есть шанс, что после 2015 года вы сразу возьмёте курс на 2017-й?
Эрик Булье: Нет, потому что 2016-й будет для нас эволюционным периодом, и определиться со стратегией будет несложно. Все новинки, которые мы внедряем сейчас, должны использоваться и в следующем сезоне. Но, разумеется, в какой-то момент мы, как и все остальные, тоже должны будем переключить наши ресурсы. И вся организация McLaren должна продемонстрировать свою силу, чтобы в 2017 году вернуть себе былую форму.
Вопрос: В McLaren рассчитывают на перемены 2017 года, чтобы добиться того же, что удалось добиться Mercedes, когда вступил в силу технический регламент 2014 года?
Эрик Булье: Нет, потому что в 2017-м изменения регламента в большей степени затронут шасси, а не двигатель. Если с гибридными силовыми установками что-то не так, потери могут исчисляться целыми секундами, а не их десятыми долями. Но к 2017 году какие-то команды могут подойти к концу очередного цикла развития, а это значит, что остальные смогут этим воспользоваться. Это пойдёт на пользу спорту.
Вопрос: Таким образом, можно ли предположить, что разработкой машины 2017 года вы займётесь очень рано?
Эрик Булье: Я этого не говорил! (смеётся)
Вопрос: В Спа Фернандо нанёс визит в моторхоум Red Bull. Может быть, это был совершенной невинный поступок, но всё-таки довольно необычный. В его контракте есть какое-то условие, предусматривающее возможность ухода из McLaren?
Эрик Булье: Это конфиденциальная информация. Могу лишь сказать, что он будет работать с нами ещё не один год.
Вопрос: Тогда не будем заглядывать в далёкое будущее: что вас ждёт здесь, в Монце? На этой скоростной трассе у вас предвидятся сложности?
Эрик Булье: Мы об этом уже не думаем. Если мы сознательно выбрали итальянский уик-энд, чтобы отбыть штраф, значит, не рассчитываем заработать много очков. Мы здесь, чтобы сделать всё, что в наших силах, и в полной мере воспользоваться возможностью поработать на этой трассе просто для того, чтобы набрать дополнительный километраж. После этого уик-энда мы хотим уехать из Монцы с ощущением, что добились прогресса.
Вопрос: Вы уже выбрали какие-то другие трассы, на которых было бы логичнее получить штрафы? И наоборот, где вы рассчитываете выступить более-менее неплохо?
Эрик Булье: В Сингапуре мы должны выступить хорошо – чем трасса извилистей, тем лучше для нас. После этого нам будет сложнее выбрать трассу, где было бы логично отбыть штрафы. Однозначно, что это не Сузука – там мы постараемся этого избежать!