Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, менеджер пилотов, а сегодня – комментатор BBC, ответил на вопросы зрителей, присланные в адрес британского телеканала по электронной почте…
Вопрос: Напомните, кто из экспертов предсказывал, что Льюис Хэмилтон окажется сильнее Дженсона Баттона в 2010-м?
Мартин Брандл: Перед началом сезона я не раз говорил, что их борьба будет более напряженной, чем кажется многим. Думаю, Льюис ещё себя покажет – позади только четыре гонки из девятнадцати, но Дженсон отлично справляется со своей работой, приятно видеть его расслабленными и конкурентоспособным. Сейчас он выступает за лучшую команду в своей карьере.
С другой стороны, за неделю до первой гонки мы узнали о драматичных переменах в жизни Хэмилтона, он расстался с давним наставником и менеджером, со своим отцом – Энтони.
Пока Баттон опережает Хэмилтона, но он перехитрил, а не обогнал его. Интересно, что из 39-ти обгонов, которые провели гонщики McLaren, 32 принадлежат Льюису, причём несколько раз он опередил Дженсона. Есть и встречный аргумент – Баттон смог избежать необходимости обгонять, захватывая лидерство в гонке. За их борьбой будет интересно наблюдать.
Вопрос: В Китае Фернандо Алонсо опередил Фелипе Массу на въезде в боксы, это можно считать началом войны внутри Ferrari?
Мартин Брандл: Этот маневр был очень похож на обгон в Бахрейне, когда Алонсо атаковал Массу на первом круге и захватил инициативу во втором повороте. Подобной агрессивности от Алонсо многие ждали, но нужно помнить, что испанец большую часть дистанции прошедших Гран При ехал позади бразильца, и в Китае не хотел продолжить эту тенденцию.
Мне нравится снисходительный подход стюардов, которые в этом году позволяют гонщикам бороться даже на пит-лейн, хотя здесь нельзя забывать о возможном риске. Кто-то из механиков может быть убит или серьёзно ранен, мы не должны этого допустить.
Я считаю, что война внутри Ferrari началась после Австралии, когда команда не разрешила Алонсо выйти вперёд по ходу гонки. Пока в отношениях гонщиков нет большой напряженности, но я знаю, что Масса был недоволен поведением Фернандо перед пит-стопом. Подождём ответных действий.
Вопрос: Почему машины McLaren так быстры под дождем, несмотря на нехватку прижимной силы? Они нашли лучший подход к резине?
Мартин Брандл: Скорость машин на влажной трассе зависит от множества факторов. Хэмилтон и Баттон всегда были быстры в таких условиях – это один из них. Кроме того, нужна оптимальная управляемость машины, точно рассчитанная карта работы двигателя, эффективное сцепление с трассой, хорошая работа коробки, особенно при переходе на пониженную передачу.
Если говорить об аэродинамике, то большее значение имеет не максимальная прижимная сила, а плавность и предсказуемость её работы в разных условиях. Важна и эффективность подвески, которая должна обеспечивать стабильный контакт шин с асфальтом.
Вопрос: Себастьян Феттель действительно как хорош, как многие считают?
Мартин Брандл: Если бы сегодня я руководил командой Формулы 1, то контракт с Феттелем был бы моей первой целью. Я считаю, что в чемпионате сейчас три мегазвезды – Алонсо, Хэмилтон и Феттель, но Себастьяну лишь 22 года, он на шесть лет моложе Алонсо, он быстр, умён и умеет работать с прессой. Кроме того, за ним нет груза проблем, которые были у Фернандо и Льюиса, Феттель будет двигаться только вперёд.
Вопрос: Вы верите в прогресс Михаэля Шумахера?
Мартин Брандл: Хороший вопрос. Михаэль ещё не вышел на пик формы, я полагаю, что прежнее мастерство ещё при нём, вопрос в том, сможет ли он эффективно и стабильно его использовать. Учитывая ограниченный объём тестов и небольшое число прошедших Гран При, его рано исключать из борьбы. Когда Михаэль получит от Mercedes GP машину, соответствующую его стилю, он станет гораздо сильнее. Хватит ли этого, чтобы бороться с соперниками, пока сложно сказать. Гонка в Барселоне, в которой он получит обновлённую машину, ответит на некоторые вопросы.
Вопрос: Почему одни гонщики умеют добиваться результата на неудачных машинах, а другие – нет?
Мартин Брандл: Очень показательной была гонка Фернандо Алонсо в Сепанге, когда коробка на его машине крайне медленно переключалась на пониженную передачу. Она напомнила мне гонку Шумахера в Испании’94, большую часть которой он проехал только на пятой передаче.
Нужен умный подход, умение компенсировать особенности поведения машины – это приходит с опытом, ведь в младших сериях вы часто выступаете на неконкурентоспособной технике и однажды понимаете, что всё же можете ехать быстро, если мотор продолжает работать, а колеса движутся в верном направлении. Мы видели, как быстр был Феттель в Бахрейне с отказавшей свечой в моторе, но некоторые гонщики в этой ситуации перестают бороться и жалуются журналистам на проблемы с машиной.
Вопрос: В чём проблема с высотой подвески и почему все показывают пальцем на машины Red Bull?
Мартин Брандл: С точки зрения аэродинамики, машины должны двигаться на минимально возможной высоте, ведь прижимная сила, которая генерируется под днищем машины, зависит от высоты подвески. Кроме того, это помогает с развесовкой, с оптимальным расположением центра тяжести.
В этом году команды проводят квалификацию с минимальным количеством топлива, а перед стартом заливают 150 кг бензина на всю дистанцию гонки. Это всё равно, что посадить двух пассажиров – при такой нагрузке высота подвески меняется.
В Ferrari озабочены этим вопросом. Меньшая, чем необходимо, высота подвески, негативно сказывается на скорости, есть вероятность повреждения контрольной планки, установленной под днищем машины, что приведёт к дисквалификации после финиша. Команды вынуждены искать компромисс, но многие заметили, что машины Red Bull и квалификацию, и гонку, проводят с оптимальным дорожным просветом. Возможно, у них просто очень эффективная подвеска с нелинейными характеристиками, позволяющая избежать проблем со стартовым количеством топлива.
Как команда этого добилась – неизвестно, но машины Red Bull соответствуют регламенту. Соперники разрабатывали системы, позволяющие управлять высотой подвески между квалификацией и гонкой, но недавно они были запрещены.
В любом случае, командам разрешают вручную менять высоту подвески во время пит-стопов, но за четыре секунды сложно сделать это точно. Тем не менее, я уверен, скоро такие системы появятся.
Вопрос: Как вы считаете, в следующем году Ferrari может заменить Фелипе Массу на Роберта Кубицу?
Мартин Брандл: По разным причинам Фелипе пока не может добиться максимальной скорости от новой машины, хотя после Малайзии он лидировал в чемпионате, дважды поднявшись на подиум. Я чувствую, что Скудерия пока немного расстроена работой гонщиков, но большинство команд предпочитает длительные отношения с пилотами, позволяющие строить машины, подходящие их стилю.
Однако, если на рынке появляется пилот, уровня Кубицы, нужно тщательно взвесить все переменные, и сейчас нельзя полностью отрицать возможность перехода Роберта в Ferrari в 2011-м.
Вопрос: Как вы оцениваете выступление Бруно Сенны?
Мартин Брандл: Бруно вернул в Формулу 1 фамилию своего дяди, он – отличный молодой гонщик и хороший человек. Результаты его выступлений в GP2 говорят о том, что он достоин Формулы 1, но справедливости ради стоит отметить, что у него, кажется, нет потенциала Айртона. Учитывая слабую машину команды HRT F1, за которую он сейчас выступает, сложно делать выводы.
Вопрос: Вы верите, что Герман Тильке способен построить интересную трассу, или Формуле 1 нужен другой архитектор?
Мартин Брандл: Я хорошо знаю Тильке, периодически он сам садится за руль гоночной машины, у него успешный бизнес в автоспорте, но при разработке трасс он ограничен определёнными рамками. Я думаю, что Тильке всегда выкладывается при строительстве нового автодрома, старается учитывать местные традиции и обычаи.
Мы должны помнить о требованиях FIA к рисунку трасс, видимости поворотов, зонам безопасности, а ведь при строительстве исторических автодромов не было таких ограничений. Кроме того, новые трассы должны хорошо выглядеть на телевизионной картинке, и Берни Экклстоун доверяет именно Тильке. Невозможно всем угодить, я думаю, что Герман хорошо справляется со своей работой, но было бы здорово увидеть больше возможностей для борьбы на трассах.
Вопрос: Почему вы не добились больших успехов в карьере гонщика? Что бы вы изменили, если бы эта карьера начиналась сегодня?
Мартин Брандл: Я не уступал лучшим гонщикам своего поколения – Сенне, Шумахеру, Хаккинену, когда мы выступали за рулём одинаковых машин, видимо это говорит о том, что я действительно не смог реализовать свой потенциал в Формуле 1.
Причин несколько. В 1984-м я сломал ноги в аварии, это сказалось на физической форме, но, что хуже всего, я не мог тормозить левой ногой, а тогда это было крайне важно. Кроме того, я допустил ошибку в том, что никогда не был полностью сосредоточен на Формуле 1 и должен был нанять более агрессивного менеджера.
Можно было добиться большего, чем девять подиумов за 12 лет, но мне повезло – я благополучно пережил три серьёзных аварии. Так что, думаю, я бы не стал ничего менять.
Вопрос: С каждым годом снижается возраст дебюта гонщиков в Формуле 1, сейчас молодежь выигрывает гонки и чемпионаты – выступать легче, чем в прошлые годы?
Мартин Брандл: Формула 1 молодеет, и это неизбежно. Сейчас за руль карта садятся в восемь лет, а к подростковому возрасту юные пилоты имеют на своём счету сотни пройденных гонок. Они усиленно тренируются, готовятся физически и морально, умеют работать с прессой. После появления систем сбора и анализа телеметрии, опыт играет меньшую роль при настройке машины. По этим причинам двадцатилетний юноша может сесть за руль Формулы 1 и хорошо справиться со своей работой.