На этой неделе на заседании Всемирного совета по автоспорту должен быть окончательно утверждён календарь сезона 2014 года. Впрочем, по мнению многих, даже в эту версию ещё могут быть внесены те или иные коррективы.
Бывший гонщик Формулы 1, а ныне комментатор британского телеканала Sky Sports Мартин Брандл ответил на ряд вопросов, связанных с этой темой.
Вопрос: Как вы считаете, это будет окончательная версия? Похоже, команды предпочитают дождаться, когда календарь будет официально подтверждён FIA…
Мартин Брандл: Думаю, это довольно болезненная ситуация. В Формуле 1 работает порядка 2500 – 3000 человек, и нам всем нужно бронировать отели и авиаперелёты. Кто-то это делает, ориентируясь на воображаемые гонки. Один болельщик, например, написал в Twitter, что уже забронировал билеты на рейс до Нью-Йорка. Полагаю, опыт подсказывает, что лучше подождать, пока всё будет подтверждено официально, хотя, похоже, очертания сезона во многом ясны.
Есть ряд неудобных моментов, поскольку гонки в Австралии и Китае будут проводиться по отдельности, хотя всегда лучше, когда выездные этапы проходят встык. Думаю, чередование Гран При России и Японии будет иным – видимо, сначала пройдёт японская гонка, а уже потом – российская.
Вопрос: Почему такое происходит, как вы полагаете?
Мартин Брандл: Дело в логистике. Это новая гонка, и никто не знает, успеют ли команды перевезти всё своё оборудование из России в Японию.
Чтобы всё собрать воедино, требуется время, это сложнейшая задача, поскольку надо учесть и такие факторы, как погодные условия и праздничные дни. Вы не захотите оказаться в Абу-Даби в августе, а в какие-то месяцы вам не хочется приезжать в Техас. Не стоит прилетать в Японию в разгар сезона дождей. А ведь ещё есть всякие праздники, в том числе и религиозные, и в каких-то случаях гонку хочется совместить с такими днями, в каких-то – избежать этого. В Великобритании гонку надо проводить поближе к июлю, иначе будет слишком много дождей.
Организовать перелёт семи грузовых самолётов с оборудованием – всё это чисто логистическая задача. Но надо учитывать и другие факторы: в некоторых европейских странах грузовикам не разрешается ездить в ночь с воскресенья на понедельник. А есть автодромы, которые хотят обязательно принимать либо первую гонку сезона, либо последнюю. Например, в Бахрейне не хотят проводить первую гонку, хотя тесты будут проходить именно там, и вполне логично, если бы сезон начинался с Гран При на этой трассе. Но не думаю, что там этого хотят.
Вопрос: Вы назвали «неудобным моментом» тот факт, что гонки в Австралии и Китае не состыкованы с другими этапами…
Мартин Брандл: С точки зрения логистики было бы очень логично гонки в Австралии и Малайзии проводить встык. Тут и думать не надо… Календарь следующего года получается очень дорогим, что удивляет, ведь эти люди пытаются экономить деньги. Но на фоне изменения технического регламента и возможных проблем с надёжностью, команды, наверное, будут приветствовать такие перерывы, поскольку это даёт им возможность перевести дух и разобраться с техникой.
Вопрос: Похоже, Гран При Абу-Даби станет финальной гонкой сезона. Там отдельно заплатили за эту привилегию? Ведь в Яс-Марине уже проходил финал чемпионата 2010 года…
Мартин Брандл: Да. Возможно, они использовали этот аргумент в ходе переговоров. Но есть и другая сторона дела – график телетрансляций. Когда судьба главных наград чемпионата решается в США или Бразилии, в Европе такие гонки смотрит гораздо больше телезрителей. В какой-то мере это относится и к Гран При Абу-Даби – с учётом разницы во времени.
Вопрос: Похоже, все три гонки, которые были включены в календарь с пометкой «предварительно», будут вычеркнуты. Станет ли это сюрпризом? Впрочем, судьба Гран При Кореи всегда висела на волоске…
Мартин Брандл: Это будет приятным сюрпризом, потому что туда никто из нас не хочет ехать. Но, думаю, все расстроены тем, что из календаря исключён Гран При Индии, потому что, по-моему, для Формулы 1 это была важная гонка. Но я в курсе, что возникли новые проблемы, связанные с налогообложением и логистикой, и государственная система в Индии сделала эти задачи практически невыполнимыми.
Я думал, что появится Гран При Мексики. А вот у гонки в Нью-Джерси, несмотря на первые позитивные признаки, на самом деле нет шансов.
Вопрос: Дело в деньгах? В плате за право принимать гонку, которую должны внести организаторы?
Мартин Брандл: Нет. Думаю, сложности связаны с созданием городской трассы.
Вопрос: С Мексикой те же проблемы? Старая трасса, на которой гонки проходили в своё время, не соответствует стандартам безопасности, изменившимися за последние 20 с лишним лет…
Мартин Брандл: Да, там есть автодром, но выяснилось, что на его реконструкцию необходимо затратить больше усилий, чем предполагалось изначально. Надо заменить асфальтовое покрытие, поребрики, добавить зоны безопасности – вопросов много. Не думаю, что на их решение есть время.
По-моему, Берни Экклстоун всегда старается немного растянуть календарь. Лично я считаю, что 19 гонок – это уже много. А 22 гонки – просто кошмар, если честно.
Вопрос: В предварительной версии календаря гонки в Монако, Нью-Джерси и Канаде шли встык с недельными интервалами. Но команды сомневались, что это в принципе возможно…
Мартин Брандл: Как всегда, Берни ждёт, пока настанет некоторая определённость, когда организаторы гонок внесут плату, и всё такое. Поэтому ему нужно, чтобы календарь позволял какую-то свободу для манёвра.
Я уверен, что в итоге останется 20 Гран При. Но меня устроит и 19, потому что гонок становится слишком много, а ведь каждая должна оставаться праздничным событием. Думаю, у многих болельщиков есть любимые команды, но люди любят Формулу 1 в целом.