После неудачного сезона в HRT Бруно Сенна вытянул счастливый билет, подписав контракт резервного гонщика Lotus Renault GP, но тогда никто не знал, что спустя несколько месяцев у бразильца появится возможность вернуться за руль.
В итоге Бруно провел за Lotus Renault GP восемь гонок и заработал первые очки, но в конце сезона снова оказался за бортом Формулы 1. В беседе с читателями F1Racing бразилец рассуждает о жизни и вспоминает события двух последних лет...
Вопрос: Как вы убедили свою мать Вивиан в том, что хотите вернуться в гонки?
Бруно Сенна: Я ничего не делал для этого специально, правда. Она не ожидала, что я настолько серьезно заболею гонками – она думала, что это лишь временное увлечение. Когда я начал гоняться в картинге, я часто получал травмы, а поскольку меня это не останавливало, она поняла, что я действительно хочу этим заниматься. Никому не хочется ломать себе ребра ради удовольствия, не так ли?
Вопрос: Вы что-то упустили из-за того, что поздно начали гоночную карьеру?
Бруно Сенна: Может быть, но это невозможно узнать. Сейчас я мог бы стать более успешным гонщиком, а может быть, из-за недостатка опыта выбрал бы другой путь. Если говорить о гоночной карьере, возможно, мне было бы гораздо легче, если бы я начал выступать в гонках раньше, но ничего нельзя знать наверняка. Нужно продолжать работать и максимально выкладываться.
Вопрос: Как бы вы отреагировали, если бы Формула 1 вернулась в Имолу?
Бруно Сенна: Мне бы очень хотелось гоняться на этой трассе. Имола – одна из немногих трасс, конфигурация которых практически не изменилась: она осталась скоростной, но машины стали гораздо безопаснее. Если бы там снова проводились гонки, они помогли бы развеять горькие воспоминания, связанные с этим автодромом.
Вопрос: Вы сожалеете о прошлом сезоне, проведенном в HRT?
Бруно Сенна: Нет. В прошлом году я многому научился. Я участвовал практически во всех Гран При, получил возможность изучить трассы, адаптироваться к графику гоночного уик-энда. Благодаря HRT, в этом году мне пришлось осваивать меньше информации. Конечно, пилотировать недостаточно конкурентоспособную машину не так просто, но, в конце концов, надо максимально использовать любую возможность.
Вопрос: Чем отличается пилотирование R31 от F110?
Бруно Сенна: Думаю, здесь два аспекта. Во-первых, R31 была хорошо проработана, а команда старалась исправить каждую обнаруженную проблему. В HRT машину не дорабатывали, она имела врождённые недостатки, которые нельзя было исправить до конца сезона. В этом главная разница. В R31 можно чувствовать себя более уверенным: я сел за руль и подумал: «Именно такой должна быть машина Формулы 1». На самом деле, лучшей машиной, которую я когда-либо пилотировал, была Honda 2008 года, которую я впервые протестировал в Барселоне.
Вопрос: Какой поворот вам нравится больше, Eau Rouge или 130R?
Бруно Сенна: Конечно, Eau Rouge! 130R – великолепный поворот, но Eau Rouge всегда вызывает столько эмоций! Проходить этот поворот под дождем и сейчас довольно опасно.
Вопрос: Ваш дядя запретил приглашать в команду Дерека Уорика. Некоторые считают, что он видел в нём угрозу. Кого вы не хотели бы иметь в качестве напарника?
Бруно Сенна: Я не стал бы влиять на решения команды. Дело в том, что Айртон считал Дерека сильным гонщиком, и думал, что в результате они оба будут получать меньшее внимание со стороны команды. Он хотел быть уверен в 100% поддержке.
Вопрос: Вы бы хотели когда-нибудь сесть за руль McLaren?
Бруно Сенна: McLaren – это особенная команда, я хотел бы сесть за руль машины, позволяющей бороться за победы.
Вопрос: Что вы чувствовали, когда пилотировали старую машину Айртона на фестивале в Гудвуде?
Бруно Сенна: Это было великолепно, просто невероятно. Она была похожа на сегодняшние, но давала представление о гонках тех лет.
Вопрос: Почему бразильцы всегда хорошо пилотируют под дождём?
Бруно Сенна (смеется): Думаю, это связано с тем, что в начале карьеры бразильские пилоты проводят много времени в Великобритании, где всё время идёт дождь.
Вопрос: Баррикелло считал Айртона своим наставником, он помогал вам советами?
Бруно Сенна: Да, он дал мне несколько полезных советов и всегда был готов помочь. На параде пилотов мы всегда стояли рядом и говорили о машинах. Кроме того, Фелипе Масса тоже дал мне несколько советов. Надеюсь, у меня будет возможность делиться своим опытом с молодыми бразильскими гонщиками.
Вопрос: Мы несколько раз видели Николя Проста в боксах Lotus Renault GP. В будущем пара Прост / Сенна может встретиться на трассе?
Бруно Сенна: Не знаю. Было бы здорово, но для меня важнее всего бороться с лучшими гонщиками. Если Николя Прост достаточно конкурентоспособен, чтобы оказаться в Формуле 1, почему бы нет?
Фамилия не имеет значения. Я боролся с Росбергом, Айртон сражался с его отцом, но для меня это ничего не меняет. Я счастлив, пока соревнуюсь с лучшими.
Вопрос: Вы общались с Робертом Кубицей после его аварии?
Бруно Сенна: Нет, но поддерживал связь с его врачом. Он сказал, что доволен темпами восстановления. Роберт прилагает максимум усилий, чтобы вернуться в Формулу 1, но он получил очень серьезные травмы. Я желаю Кубице всего самого лучшего, надеюсь, он вернётся.
Странное чувство: я был огорчён его аварией и сочувствовал ему, ведь Роберт – отличный гонщик. С другой стороны, спорт – это постоянная борьба, в которой нет места личным отношениям. Это норма. Когда мы с Рубенсом Баррикелло боролись за место в Honda, ситуация была такой же. Хотя Рубенс получил контракт, наши отношения не изменились. Такова Формула 1, кто-то выбывает из борьбы, но на его место приходит другой.
Вопрос: Что вы делаете, чтобы забыть о стрессе Формулы 1?
Бруно Сенна: Отличный способ избавиться от стресса – тренировки, особенно плавание и езда на велосипеде. В это время вы забываете о Формуле 1. Мне кажется, что от стресса можно избавиться только будучи уверенным в своем будущем, ведь в нашем спорте всегда можно лишиться шанса, который вам предоставили.