Гонщик McLaren Дженсон Баттон на встрече с журналистами, организованной Mobil 1, рассказал о впечатлениях от новой машины, переменах в Формуле 1 и подчеркнул, что вместе с мотористами Honda его команда сможет преодолеть все трудности.
Вопрос: Сегодня не ваша очередь работать на трассе, но в целом вы, наверное, в курсе, как там идут дела у команды?
Дженсон Баттон: Я весь день раздаю интервью в Барселоне и на автодроме не был, но следил за результатами прохождения кругов. И хотя во время тестов они мало что значат, поскольку все ездят с разным количеством топлива, я знаю, что на нашей машине сегодня стоит новый двигатель – это позитивный момент.
Поскольку он совсем новый, надо провести проверку всех систем, а завтра, надеюсь, мы сможем проехать много километров, занимаясь специфическим сравнительным анализом, проверяя машину с разной топливной нагрузкой – нас ждёт плотная программа. Надеюсь, смогу проехать кругов сто двадцать. Потом у меня будет выходной, за руль сядет Фернандо, а в пятницу снова поеду я, и это будет очень важный день, потому что на машину должны поставить уже довольно много новинок.
Хотя к первой гонке машина всё равно сильно изменится, процесс её доводки продолжается, идёт работа с двигателем, с аэродинамикой, поэтому версия MP4-31, на которой мы будем выступать в Мельбурне, будет заметно отличаться от той, которая тестируется в Барселоне на этой неделе.
Вопрос: Ваши первые впечатления от MP4-31?
Дженсон Баттон: Судить о ней пока рано, скажу лишь, что никаких отрицательных эмоций она не вызывает. Впрочем, мы ещё даже не проверяли её скоростные возможности, не настраивали аэродинамический обвес на нормальный уровень прижима. Вот завтра на машине уже будут установлены новые крылья, и после этого я смогу сказать вам больше.
Разумеется, мы с Фернандо Алонсо очень опытные гонщики и должны во многом помочь команде в той ситуации, в которой она сейчас оказалась. Если сейчас ей что-то и нужно, так это наш опыт. Такие опытные и быстрые гонщики, как мы, могут способствовать прогрессу McLaren - надеемся, вскоре результаты этой работы станут видны.
Вопрос: Но, возможно, с опытом приходит некий консерватизм? Это же в целом свойственно человеческой природе. А Формула 1 сейчас переживает период радикальных перемен…
Дженсон Баттон: Если говорить о технологиях, то в этой сфере в нашем спорте всегда должны происходить какие-то изменения. Умом я понимаю, почему мы должны были изменить конструкцию двигателей, почему надо было поменять концепцию силовой установки, сделать её гибридной, начать применять электромоторы. Нравится ли мне всё это? Нет.
Понимаете, я люблю атмосферные двигатели V10, развивавшие 20000 об/мин. мощностью 900 л.с., люблю, когда много прижимной силы, когда высокое механическое сцепление с трассой. Ничего из этого у нас больше нет, и спорт стал совсем другим. Но всё-таки Формула 1 остаётся лучшей гоночной серией в мире, и тебе по-прежнему приходится выкладываться на 100%.
По-моему, изменения технического регламента, запланированные на следующий год - это перемены к лучшему. Если удастся повысить механическое сцепление с трассой, зрелищность гонок останется на прежнем высоком уровне, притом что скорости прохождения поворотов вырастут. И тогда сработает такой важный фактор, как физическая подготовка, он начнёт дифференцировать гонщиков, ведь, возможно, уровень этой подготовки не позволит кому-то проходить повороты с максимальной скоростью.
А именно это и нужно нашему чемпионату, это ведь спорт! Формула 1 должна быть оглушительной, безумно быстрой, практически непостижимой и недостижимой для большинства обычных людей. Но сейчас дела обстоят по-другому: гонщики GP2 проходят круги лишь на 2-3 секунды медленнее, чем мы. Поэтому нужно сделать существенный шаг вперёд. Надеюсь, с введением новых правил вернётся что-то от прежней Формулы 1, в том числе и звук.
Вопрос: Теперь за программу Honda в Формуле 1 отвечает Юсуке Хасэгава, с которым вы работали ещё во времена заводской команды Honda. Его приход поможет McLaren быстрее прогрессировать?
Дженсон Баттон: Безусловно! Я отлично его знаю, он отличный лидер, и он очень хорошо умеет слушать других людей. Всю прошлую неделю он провёл вместе с инженерами и механиками McLaren, стараясь понять особенности нашей команды - я никогда не видел, чтобы так работал кто-то из его предшественников на этой должности. Мне он очень нравится, я помню, как мы сотрудничали 10 лет назад. У него очень большой опыт в автоспорте, он - очень сильная личность, и готов сделать всё, чтобы добиться улучшений. Юсуке Хасэгава будет очень интенсивно подгонять команду, и это отлично. Люди в него верят.
Вопрос: Но всё-таки тот период, когда вы с ним познакомились и сотрудничали, был, наверное, самым болезненным в вашей карьере - достаточно посмотреть статистику 2007-2008 гг. Понятно, что сейчас в McLaren совершенно иная ситуация, потому что команда медленно, но прогрессирует. И всё-таки, вы можете как-то сравнить те времена и нынешние?
Дженсон Баттон: Да, вы правы, 2007-й был тяжёлым годом, мы тогда вообще не видели свет в конце туннеля. Было такое ощущение, что у команды нет лидера, пока к нам не пришёл Росс Браун. Сейчас разница вот в чём: мы понимаем, что придётся трудно, ведь это новый проект, новый вызов, причём, очень интересный, потому что в Формулу 1 пришёл новый производитель. Мне особенно приятно, что это Honda, с этой компанией я много работал в прошлом, и я верю в неё, в этих людей. Мы все прилагаем огромные усилия, чтобы увидеть реальные результаты, но современная Формула 1 - очень сложна, мы соперничаем с ведущими автоконцернами, конкурируем с лучшими профессионалами из мира автоспорта, так что нам нужно время, но мы обязательно добьёмся своего.
Вопрос: Что можете сказать о новых шинных правилах и о новом формате квалификации?
Дженсон Баттон: Если говорить о резине, то на самом деле разница невелика. Вводить состав UltraSoft было необходимо, я считаю, что шины не обеспечивают того уровня сцепления, который хотелось бы получить, так что появление нового состава - это позитивный момент. Ведь с годами шины становились всё жёстче, и нынешний Supersoft вовсе не такой, каким был три года назад, он скорее похож на прежний Soft.
Что касается нововведения, которое позволяет нам использовать ещё один состав резины по ходу гоночного уик-энда - это интересно, но вы увидите, что все команды будут выбирать одинаковые шины, тенденция будет именно такая. Так было всегда.
Изменения конструкции шин тоже по-своему интересные. Беговая дорожка состоит из резины одного состава, под которым слой другого состава, намного более жёсткого. Поэтому когда ты изнашиваешь шины до этого слоя, скорость падает очень резко - и это тоже хорошо. Что-то подобное происходило в первый год, когда мы начали ездить на шинах Pirelli, это сделает гонки более интересными.
По поводу квалификации: в Формуле 1 много чего надо менять, организаторы чемпионата это понимают, поэтому какие-то реформы сейчас идут. Квалификацию, на самом деле, менять необязательно, но важно то, что в мире Формулы 1 идут постоянные поиски возможностей, как сделать наш спорт лучше. Может быть, болельщикам это даже понравится. Я лишь надеюсь, что они смогут разобраться в новом формате. С моей точки зрения, он довольно запутанный, а я хорошо разбираюсь в Формуле 1.
Но если всё получится, и болельщики его оценят - я только за. Потому что квалификация - важная часть гоночного уик-энда. Но мне нравится и действующая система, а эта новая мне кажется слишком сложной.
Вопрос: В свое время вы добивались побед в гонках, стали чемпионом мира, и вам уже никому ничего не нужно доказывать. Но сейчас вы выступаете за команду, которая переживает переходный период, это действительно новый вызов, в том числе и для вас - вы чувствуете, что в этой ситуации всё-таки должны что-то доказать самому себе и окружающим?
Дженсон Баттон: У меня нет такого чувства, что я должен что-то доказывать. Я по-прежнему выступаю в Формуле 1, по-прежнему чувствую драйв, когда сажусь за руль, выезжаю на трассу и стремлюсь одолеть всех соперников. Очень помогает то, что мой напарник - такой гонщик, как Фернандо Алонсо. Думаю, если бы мне пришлось провести ещё один сезон с неопытным напарником, это было бы не так интересно.
Про Фернандо говорят, что он лучший гонщик в мире, и мне нравится выступать с ним в одной команде, нравится, что я должен с ним соперничать, и тут даже не важно, на каких позициях я оказываюсь, хотя, конечно, хочется бороться за победы. Но мне всегда доставляет удовольствие сражаться с напарником, это настоящий вызов, который я готов принять.