Дебютная гонка Haas F1 ещё впереди, однако новая американская команда вполне уверенно провела свои первые тесты в Формуле 1, которые хотя и не обошлись без сложностей, но всё-таки оказались довольно удачными. Гонщики Роман Грожан и Эстебан Гутьеррес проехали на двоих без малого 300 кругов – больше, чем McLaren и Manor. Официальный сайт чемпионата поинтересовался у Джина Хааса, основателя и владельца команды, как он оценивает итоги первой серии тестов.
Вопрос: О чём вы подумали, когда увидели, как ваша машина Формулы 1 выезжает из гаража, отправляясь на первый круг?
Джин Хаас: Что-то совершенно банальное: «Наконец-то!» (смеётся) Ведь произошло то, о чем мы говорили пять лет.
Вопрос: А что скажете о ваших эмоциях? Вы испытали гордость? Удовлетворение?
Джин Хаас: Ну, эмоции были примерно такие: «Мы долго к этому шли». И теперь, когда это свершилось, я подумал: «Надеюсь, она не взорвётся!» После того, как завершился первый день тестов, я был в восторге от того, как отлично отработала команда. Эти машины очень сложны, и я очень рад, что всё сложилось намного лучше, чем я ожидал.
Вопрос: Вы пришли в Формулу 1 надолго, но довольны ли вы тем, как прошёл период создания и формирования Haas F1?
Джин Хаас: На самом деле, поскольку у нас было больше времени на подготовку к дебюту, чем обычно даётся новым командам, мы смогли в полной мере использовать преимущества ситуации. Всё это пошло нам на пользу. Если вы в спешке занимаетесь таким сложным делом, как Формула 1, вероятно, приходится идти на компромиссы в ущерб качеству. В общем, если говорить о периоде подготовки команды, то нам действительно повезло, что мы смогли преодолеть весь этот путь.
Вопрос: Оглядываясь назад, вам не кажется, что какие-то вещи надо было сделать по-другому?
Джин Хаас: В реальной жизни ты всё равно не сможешь вернуться назад! Я бы не стал ничего менять, всё складывается вполне удачно.
Вопрос: Что оказалось сложнее всего? Частые смены регламента?
Джин Хаас: Когда мы решили заняться этим проектом, у нас даже лицензии не было. Мы приняли решение создать команду Формулы 1 – и после этого целых полгода у нас ушло на получение лицензии. Мы уже довольно далеко продвинулись в реализации проекта, и вдруг ты осознаёшь: «Да ведь у нас даже лицензии нет! Почему мы всем этим занимаемся?» Тогда пришлось немного понервничать…
Вопрос: Ваша команда базируется в Великобритании, США и Италии. Руководитель команды Гюнтер Штайнер сказал, что вы справитесь с проблемой больших расстояний, ведь всё равно других вариантов нет. Неужели это не создаёт дополнительных сложностей?
Джин Хаас: Всё получится. Пока не могу сказать, будет нам легко или трудно. Вот так организована наша команда, и постоянные путешествия – тоже неотъемлемая часть Формулы 1. Задайте мне этот вопрос ещё раз в конце сезона.
Вопрос: Вам принадлежит очень успешная команда NASCAR. Вы можете сравнить уровень затрат в этой серии и в Формуле 1?
Джин Хаас: Они примерно одинаковые. Затраты на эти две команды почти равны. Согласен, в NASCAR мы работаем с четырьмя машинами, а здесь – только с двумя, но Формула 1 – глобальный чемпионат, поэтому две машины здесь обходятся в те же деньги, что и моя команда NASCAR.
Вопрос: Что из NASCAR вы принесли в Формулу 1? Технологии, какие-то процедуры?
Джин Хаас: Себя! (смеётся) На самом деле, мы действительно пригласили нескольких специалистов, используем какое-то программное обеспечение, возможно, какие-то методы работы. Вряд ли это что-то существенное. У нас нет представлений о том, как всё устроено в Формуле 1, поэтому мы собираемся делать то, что будет нас устраивать.
Возможно, наши подходы заметно отличаются от тех, что применяются обычной командой Формулы 1. Мы делаем максимальную ставку на приобретение у партнёров всего, что можно купить, вместо того, чтобы всё разрабатывать самим. Так мы работаем в NASCAR. Для нас совершенно естественно покупать всё, что только можно. Не исключаю, что наш опыт пригодится кому-то и в Ф1.
Здесь все привыкли всё производить самостоятельно, но мы никогда так не поступали. Мы хотим участвовать в гонках, а не заниматься производством. При всём моём уважении к Формуле 1, в конечном итоге, когда ваша машина выходит на старт, не думаю, что публика видит разницу между трансмиссией, разработанной собственными силами, и приобретённой на стороне. Думаю, болельщикам всё равно.
Вопрос: За Haas F1 будут очень внимательно наблюдать. Если вы добьётесь хоть какого-то успеха, вашим примером смогут воспользоваться другие люди, кто соберётся прийти в чемпионат. Вы это понимаете?
Джин Хаас: Полагаю, если мы добьёмся успеха, кто-то захочет его повторить. Возможно, крупные команды захотят приобрести команду поменьше. Вам разрешено выставлять на старт только две машины, но если есть ещё две, тоже имеющие к вам непосредственное отношение, не исключено, что это может обеспечить какое-то преимущество. Возможно, это пойдёт на пользу спорту. Может быть, всё будет не так однозначно. Посмотрим.
Вопрос: Если сравнивать двух ваших гонщиков Формулы 1 и NASCAR – в чём разница?
Джин Хаас: Главное различие в том, что в Ф1 гонщики намного моложе, чем в NASCAR. Кроме того, такое впечатление, что они просто горят энтузиазмом. В NASCAR пилоты, возможно, более зрелые люди, у них более серьёзное отношение к делу. И я думаю, что машины NASCAR сложнее пилотировать: они больше, тяжелее, у них намного меньше прижимная сила. Тут требуются другие навыки. Но пилотирование машины Ф1 требует более развитых рефлексов, потому что здесь всё происходит очень быстро.
Вопрос: Все знают, что Роман Грожан – ваш гонщик №1. Он сохранил этот статус после первых четырёх дней тестов?
Джин Хаас: Не знаю, что будет через пару месяцев, но я думаю, что Грожан более зрелый и опытный профессионал, чем Эстебан. У него богатый опыт преодоления всевозможных сложностей. В гонках мало просто быть быстрым – важно научиться добираться до финиша. Молодые агрессивные гонщики учатся этому, в процессе обучения разбивая свои машины. Но у Грожана всё это уже позади. Он попадал в аварии, выступая за другие команды, а для нас важно избежать происшествий.
Вопрос: О чём вы мечтаете накануне первого сезона в Формуле 1?
Джин Хаас: Во-первых, о надёжности – в гонках необходимо финишировать. Я слышал, что в Австралии процент сошедших с дистанции обычно очень велик. Однажды до финиша доехали лишь 11 машин. И если вы только сможете добраться до клетчатого флага, вы почти попадёте в первую десятку, у вас будет шанс заработать очки. Надо это иметь в виду. В общем, перед нами стоят две задачи: прежде всего, финишировать в гонках, а затем посмотреть, заработали ли мы очки. И я уже знаю, что Мельбурн – отличное место для этого.