В Сильверстоуне Williams удалось немного прибавить, заместитель руководителя команды Клэр Уильямс надеется на следующий шаг в Германии...
Вопрос: Привезённые в Сильверстоун новинки сработали, команда добилась прогресса. Теперь вы понимаете, как дорабатывать машину?
Клэр Уильямс: Да. У нас есть план. Потребовалось некоторое время, чтобы решить возникшие зимой проблемы и найти средства на создание необходимых запчастей нужного качества. На каждую гонку мы привозили разные новинки, чтобы улучшить машину, в частности, её механический аспект. Все они оправдали наши ожидания, поэтому мы их оставили. Они помогли улучшить баланс и стабильность, повысив эффективность машины.
Очевидно, что нам надо было сосредоточиться на работе с аэродинамикой – в этом мы уступали соперникам. Сейчас готова очередная партия аэродинамических новинок, которые мы опробуем в пятницу. Любопытно, как они себя поведут. Надо сосредоточиться на будущем и продолжать эту работу. Надеюсь, что мы продолжим сокращать отставание от команды на девятой позиции Кубка конструкторов.
Вопрос: Значит, теперь у вас есть необходимая основа для дальнейшего прогресса?
Клэр Уильямс: Совершенно верно.
Вопрос: Новинки должны помочь сократить отставание в этом сезоне или ориентированы на машину следующего года?
Клэр Уильямс: Конечно же на то, чтобы сократить отставание в этом сезоне. Но поскольку в следующем году регламент почти не изменится, мы сможем использовать на новой машине все нынешние наработки. Так делают многие команды.
Вопрос: Насколько масштабные обновления?
Клэр Уильямс: Вы всё узнаете завтра. Мы много работали на базе – и не только с аэродинамикой. Масштабы происходящего в Гроуве после сложного прошлого года показывают, какая сейчас атмосфера в Williams – мы настроены бороться и полностью выкладываться, чтобы вернуться на заслуживаемые позиции. Это масштабный проект для всей команды – мы приложили много усилий, чтобы подготовить новинки к этому уик-энду.
Вопрос: Ходят слухи, что в Ferrari могут наложить вето на изменение финансовых договорённостей. Считается, что без Ferrari Формула 1 потеряет больше, чем без Williams, хотя у вашей команды тоже большая история. Важно ли, чтобы Ferrari осталась в Формуле 1?
Клэр Уильямс: Я не слышала, чтобы в Ferrari планировали использовать право вето. У нас ещё есть время до конца октября, когда должны быть подписаны новые технический и спортивный регламенты.
Все мы должны работать в интересах Формулы 1, создать отличный спорт для гонщиков и команд, отличное шоу для болельщиков, чтобы они продолжали приходить на гонки или смотреть их по ТВ. Мы должны подумать об этом больше, чем о собственных интересах, тогда сделаем правильные вещи для будущего Формулы 1.
Как я сказала, я не знаю, какие планы у Ferrari – не я должна комментировать этот вопрос. Но лично мне кажется, что Ferrari действительно важна для нашего спорта. Мы все это знаем, но и остальные девять команд страдать не должны.
Вопрос: Вы по-прежнему с оптимизмом оцениваете перспективы спорта после встречи в Женеве?
Клэр Уильямс: Та встреча была посвящена не столько обсуждению технического регламента, сколько спортивному аспекту – что мы можем сделать, чтобы гонки стали интереснее. На предыдущей встрече мы выслушали пожелания гонщиков и согласились с ними. В этот раз мы обсуждали, как улучшить шоу: анализировали трассы, машины и другие факторы. Эти разговоры продолжатся на двух следующих встречах. Посмотрим.
Вопрос: Команды должны определиться, чего хотят от шин Pirelli?
Клэр Уильямс: Мы должны сказать Pirelli, что надо сделать. Пару лет назад мы встречались с шинниками и предложили им список пожеланий – они считают, что все их выполнили. Сейчас мы должны четко сказать, что хотим: очевидно, что у команд и гонщиков разные мнения на этот счёт – всё зависит от их умения работать с резиной. Мне кажется, мы найдём решение, которое подойдёт и командам, и гонщикам, и Pirelli.
В будущем Формула 1 перейдёт на 18-дюймовые шины. Нам надо выработать единое мнение, а затем добиться, чтобы всё эффективно работало. Это всегда сочетание факторов: если мы стараемся улучшить спорт, нельзя сосредоточиться на каком-то одном элементе – все они дополняют друг друга.
Кроме того, надо разобраться с финансовой стороной – договориться о распределении доходов, ограничить расходы на определенном уровне. Это даст нам основу для лучшего шоу. Разговоры об остальном могут отвлекать от главного. По-моему, если распределение доходов станет более справедливым, гонки неизбежно получатся лучше.
Вопрос: Как вы реорганизовали технический отдел после ухода Падди?
Клэр Уильямс: Нам не пришлось многое менять после ухода Падди. Трое наших инженеров возглавляют три направления – проектирования, аэродинамики и работы на трассе. Они работают коллективно и отлично справляются со своей работой. Я верю в них.
Вопрос: Планируете ли вы переманить из другой команды кого-то из инженеров?
Клэр Уильямс: Мы постоянно анализируем нашу структуру и то, как можно её оптимизировать. Как я сказала, мы ей очень довольны. Мы обсуждаем будущее инженерной команды, но не хотим спешить. Надо быть уверенными, что мы выбрали правильных людей.
Вопрос: В Сильверстоуне вы использовали обновленную конструкцию дефлекторов – и сделали большой шаг вперед. Это момент озарения ваших инженеров?
Клэр Уильямс: Новые дефлекторы позволили убедиться в том, что наши специалисты по аэродинамике выбрали верное направление. У нас хорошая корреляция данных между трассой и аэродинамической трубой.
Джордж Расселл как-то сказал, что иногда надо сделать пару шагов назад, чтобы затем продвинуться вперед – так и получилось в нашем случае. Нам потребовалось много времени, чтобы увидеть результаты работы на трассе, но мы знали, что добьёмся этого. Иногда работая с аэродинамикой, ты теряешься в том, что делаешь – настолько всё сложно.
Вопрос: Вы считаете, что теперь можете навязать борьбу соперникам?
Клэр Уильямс: Такова наша цель. Мы стремились к этому с начала сезона – сократить отставание от команды на девятой позиции, бороться за места в середине пелотона и не откатываться ещё дальше назад. Конечно, у нас должны быть амбиции и цели. В начале сезона мы уступали команде на девятой позиции полторы секунды – это очень много, и за один сезон невозможно сократить такое отставание. Тогда нам было важно не отстать ещё больше от соперников и постепенно к ним приближаться. И я очень рада, что мы добились большего, чем рассчитывали. А ещё только половина сезона.
Надо дождаться пятницы и узнать, что дадут нам новинки. Надеюсь, мы не ошиблись с ними. После этого мы сможем судить, что можно сделать в оставшейся части сезона. Наши гонщики хотят сражаться с соперниками.
Вопрос: В Liberty Media хотят сократить расходы, но при этом ищут выходы на новые рынки. Что вы об этом думаете, и как это повлияет на борьбу на трассе?
Клэр Уильямс: 21 Гран При – это максимальное число гонок. Хотя лично мне хотелось бы, чтобы их стало на пять меньше: сокращая предложение, вы повышаете спрос. Это основы экономики, но то же самое относится к гонкам. На рынке высокая конкуренция с другими спортивными и развлекательными событиями.
Вторая проблема – это штат команды. Если увеличивать число гонок, то это дополнительная нагрузка на сотрудников, ведь они должны работать больше, но столь же эффективно. Или придется увеличивать расходы, думать о посменной работе. Вместо двух гоночных инженеров нам потребуется четыре, но это неправильно. Кроме того, это дополнительные расходы на транспортировку грузов по всему миру и так далее. И надо думать, сколько билетов продадут на эти гонки… Я против увеличения числа гонок.
Конечно, важно иметь выход на разные рынки, но надо смотреть, что разумно, а что нет. Азия, Вьетнам – это важные рынки, но у нас уже есть несколько азиатских этапов, и нужно найти баланс. Если добавлять новые гонки, возможно, надо убирать какие-то из существующих и искать компромисс, который устроит всех, кто занят в спорте.
Вопрос: Ваш отец до сих пор под впечатлением от того, как его прокатил Льюис Хэмилтон по Сильверстоуну. Вы довольны, что всё получилось?
Клэр Уильямс: На днях я гуляла по парку в Лондоне – ко мне подошёл парень и сказал, что видел запись, как Льюис прокатил Фрэнка по Сильверстоуну, и это было потрясающе. Ту запись посмотрели 6 миллионов человек.
Фрэнк был очень возбуждён после этого круга – он проснулся на следующий день и спросил: «Можно ли всё это повторить?» Это великолепно. Когда мы всё планировали перед тем кругом и думали, что это будет здорово, мы не предполагали, насколько Фрэнку это понравится. Мне кажется, Льюису тоже понравилось. Мы очень благодарны Хэмилтону, что он нашёл время прокатить Фрэнка. Мне кажется, отец хотел бы так кататься каждый гоночный уик-энд.
Вопрос: Вы волновались, когда смотрели круг? Вы просили Льюиса осторожничать?
Клэр Уильямс: Нет. Мы не хотели, чтобы он осторожничал. Конечно, надо соблюдать требования безопасности, но Льюис не сбавлял темп, он даже сделал несколько «пончиков». Мы хотели, чтобы Фрэнк это испытал.