Их голоса заставляют замолчать телевизионных комментаторов, именно они инструктируют гонщиков в дни гоночного уик-энда. Впрочем, круг обязанностей гоночных инженеров гораздо шире простого радиообмена между боксами и машиной: от стратегии до дипломатии, от принятия решений до подъема мотивации – это невероятно сложная и требовательная работа.
Один из таких людей - Джок Клиа, гоночный инженер Рубенса Баррикелло. От сотрудничества с Жаком Вильневым на пути к его чемпионскому титулу 1997 до недавней победы Баррикелло в Валенсии Клиа всегда выкладывался по максимуму. Журналисты официального сайта чемпионата расспросили его о роли, которую гоночный инженер играет на пит-лейн…
Для многих болельщиков Формулы 1 присутствие гоночного инженера во время уик-энда ощущается благодаря его переговорам с гонщиком по радиосвязи. Неожиданный приказ свернуть в боксы из-за начинающегося дождя, предложение сбросить темп, дабы сберечь резину, совет ускориться перед очередным пит-стопом или простое сообщение о том, как складывается гонка – всё это основная часть работы подобных специалистов.
Выступая связующим звеном между кокпитом и пит-уолл, гоночный инженер обеспечивает гонщика всей необходимой информацией о тактике, времени на круге, температуре шин и т.д. Кроме того, он предоставляет любые сведения, которые могут помочь поднять темп, сообщает о необходимости изменить режим работы мотора, чтобы сберечь топливо, или информирует о действиях соперников. Но процесс коммуникации обоюден, поэтому инженер должен внимательно выслушать ответ гонщика, максимально быстро интерпретировать его и передать остальным членам команды, которые могут соответствующим образом скорректировать настройки машины.
"Диалог, который вы слышите с экранов телевизоров – как раз то, на что в большей степени полагается команда, - поясняет Клиа. – Вы выступаете связующим звеном между гонщиком и четырьмя сотнями сотрудников. Важно правильно интерпретировать ответ: гонщик не является инженером, нужно перевести его слова в технические термины. Инженер – глаза и уши команды, если речь идет о взаимодействии с гонщиком, и наоборот".
Помимо обеспечения взаимосвязи между гонщиком и командой, Клиа участвует в выборе стратегии на уик-энд. Времена, когда важнейшие решения принимались двумя-тремя ключевыми фигурами, давно остались в прошлом: сейчас над оптимальной тактикой работает целая группа специалистов, но Клиа и его коллеги играют важную роль в этом процессе, помогая определиться с количеством топлива, выбором резины и временем выезда на квалификационную попытку.
"Стратегия определяется группой людей, - говорит Клиа. – Я мог бы сказать, что всю ответственность за происходящее во время гонки несет Джеймс Ваулес, наш главный специалист по тактике, однако я сам, Рубенс, Дженсон Баттон и его гоночный инженер Эндрю Шовлин принимаем непосредственное участие в разработке плана действий. В воскресенье Джеймс управляет процессом, основываясь на наших предварительных комментариях. Доказано: эффективность работы группы инженеров зависит от тщательности подготовки. Нам не нужны дебаты на пит-лейн: если произошло что-то непредвиденное – значит, мы сработали недостаточно хорошо".
Но насколько бы предсказуемой ни была Формула 1, и насколько бы тщательно не работала команда, всегда есть место неопределенности, когда что-то идет не по плану. Выезд машины безопасности, неожиданный ливень или прокол – случиться может всякое. В такие моменты Клиа должен контролировать ситуацию и держать гонщика в курсе событий на трассе – с подобной задачей по силам справиться далеко не каждому.
"Ты должен принимать решения, однако у тебя никогда нет всей необходимой информации, - поясняет Клиа. Приходится действовать согласно имеющимся данным: иногда я бы подождал пару минут, чтобы убедится, начнется ли дождь, но через две минуты момент для пит-стопа может быть упущен.
Нужно ориентироваться на мельчайшие детали, а многим это не по душе. Если вы по натуре ученый, чутье укажет вам: не время делать выводы, нужно больше информации, однако спорт не позволяет ждать. Многое зависит от самой способности принимать решения – команда должна знать, как ей поступить, и отсутствие вариантов – худшее, что может произойти".
Удивительно то, что гоночный инженер способен в считанные секунды принять решение, а затем сообщить о нем гонщику в точно такой же спокойной манере, как если бы речь шла о регулировках переднего антикрыла во время пятничных свободных заездов. Для Клиа подобная невозмутимость – неотъемлемая часть работы.
"Только нехватка времени заставляет вас волноваться – иногда удивляешься, насколько быстро нужно принять решение. Речь идет о считанных секундах – от трех до пяти на анализ имеющейся информации, хотя в некоторых обстоятельствах это слишком большой промежуток времени. Приходится действовать практически мгновенно.
Вспоминается прошлогодний Гран При Сингапура, когда после аварии Пике на трассу выехала машина безопасности. Уверен, в тот момент все следили за нашим радиообменом и радиообменом Red Bull, поскольку только эти четыре машины могли заехать в боксы. Три из четырех в итоге свернули на пит-лейн: Дженсону не удалось провести пит-стоп, но Уэббер, Култхард и Рубенс воспользовались шансом и отыграли позиции. Возможно, со стороны наблюдалась некоторая паника, но в подобных ситуациях у нас нет трех секунд на то, чтобы спокойно передать информацию гонщику – нужно действовать еще быстрее, а единственный способ сделать это – просто прокричать в эфир".
В Формуле 1 всё решает скорость. Клиа уверен, что способность молниеносно менять стратегию исключительно важна для хорошего гоночного инженера, но вместе с тем признает, что речь не идет о какой-то точной науке, и иногда решения оказываются ошибочными.
"Когда принимаешь решения в условиях нехватки информации, ошибки неизбежны, - уточняет он. – Мастерство гоночного инженера заключается в том, чтобы по ходу сезона чаще оказываться правым. Не ошибаться в более чем 50% случаев – залог успеха".