Берни Экклстоун в интервью немецкому изданию Auto Motor und Sport рассказал о новом Договоре Согласия, о переговорах с командой Mercedes AMG, о планах проведения IPO Формулы 1, а также о перспективах развития чемпионата в будущем…
Вопрос: Первые две гонки вы провели у телевизора, а не в паддоке: ваши впечатления?
Берни Экклстоун: Обе гонки мне понравились. К сожалению, я не смог их посетить, поскольку сейчас у меня очень много дел, связанных с перспективами развития Формулы 1. С другой стороны, полезно иногда оказаться в роли телезрителя, поскольку это дает возможность понять, что у нас хорошо, а что – плохо.
Вопрос: Например?
Берни Экклстоун: Мы обеспечиваем телетрансляции гонок, но телекомпании по-разному распоряжаются нашим сигналом. Качество показа не всегда на уровне. Но британский телеканал Sky Sports неплохо справляется с задачей.
Вопрос: Для всех стало сюрпризом, когда вы объявили, что достигли договоренностей с большинством команд Формулы 1. Обычно вы держите в тайне все, что связано с Договором Согласия. С чем связана эта неожиданная открытость?
Берни Экклстоун: Ходило много разных нелепых слухов. Поэтому я решил объяснить нашу позицию.
Вопрос: Почему вы решили сделать это через интернет? Поговаривали, что раньше вы были настроены решительно против новых онлайн-СМИ.
Берни Экклстоун: Вы не поверите, но я стал следовать моде. Теперь слежу за новостями через iPad, или как там эта штука называется.
Вопрос: Когда будет подписан Договор Согласия?
Берни Экклстоун: До конца года. Мы отрегулировали все коммерческие аспекты. Теперь можно заняться самым важным: четко определиться с правилами Формулы 1.
Вопрос: Будут ли меняться какие-то основные принципы?
Берни Экклстоун: Они остаются прежними: успех всегда будет вознагражден.
Вопрос: Большинство команд – на вашей стороне. А кого нет в этом списке?
Берни Экклстоун: Нескольких небольших команд. Я хочу, чтобы команды подтвердили участие в чемпионате на долгую перспективу. Не люблю таких, кто раздает обещания, а через год уходит из Формулы 1.
Вопрос: Команды получат больше денег?
Берни Экклстоун: Да, ведь мы стали зарабатывать больше денег, а они являются участниками чемпионата.
Вопрос: А в процентном отношении?
Берни Экклстоун: В соответствии с условиями Договора.
Вопрос: Раньше вы вели переговоры с такими людьми, как Рон Деннис, Фрэнк Уильямс и Жан Тодт. Сейчас приходится иметь дело с новым поколением руководителей команд. Это усложнило задачу?
Берни Экклстоун: Им нужно больше времени, пока они разберутся, как здесь все устроено.
Вопрос: Вы разрушили единство ассоциации FOTA, применив ваш старый принцип: «разделяй и властвуй»…
Берни Экклстоун: Я никогда не собирался действовать в соответствии с этим принципом. Люди всегда поступают так, как им выгодно.
Вопрос: Говорят, Mercedes не входит в число команд, с которыми вы уже договорились. Что вы имеете против Mercedes?
Берни Экклстоун: Mercedes очень важна для Формулы 1. Я всегда ее поддерживал и поддерживать буду. Мы сейчас говорим о компании Mercedes.
Вопрос: Но есть проблемы, связанные с командой. В чем их суть?
Берни Экклстоун: Если вы вспомните корни этой команды, то она начиналась, как Tyrrell. С тех пор у нее сменилось четыре владельца и четыре раза менялось ее название. Но, по-моему, она не смогла сохранить свою историю.
Вопрос: И должна за это расплачиваться?
Берни Экклстоун: Вовсе нет. Мы ко всем одинаково относимся. Но есть бонус за историческое наследие и за успех.
Вопрос: Mercedes смотрит на это несколько иначе. «Серебряные стрелы» – второй по значимости бренд в Формуле 1 после Ferrari; кроме того, они поставляют двигатели трем командам, за них выступает Михаэль Шумахер, вернувшийся в чемпионат. Все это имеет какое-то значение?
Берни Экклстоун: Конечно, мы все это признаем. Но если говорить серьезно, то Mercedes пришла в Формулу 1 только два года назад и с тех пор не выиграла ни одного Кубка конструкторов. И пока одержала только одну победу в Гран При.
Вопрос: Может быть, проблема в том, что штутгартский концерн не готов гарантировать участие в чемпионате до 2020-го года?
Берни Экклстоун: Я не могу говорить от имени Mercedes. Возможно, они действительно затрудняются дать такие гарантии. С другой стороны, во многих других случаях они подписывают долгосрочные контракты. Не будем забывать, что Mercedes является совладельцем команды Формулы 1. Так что вопрос в том, готова ли эта компания дать нам свои гарантии.
Вопрос: А вы говорили об этом с Дитрихом Цетше (главой концерна Daimler AG)?
Берни Экклстоун: На прошлой неделе я объяснил ему свою позицию в отношении команды Mercedes. Думаю, он меня понял.
Вопрос: Вы оптимистично настроены? Вам удастся договориться, или есть риск, что Mercedes покинет чемпионат?
Берни Экклстоун: Я не могу их заставить. Команды должны понимать, чего они хотят. Черновик Договора Согласия получен ими уже месяц назад. Мы общались с руководством команды: Росс Браун, похоже, считает, что со времен Tyrrell она выиграла несколько Кубков конструкторов и не меньше 80-ти гонок. Что-то я не припомню такого периода, когда бы команда с названием Mercedes добилась столь громких успехов. О каких победах он говорит?
Вопрос: Но в последнее время многие команды меняли названия, верно?
Берни Экклстоун: Верно. Таких команд было слишком много. Мы согласились переименовать Brawn GP, потому что название Mercedes звучит лучше. Возможно, это было ошибкой.
Вопрос: А что вы скажете про Lotus?
Берни Экклстоун: Готов признать, что в этом случае мы должны были найти более правильное решение проблемы. В будущем мы больше не позволим менять названия команд, и это будет зафиксировано в новом Договоре Согласия.
Вопрос: Ходят слухи, что Mercedes хочет обратиться в Европейский суд в связи с нарушением законов о конкуренции, если вам не удастся найти взаимоприемлемое решение. Они могут выиграть такой процесс?
Берни Экклстоун: Понятия не имею. Не сомневаюсь, прежде чем пойти по такому пути, они детально изучат этот вопрос.
Вопрос: Вновь появились планы проведения IPO Формулы 1. 15 лет назад это не сработало. Почему сейчас будет иначе?
Берни Экклстоун: В тот раз планы не удалось осуществить, и я сам прервал этот процесс. Команды не захотели пойти за мной. Сегодня ситуация иная. Раз акционеры хотят продать акции, мы должны их продать.
Вопрос: Почему вы хотите разместить акции на сингапурской бирже, а не на лондонской?
Берни Экклстоун: Это было мое предложение. В Сингапуре хорошо знают, что такое Формула 1. В Азии мы очень популярны. Выбор биржи имеет значение. Азиатский рынок проще организован, там не столь жесткий контроль.
Вопрос: Вы не опасаетесь, что процесс принятия решения затянется?
Берни Экклстоун: Посмотрим. Акционеры всегда довольны, когда компания зарабатывает деньги. Если они дадут нам гарантии, что мы сможем спокойно работать.
Вопрос: Вы будете советовать командам приобретать акции Формулы 1?
Берни Экклстоун: Безусловно. Любой может приобретать акции.
Вопрос: Нужно ли вводить в Формуле 1 бюджетное лимитирование?
Берни Экклстоун: Из этого ничего не выйдет. Никто не может запретить людям тратить столько денег, сколько у них есть. Вы всегда найдете способ обмануть контролирующие органы. Технический регламент должен быть составлен так, чтобы скорость машин не зависела от количества денег, вложенных в их разработку.
Вопрос: Но это означает введение еще более жестких ограничений. Раньше вы хотели, чтобы технический регламент был предельно простым: машина должна помещаться в боксах, другие ограничения не нужны.
Берни Экклстоун: Это была мечта. Но на это ни у кого нет денег.
Вопрос: Может, это стало бы реальностью, если ввести бюджетное лимитирование?
Берни Экклстоун: Не вижу способов, как это можно будет контролировать.
Вопрос: Проблема в другом: команды, которые утверждают, что такой контроль невозможен, просто не хотят, чтобы их контролировали…
Берни Экклстоун: Если бы они захотели, они бы все равно смогли провести инспекторов…
Вопрос: Может быть, проблему можно решить за счет разрешения использования клиентских машин?
Берни Экклстоун: Моя идея состоит в следующем: команды, которые сейчас самостоятельно строят шасси, но не могут добиться успеха, могли бы приобретать прошлогодние машины других конструкторов.
Вопрос: В конечном итоге, все захотят приобретать лучшие машины. Но ведь тогда в Формуле 1 останется три или четыре производителя шасси, и путей к отступлению уже не будет?
Берни Экклстоун: Вскоре я поделюсь деталями своего плана: в нем предусмотрены способы, как предотвратить сценарий, который вы упомянули.
Вопрос: Это тоже часть нового Договора Согласия?
Берни Экклстоун: Не исключено.
Вопрос: Вы довольны, что ассоциация FOTA, фактически, прекратила существование?
Берни Экклстоун: Я никогда ничего не имел против FOTA. Эта организация никак меня не беспокоила.
Вопрос: Вы ведете переговоры об организации новых гонок в России, Аргентине, США… Вскоре в чемпионате будет 24 Гран При?
Берни Экклстоун: Вероятно, в календаре останется 20 этапов.
Вопрос: Но традиционные гонки будут оттуда вычеркнуты?
Берни Экклстоун: Если бы несколько лет назад вы спросили меня, будет ли в календаре чемпионата больше 17-ти этапов, я бы ответил отрицательно. Трудно загадывать наперед. Обстоятельства меняются.
Вопрос: Даже в теннисе постоянно появляются новые соревнования, но «Большой Шлем» всегда состоит из четырех классических турниров. Может быть, стоит и в Формуле 1 ввести нечто подобное?
Берни Экклстоун: Все правильно, и я над этим работаю. И если мы до этого дойдем, то за победу в гонках «Большого Шлема» будет присуждаться больше очков.