Майк Эллиотт, технический директор команды Mercedes, рассказал о том, как он и его специалисты работали, создавая W14, которая, с одной стороны, сохранила ряд характерных черт прошлогодней машины, с другой, во многом усовершенствована и лишена её недостатков.
Вопрос: Как проходил для команды период межсезонья?
Майк Эллиотт: Мы проанализировали прошлогодний опыт и занялись областями, в которых, как мы считаем, можно добиться улучшений. Теперь мы с воодушевлением готовимся к новому сезону, ведь это новая возможность показать, на что мы способны.
Зимой на базе всегда кипит работа, поскольку концепция аэродинамического обвеса и модель поведения машины на трассе требуют воплощения в её конструкции. На заключительной стадии работы над проектом идут испытания всех компонентов, в том числе силовой установки, шасси, коробки передач. Всё в сборе должно работать так, как надо.
Но теперь мы уже должны посмотреть, как ведёт себя машина на реальной трассе, и на какую скорость она способна.
Вопрос: Как бы вы охарактеризовали подход к разработке W14?
Майк Эллиотт: В прошлом году, как только стало понятно, что надо делать, мы предприняли огромные усилия, чтобы добиться какого-то прогресса. Ближе к концу сезона уже можно было видеть рост результатов, и зимой мы произвели что-то вроде перезагрузки.
Мы сделали всё, что ещё в прошлом году хотели сделать с W13, но не могли, поскольку либо располагали ограниченными ресурсами, либо занимались решением других задач.
Вопрос: Можете перечислить основные области, требовавшие внимания в прошлом году, но которыми вы тогда не смогли заняться?
Майк Эллиотт: К середине прошлого года мы разобрались в проблемных областях машины. Они не были связаны с концепцией, заложенной в основу конструкции – скорее, с общим курсом, нами избранным. Если вы попытаетесь слишком быстро изменить этот курс, это может дать обратный эффект, поэтому надо было постепенно корректировать направление развития.
Но последствия такого подхода – результаты ваших действий проявляются не сразу. Поэтому реальный прогресс мы увидели ближе к концу сезона. Надеюсь, эта тенденция сохранится, и прошлогодний опыт, воплощённый в новой машине, принесёт дивиденды.
Вопрос: Будет ли правильным дать такое определение: W14 – это не революция, а скорее эволюционное развитие прошлогодней концепции?
Майк Эллиотт: Если после восьми подряд победных сезонов прошлый год сложился неудачно, многие могли ожидать, что мы порвём в клочки все чертежи и всё начнём с нуля, но это не так. Мы считаем, что у W13 было немало достоинств, хотя было и то, что нас не устраивало.
В случае с W14 мы взяли все достоинства предшествующей модели, развили их и исправили недостатки, присущие W13. В Формуле 1 важно на основе вашего опыта и знаний уметь добиваться улучшений, которые должны подтверждаться ростом результатов.
Вопрос: Какой эффект дадут в этом году изменения, внесённые в технический регламент?
Майк Эллиотт: Эти изменения относительно невелики. Например, повышение краёв днища влияет на аэродинамику машины, и это влияние необходимо оптимизировать. Также надо было пройти ряд структурных тестов, но всё это укладывается в обычный спектр работ по конструированию шасси, которыми мы занимаемся каждый год.
Кроме того, в этом году у нас будут новые шины. Они влияют на баланс машины, и к этому тоже надо было найти подход. Но в целом, конечно, по сравнению с прошлогодними изменения небольшие.
Вопрос: Что можно сказать о сотрудничестве и взаимодействии между двумя базами Mercedes, расположенными в Брэкли и Бриксуорте?
Майк Эллиотт: С каждым годом отношения между коллективами двух подразделений команды становятся всё лучше. Давайте вспомним прошлый год: хотя проблемы были связаны именно с шасси, никогда не возникало ощущения, что есть «мы» и «они». Мы вместе работали, стараясь добиться улучшений во всех областях. Очень радует, что в этом году мы видим результаты этого тесного сотрудничества.
Вопрос: Первой гонке сезона предшествуют всего три дня тестов: это может как-то сказаться?
Майк Эллиотт: В прошлом году нам так и не удалось добиться нужного баланса машины. Из-за проблем, которые мы пытались решить, в начале сезона мы не могли наладить работу по привычной схеме. Поскольку в этом году на тесты отводится лишь три дня, то это может существенно сказаться на двух аспектах.
Во-первых, на надёжности. Если на тестах машина будет работать недостаточно надёжно, то у нас будут ограниченные возможности, чтобы с этим разобраться. В целом мы всё равно не сможем в полной мере оценить уровнь надёжности машины, поскольку за три дня нельзя проехать много километров. Чтобы реально выявить какие-то проблемы, нужно поработать на трассе подольше.
Во-вторых, мы должны использовать эти три дня с максимальной эффективностью. Необходимо собрать как можно больше информации, разобраться, как добиться от машины максимальной эффективности и понять, как применить эти данные в процессе работы над техническими новинками.
Вопрос: W14 выглядит впечатляюще, и какие-то её черты кажутся знакомыми, но есть и отличия от W13 – так ли это?
Майк Эллиотт: Эффективность машин этого поколения зависит от множества нюансов. Есть масса деталей, связанных с днищем, но они не видны болельщикам. Когда вы смотрите на W14, то видите черты, унаследованные от W13, но также есть немало областей, которые были существенно доработаны.
После всех проведённых нами испытаний и проверок мы не выявили причин, которые бы потребовали отказаться от прежней концепции машины – возможно, многих это удивит. Прошлогодние проблемы, прежде всего связанные с продольной раскачкой, не были связаны с геометрией W13. Но если бы надо было детально объяснить, что именно мы изменили и почему, то стало бы понятно, сколь велик объём проделанной работы.
Вопрос: Вы уже планируете внедрять какие-то технические новинки?
Майк Эллиотт: В ходе первичной обкатки и на тестах мы будем работать именно с этой машиной, но обновления, которые мы представим на нескольких первых гонках, уже готовы. Главная задача на предстоящие тесты – получше разобраться в особенностях машины, раскрыть её потенциал. Важно собрать всю возможную информацию, проанализировать её и понять, как надо действовать, чтобы в ближайшие месяцы повысить скорость W14 настолько, насколько это возможно.