Николай Фоменко: "У нас серьёзные планы"

Николай Фоменко

В сезоне 2010 года компания Marussia Motors – производитель российских суперкаров станет техническим партнёром и спонсором команды Virgin Racing. Это первый пример сотрудничества российских автопроизводителей с Формулой 1, который обязан стать успешным.

Перед началом интервью Николай Фоменко провёл небольшую экскурсию по цехам нового завода, оставившую крайне позитивное впечатление. Раньше подобное приходилось видеть лишь на базах команд Формулы 1, Marussia Motors – это небольшой, но эффективный и слаженный коллектив, в котором каждый сотрудник занят делом…

Вопрос: В январе 2002-го мы брали интервью, послужившее началом проекта GT.F1news.Ru, освещавшего ваше выступление с Алексеем Васильевым в FIA GT, в декабре 2009-го было объявлено о начале сотрудничества Marussia Motors с командой Virgin Racing Формулы 1. Вы снова пришли в гонки, расскажите об этом проекте…
Николай Фоменко: В прошлый раз я сидел за рулём боевой гоночной машины в 2005-м, когда мы с Алексеем Васильевым выступали сразу на двух автомобилях – Aston Martin и Ferrari 550. Тогда и родилась идея, которая сегодня воплотилась в жизнь – во время китайского этапа я понял, что у меня хватит энергии, сил и творческих идей, чтобы построить автомобиль.

2007-й год я посвятил подготовке к созданию проекта Marussia – искал инвесторов, общался с людьми и 15 декабря мы стартовали. Я договорился с Игорем Васильевичем Ермилиным, чтобы он принял на себя должность главного конструктора, мы год работали на ЗИЛе, сделали прототип, который показали 16 декабря 2008-го в Манеже, а 1 апреля 2009-го переехали на новую базу, на завод «Снежинка», продолжив работу с учётом накопленного опыта.

Любой подготовленный человек может построить машину, гораздо сложнее её продать, особенно, когда речь идёт о тысяче или трёх тысячах экземпляров – у вас не будет силовой установки. Чтобы разработать двигатель, нужно, как минимум, 20 миллионов Евро, прибавьте проблемы с сертификацией – автомобильный рынок, как и автоспорт – это закрытый клуб.

Вопрос: В чём уникальность проекта Marussia?
Николай Фоменко: Машина – это как дом, как квартира, в которой две важнейших составляющих – индивидуальность и безопасность. Сев за руль традиционной дорожной машины с завязанными глазами, вы не отличите между собой автомобили, скажем, Audi или других автопроизводителей – таковы особенности мирового автопрома.

Мы решили использовать свой, уникальный подход, при котором на базовую платформу машины можно «надеть» множество разных кузовов, при этом за счёт единого каркаса, разработанного с использованием гоночных технологий, обеспечивается безопасность, а внешне машины получаются совершенно разными.

Условно говоря, вы можете приехать на одной нашей машине, выбрать другую версию, и мы за пару недель соберём её на вашей платформе. Сами вы этого сделать не сможете – это не скромные репликары, которые могут подготовить в ближайшем гараже – это серьёзное, комплексное решение. Это концепция.

Вопрос: Когда машины станут доступны для покупателей?
Николай Фоменко: Вы можете заказать её уже сегодня, но производственное оборудование ещё поступает, и я надеюсь, что к концу следующего года мы сможем производить тысячу машин.

Вопрос: Управление подобной техникой потребует от водителя спортивных навыков?
Николай Фоменко: Нет. На дворе 21-й век, мы сделали всё, чтобы водителю было комфортно, а двойное сцепление позволит эффективно управлять машиной в любом диапазоне скоростей, в любом режиме.

Клиент сможет выбрать даже звук мотора – мы его разрабатываем сами, от самого тихого, когда вы даже не будете знать, работает ли двигатель, до агрессивно-спортивного.

Из 2.5 литрового двигателя можно выжать до тысячи сил, но покупателей часто больше интересует максимальная цифра на спидометре, и мы спрашиваем: «А сколько вы хотите?».

Вопрос: Как началось сотрудничество с Cosworth?
Николай Фоменко: Те компании, с которыми мы работали в A1GP или в Ле-Мане, к примеру – Zytek, легко справляются с постройкой 1500-сильных моторов, но исключительно для профессионального автоспорта – они не возьмутся, к примеру, создать такой двигатель, соответствующий требованиям современных экологических стандартов.

В Zytek заявили, что они не готовы, и мы начали переговоры с Cosworth – представители компании прилетели в Париж, мы встретились в аэропорту, провели три часа, и разлетелись обратно. Это произошло после того, как они прислали к нам своего разведчика – компания хотела убедиться в том, что у нас всё серьёзно.

Для Cosworth крайне важен престиж бренда, они не поставят свой логотип, пока не имеют полной уверенности в состоятельности проекта, тем более, что в данном случае речь идёт о российской компании. Здесь очень помог опыт работы в мировом автоспорте, с Марком Галлахером мы уже сотрудничали и имели очень хорошую репутацию.

Финал истории таков – мы приехали на автосалон во Франкфурте, и они увидели машины, которые мы построили за 48 дней. Marussia получила фантастическую прессу – AutoBild был покорён, и нас тут же обвинили в демпинге – 100 тысяч Евро за такую машину, по их мнению – это слишком дешево.

Вопрос: Вы не боитесь выходить на рынок в ситуации, когда через десять лет большинство машин могут производиться китайцами?
Николай Фоменко: Главное достоинство европейцев, в том числе и русских, в том, что при большей сложности работы они способны создавать что-то новое, а купить за деньги можно не всё. На мой взгляд, китайцы в ближайшие десять лет не смогут поднять планку до европейского уровня.

Мы выходим на уровень очень высоких технологий в работе с композитными материалами – это сложнейший процесс, и я благодарен кризису за то, что сейчас можно покупать лучшее оборудование по ценам, которые гораздо меньше прежних.

Как вы заметили, в нашей компании нет почти никого старше тридцати, на создание этой команды я потратил, наверное, полгода, и это было непросто. У нас очень дружный, эффективный коллектив, формирование которого ещё продолжается.

Вопрос: Поговорим о сотрудничестве с Virgin Racing – несколько российских компаний уже отметились в Формуле 1, но сейчас речь идёт о технологическом партнёрстве…
Николай Фоменко: Сотрудничество с Cosworth расширяется, речь идёт не о простом переименовании двигателей – наши сотрудники работают, в частности, с программным обеспечением, ведь всем известно, что лучшие программисты в России и Индии.

Вопрос: Надолго ли Marussia пришла в Формулу 1?

Николай Фоменко: Мы подписали контракт на три года и думаем о том, чтобы однажды за руль сел русский пилот. У нас серьёзные, далеко идущие планы, мы надеемся развивать программу поддержки молодых гонщиков. Если всё сложится хорошо, то Иван Лукашевич проведёт сезон в GP3, в команде Manor, я очень рассчитываю на результаты Даниила Мове, поскольку считаю, что он здорово прогрессирует. Я очень хочу, чтобы за эти три года русский гонщик сел за руль машины Virgin Racing.

Есть и технический интерес – главный конструктор машин Virgin Racing Ник Уирт не использует аэродинамических труб при разработке машин, и я не случайно показал вам наши цеха перед началом интервью. У нас схожие технологии, мы рассчитываем на продуктивное сотрудничество – на машинах Marussia серии «В» будут не только моторы Cosworth, но и аэродинамика, подготовленная Уиртом.

Безусловно, в дебютном сезоне мы постараемся опередить другие новые команды, и я уверен, что опыт Уирта и гонщиков станут важными факторами дальнейшего прогресса. Крайне важно, чтобы первый русский гонщик Формулы 1 сел за руль конкурентоспособной машины.

Сейчас финансовый аспект отходит на второй план, после запрета дозаправок возрастёт фактор спортивного мастерства, и именно с этим я связываю возвращение Михаэля Шумахера. Раньше гонщики могли просто заплатить и сесть за руль, теперь нужны те, кто способен управлять тяжелыми машинами, кто умеет беречь топливо и резину.

До 1 февраля пройдёт презентация, команда представит новые машины с логотипами Marussia, которые потом отправятся на тесты.

Вопрос: За кого вы будете болеть в 2010-м?
Николай Фоменко: Скажу честно, я вообще не болельщик и никогда не болел за Михаэля, но в 2010-м буду болеть за Шумахера. Если, конечно, он не станет прямым соперником гонщиков Virgin Racing – в этой ситуации я буду болеть за наших.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё