Николая Фоменко, как и любого серьезного творческого человека, в нашей стране, скорее, знают как «инженера человеческих душ», и вдруг он становится Engineering Director, т.е. главой инженерного департамента Marussia Virgin Racing. Да, известно, что контрольный пакет акций команды с прошлого года принадлежит российской компании Marussia Motors, президентом которой является Николай, и все-таки назначение несколько неожиданное. В эксклюзивном интервью F1News.Ru он рассказал о своей новой работе и о задачах, стоящих перед командой в новом сезоне…
Вопрос: Вы возглавили инженерный департамент команды, хотя по базовому образованию вы не инженер. В чем состоят ваши функции в новой должности?
Николай Фоменко: Комплекс инженерных задач в каждой команде, в общем, одинаков, и выигрывает тот, кто делает точную ставку на максимально верные решения. Круг задач известен, в каждом аспекте, будь то powertrain (двигатель и трансмиссия), будь то аэродинамика или компоновка. Возможностей технологического прорыва – не так уж много. При этом, опять же, выигрывает тот, кто сможет получить максимально высокий результат на каждом из направлений работы, от каждой части машины. Не нужно забывать и том, что за рулем находится гонщик, и нужно понимать, что необходимо сделать, чтобы он полностью раскрылся, смог показать весь свой потенциал.
И моя функция, в частности, заключается в том, что я вношу кое-какие изменения в традиционный «общеанглийский» взгляд на проблему. Могу привести такой пример: как известно, автоспорт очень консервативен. И если все делают глушители, то заказывают их в одном и том же месте. А когда все 12 команд обращаются к одному и тому же производителю, то образуется большая очередь. (Усмехается)
А раз мы имеем возможность несколько быстрее достигать результата за счет наших новых технологий, то почему бы не найти альтернативных поставщиков, готовых оперативнее реагировать на наши запросы…
(После паузы) Если честно, когда я не входил в штат команды, мне было легче и проще рассуждать и отвечать на вопросы. А сейчас, в начале сезона, когда мы все работаем с техническими новинками, формулировать довольно сложно.
Скажем так: в области инжиниринга в команде я отвечаю практически за все. Задач множество, и все эти решения сегодня зависят от меня. В том числе, выбор приоритетов. Например, определение целей на период межсезонья: какие цели будут стоять перед командой в апреле, в июле этого года, а какие – в марте 2012-го. Эти решения должен принимать я. Начиная с работы с поставщиками, о которой уже говорил: я вношу в нее некоторые изменения и, возможно, мы чуть быстрее достигаем результата, добиваясь при этом более высокого качества. У меня большой опыт в этой области.
Другой пример. Вопросами компоновки машины занимается главный конструктор Ник Уирт, и у него, конечно, множество всяческих пожеланий и вариантов решений…
Вопрос: Т.е. Уирт уже не технический директор?
Николай Фоменко: Да, у нас происходят некоторые изменения, и Ник Уирт теперь становится главным конструктором. Я хочу, чтобы его ничто не отвлекало от работы, и сделаю все, чтобы создать условия, в которых его способности максимально раскроются. Таких людей, как он, в автоспорте очень мало.
И Ник должен быть разгружен от технологических вещей, от менеджмента, связанного с инжинирингом. Я мечтаю организовать процесс так, – и сейчас мы к этому приближаемся – чтобы Уирт занимался только аэродинамикой. Все остальное мы поможем ему сделать.
Вернемся к компоновке. Ник предлагает несколько вариантов, предположим, три разных версии. Мы вместе взвешиваем все за и против, но последнее слово остается за мной. Потому что это связано с целым комплексом менеджерских решений, расположенных в зоне «поставщик – изготовитель – финансовые возможности команды». И это все нужно увязать воедино. Раньше всем этим занимался один Ник Уирт, но это не всегда было результативно, поскольку ему приходилось решать множество других задач. Теперь все будет по-другому.
Еще один пример: резина Pirelli. Мой гоночный опыт, и опыт инженеров, которые пришли в команду вместе со мной, – в частности, это Ханс Мюльбауер, – говорит, что всем командам будет очень сложно работать с Pirelli. И выиграет тот, у кого больше знаний в этом вопросе. Поскольку мы два сезона работали с итальянскими шинами на заре моей гоночной карьеры, я с уверенностью могу сказать: это очень непростой бренд. Прежде всего, с точки зрения стабильности. Увидите, какое количество пит-стопов сейчас будет проводиться. Для Формулы 1 это неожиданная стратегия, она ближе к GT, так что, я бы сказал, нам есть во что играть!
Вопрос: Ясно одно: сфера ответственности более чем обширная. Но Формула 1 требует полного погружения в работу, а вы еще и занимаете пост президента Marussia Motors. Где теперь ваш офис? В Англии?
Николай Фоменко: Я живу в самолете. Признаюсь, все это очень тяжело. В Marussia Motors мы более-менее выходим на тот уровень, когда я могу появляться два раза в месяц, на один-два дня, чтобы, скажем так, оказать необходимое давление. Ключевые вопросы решены, задания даны, теперь идет техническая работа, с которой все ясно. Сегодняшние средства коммуникации все это позволяют, но физически тяжело, конечно. Я прилетел из Лондона в 6 утра, а послезавтра уже снова улечу. После лондонской презентации, после 7-го февраля, лечу во Франкфурт, оттуда на тесты в Херес… А из Хереса, как вы знаете, без собственного самолета трудно выбираться, а мы еще не такие богатые. (Смеется) Так что много времени приходится проводить в полетах, но мне не привыкать.
Вопрос: Можете поподробнее рассказать о предсезонной подготовке команды? Всё ли готово к презентации новой машины, запланированной на 7-е февраля?
Николай Фоменко: Конечно. 6-го февраля ровно в шесть вечера машина уже будет в полном боевом виде и боевой раскраске: сейчас мы идем с опережением графика примерно на 18 часов. 22 февраля начинаем серьезные стендовые испытания нашего нового powertrain, который будет сопровождать команду в течение всего сезона. Очень плотную тестовую программу двигателя, коробки и гидравлики, а также глушителей и прочих узлов мы будем проводить в течение всего года.
Очень большую работу проделал Ник Уирт: сегодня ни у одной команды нет столь мощного комплекса CFD (вычислительной гидродинамики), как у Marussia Virgin Racing. В этом году возможности этих систем были увеличены еще чуть ли не в три раза. Могу сказать, что сегодня мы на 99,9% повторяем результаты, которые достигаются в аэродинамической трубе. И я не вижу смысла возвращаться к этим традиционным технологиям. Но самое главное в другом: и аэродинамическая труба, и CFD все равно не могут заменить таланта конструктора. Можно дать человеку любую технологию, но если он среднестатистический специалист, то вряд ли произведет шедевр, который будет привозить всем полторы секунды на круге.
Но этот сезон обещает быть фантастически интересным: запрет двойных диффузоров и прочие изменения в техническом регламенте отбросит всех назад. У всех команд в течение сезона будут сложности, и главная проблема связана с шинами Pirelli: каждый должен подобрать ключи к ее решению. Добавьте сюда подвижную аэродинамику и возврат систем KERS, которые будут использовать 80% команд – это, конечно, тоже отдельная история.
Кстати, я спокоен насчет регулируемого антикрыла: для меня главное, чтобы оно надежно и стабильно функционировало. Но у нас есть несколько других решений, которые представляются мне даже более важными – с точки зрения аэродинамики и технологии в целом. Мне кажется, что мы готовим интересный сюрприз…
Машина, которую мы представим 7-го февраля, хороша. Цель, которая перед нами стоит, не является амбициозной, на мой взгляд, но мы хотим всегда быть во второй квалификационной сессии и максимально близко подбираться к первой десятке. Это наша задача. Я бы не стал говорить о большем.
Версия шасси, которая появится на тестах в Хересе, – базовая. Уже готовы изменения, мы с собой берем модернизированные компоненты и кое-что будем менять на машине прямо там. Но главное, сейчас она должна просто поехать: мы её заведем, она заработает, и хочется, чтобы все системы нормально и надежно функционировали. Сначала посмотрим, как она покатится, поймем, какие отношения складываются у нас с Pirelli, а дальше будем ее ускорять. В общем, все как у всех.
Думаю, сегодня все в команде находятся на своих местах, отношение к работе у всех изменилось в лучшую сторону. У нас новые люди работают в отделе трансмиссии, появились новые мотористы, словом, мы нацелены на то, чтобы всерьез заниматься гонками.
Вопрос: Ваши ближайшие конкуренты, Team Lotus, говорят, что их Т128 – это настоящий прорыв. По поводу HRT никто особого оптимизма не испытывает, и пока неясно, что за машину они выведут на старт чемпионата. А что можно сказать о вашей машине, вы тоже готовите своего рода «прорыв», или предпочитаете слова более скромные?
Николай Фоменко: Я бы воздержался от таких шапкозакидательских заявлений – мы просто делаем свое дело. Только скажу, что машина в корне отличается от прошлогодней, и вы увидите это на презентации. За прошлый сезон накопился большой опыт, поэтому в машине очень много новых неожиданных решений, она будет отличаться высокой надежностью, а что касается ее внешнего вида, – выглядит она просто потрясающе.
Осталось научить ее ездить. А слово «прорыв» не имеет к автоспорту никакого отношения. Я бы сказал так: в своем мини-чемпионате, в котором соревновались Lotus, Virgin и Hispania Racing, мы уже выступали. Теперь хотим выступать в Формуле 1.