Роман Грожан показал 16-е время в квалификации в Абу-Даби, но из-за штрафа начнёт гонку 18-м и на первых кругах совершит проезд по пит-лейн. Французский гонщик философски относится к предстоящей гонке...
Вопрос: На какой результат в гонке вы рассчитываете?
Роман Грожан: Забавно, что я начал сезон с штрафного проезда по пит-лейн, и в последней гонке сезона получил такой же штраф ещё до старта! Сезон заканчивается так же, как начинался.
Вопрос: Как вы относитесь к новым правилам, касающимся штрафов?
Роман Грожан: Они довольно жесткие, но таковы правила. Если бы я пробился в восьмерку, то мог бы что-то изменить. Однако это невозможно. Единственное, на что я могу рассчитывать – в начале гонки может появиться автомобиль безопасности, тогда у меня есть шанс отыграться.
Вопрос: Этот сезон напоминает прошлый год Williams. С тех пор они провели реструктуризацию, получили новый двигатель, построили конкурентоспособную машину и теперь занимают третью позицию в Кубке конструкторов. Есть ли у вас подобная возможность в следующем году?
Роман Грожан: Даже в самые сложные времена надо сохранять оптимистичный настрой. Мы многому научились, много работали, но я не думаю, что мы сможем повторить достижение Williams, ведь это действительно очень большой шаг вперед. Кто знает? Все напряженно работают, новая машина выглядит неплохо. Мы получим двигатель Mercedes, а это лучший мотор.
Вопрос: Вы сказали, что новая машина неплохо выглядит. Если мы говорим не о внешнем виде, что имеется в виду?
Роман Грожан: Почему? Впервые увидев Е22 в аэродинамической трубе, я был шокирован ее носовым обтекателем. В меньшем масштабе он выглядел ещё хуже. Машина следующего года выглядит симпатичнее.
Вопрос: Есть ли какие-то данные по поводу её характеристик?
Роман Грожан: Я пока не видел её характеристики. Я видел её в аэродинамической трубе – и именно в этой области нам сейчас надо работать. Вот и всё.
Вопрос: Запрет подвески FRIC повлиял на вас больше, чем на остальных…
Роман Грожан: Конечно. Машина была разработана вокруг этой системы. Мы использовали ее довольно давно – по меньшей мере, с 2009 года. Запрет на систему сильно ударил по Lotus, но было слишком поздно возвращаться к работе в аэродинамической трубе и пытаться компенсировать потерянную прижимную силу.
Вопрос: Значит, вы рады, что новая машина изначально не будет использовать FRIC?
Роман Грожан: Да. Как я говорил, все инструменты и идеи этого года нам заметно помогут в будущем.
Вопрос: Вы могли попасть во вторую часть квалификации. Довольны последним быстрым кругом?
Роман Грожан: Если бы я хорошо проехал финальный сектор, то можно было попасть во вторую часть квалификации. Но я потерял немного времени в 18-19 поворотах и не смог отыграть две сотые. Это проблема машины – я бы сказал, она сама решает, что делать. В 18-м повороте возникла недостаточная поворачиваемость, и я пропустил момент поворота. Я подумал, что в следующем повороте ситуация повторится. Я повернул и потерял контроль над задней частью машины. Если бы я идеально проехал круг, то оказался во второй части квалификации, но сделать это за рулем этой машины довольно сложно.
Вопрос: Учитывая ваш штраф, весьма вероятно, что вы рано встретитесь с Mercedes на трассе. Что будете делать в этой ситуации?
Роман Грожан: Всё зависит от того, кто больше заплатит (смеётся). На самом деле, я, конечно же, буду очень осторожен. Я знаю, что Mercedes очень рано окажутся рядом, а пропустить лидеров на последнем секторе довольно сложно. Но решается судьба титула. Я знаю, что в прошлом году в Японии я потерял вторую позицию из-за синих флагов. Я не хочу вмешиваться в борьбу за титул!
Вопрос: Этот вопрос обсуждался на брифинге пилотов?
Роман Грожан: Нет. Все и так знают, что надо делать.
Вопрос: На кого бы вы поставили?
Роман Грожан: Я не люблю ставить деньги.
Вопрос: И все же, кто, по-вашему, победит?
Роман Грожан: Сложно сказать. У Льюиса есть математическое преимущество. В прежних условиях это было бы 7 очков, а сейчас 17. Ему достаточно финишировать вторым, и так должно произойти, ведь у Mercedes нет никаких проблем.
Вопрос: Вы используете Twitter – это довольно модная сеть. Чем она вас привлекает?
Роман Грожан: Я пользуюсь Facebook и Twitter. Важно делиться с окружающими тем, что вы хотите. Вы никогда не увидите в социальной сети фотографии моего сына – я считаю, что это моя личная жизнь.
Тем не менее, хорошо быть максимально близким к людям, и стараюсь делиться своими мыслями и эмоциями, поддерживать тех, кого нет рядом. Когда мы потеряли Кристофа де Маржери, я кое-что написал в Facebook. Это было очень глубокое переживание, и я хотел поделиться им с теми, кто меня поддерживает.
Вопрос: В Абу-Даби и в Бахрейне температура шин и трассы отличается от других трасс, поскольку старт проходит при свете дня, а финиш после захода солнца. Гонщик что-то предпринимает, чтобы оптимизировать эту ситуацию?
Роман Грожан: Это довольно сложно. Всё зависит от настроек: на одном этапе они могут подходить, а потом вдруг перестанут работать. Чем прохладнее, тем больше недостаточная поворачиваемость. Мы можем экспериментировать с балансом тормозов, но это не играет особой роли.
Вопрос: Что вы думаете о составах резины?
Роман Грожан: Я проехал не так много кругов в пятницу и использовал только Soft на длинной серии кругов. Все прошло неплохо.
Вопрос: Никаких сюрпризов? Кто-то говорил, что завтра придется нелегко...
Роман Грожан: Некоторые жаловались на гранулирование SuperSoft, но я не использовал их, так что не знаю.