Встреча руководителя спортивных программ Pirelli Пола Хембри с журналистами во время Гран При Испании началась с традиционных разговоров о различии между составами и возможном количестве пит-стопов. Однако потом были затронуты и куда более серьезные, в известном смысле глобальные для миланской компании темы...
Вопрос: Пол, какова разница во времени круга между двумя составами здесь, в Барселоне?
Пол Хембри: По нашим предварительным оценкам – чуть больше секунды.
Вопрос: А вот Роман Грожан говорил о полутора…
Пол Хембри: В этой связи мне вспоминается прошлогодний Гран При Великобритании, где по итогам первых тренировок команды озвучивали собственные цифры – и почти ни у кого они не совпали. Такое порой бывает. Здесь, повторюсь, в среднем разница составляет секунду с небольшим.
Вопрос: Можно ли говорить, что в квалификации фактор шин станет решающим? Из-за столь солидной разницы командам нужно будет максимально обдуманно подходить к выбору составов в каждой из частей субботней сессии…
Пол Хембри: Да. Из-за того, что в этот раз составы используются «через один», ситуация будет в чем-то напоминать прошлый сезон. Тогда команды стремились сберечь как можно больше мягких шин на гонку, чтобы проехать на них максимальную дистанцию. Сейчас параметры износа несколько отличаются, но не очень ощутимо. Потому я полагаю, что едва ли кто-то попробует проехать короткий стартовый отрезок на резине Soft, после чего до самого финиша использовать Hard.
Вопрос: Как вы считаете, такой выбор составов приведет к увеличению числа тактических схем, или напротив, все предпочтут действовать одинаково?
Пол Хембри: Мы поступили так в том числе и для того, чтобы самим узнать ответ на этот вопрос. Уже видно, что в разных командах шины работают по-разному, но пока мы еще не проводили тщательного анализа, и я не могу сказать, будет ли у кого-то возможность провести на один пит-стоп меньше. Но наиболее реальным вариантом по-прежнему выглядят три остановки в боксах по ходу дистанции.
Вопрос: Расскажите о том, как вы взаимодействуете с командами и учитываете их мнение в своей работе.
Пол Хембри: Изначально главным общим требованием к нам было недопущение повторения ситуации, возникшей на Гран При Канады 2010 года. Если же говорить о том, чего хочет каждая команда по отдельности, то здесь все просто – получить прибавку в скорости. Именно поэтому мы взаимодействуем с Технической рабочей группой, в рамках которой команды вырабатывают общие требования. Приходя в чемпионат, мы понимали, что Формуле 1 нужны изменения, которые повысят значимость тактики. Команды должны демонстрировать свое мастерство и в этом компоненте – такова суть Ф1.
Вопрос: Удивили ли вас недавние заявления Михаэля Шумахера?
Пол Хембри: Мы понимаем, что он великий чемпион и вправе говорить то, что считает нужным. Но это лишь его мнение. Перед нами стояла непростая задача: разработать резину, которая соответствовала бы ряду требований. Я уже упоминал Канаду-2010, но шины также не должны были, не теряя своих характеристик, преодолевать полную дистанцию гонки. Эти задачи нам формулировал не Михаэль, а руководители команд.
Вопрос: Вы говорили с самим Михаэлем?
Пол Хембри: Нет. Я было пошел, но он оказался занят в команде. Мы поговорили с его инженерами – причем о ситуации в целом. Нам было интересно узнать, каких изменений они бы хотели от шин. Возможно, что-то из этого мы учтем в будущей работе.
Вопрос: Пол, контракт Формулы 1 с Pirelli был подписан еще до пресловутой канадской гонки. Когда же вы узнали, что главным для вас будет именно этот ориентир?
Пол Хембри: Требования были сформулированы в сентябре 2010-го. Все было именно так: мы заключили соглашение, а потом пришли и спросили – чего вы хотите от нас? Сначала, разумеется, речь зашла о ситуации в Индианаполисе. Её повторения нельзя было допустить, Формуле 1 требовались безопасные шины.
Потом затронули и Гран При Канады. Я напомню, в том сезоне это была самая увлекательная гонка, и именно из-за резины. Но так вышло из-за того, что в шинах возникало сильное зернение, которое, в свою очередь, приводило к весьма опасному пузырению. Этого требовалось избежать, в то же время, добившись похожего результата. В этом направлении мы и начали свою работу.
Вопрос: Решение изменить свойства составов в 2012 году было принято вами?
Пол Хембри: Да, потому что под конец прошлого сезона нам стали говорить, что гонки вновь начинают становиться скучными. Я помню, как на нас обрушились с критикой после Гран При Индии – тогда, кстати, звучали куда более жесткие слова, чем сейчас. Нас обвиняли в том, что команды полностью освоились с нашей резиной, соответствующим образом модернизировали машины, а гонщики поняли, как нужно скорректировать свой стиль пилотажа.
Что-то похожее, к слову, звучит и сейчас. Я уверен – еще три-четыре гонки, и о проблемах с резиной станут говорить куда меньше. Пока эффект новизны сохраняется из-за того, что у нас есть четыре состава, а гонки проходят в различных погодных условиях. Из-за этого у команд возникают сложности, причем их масштаб у каждой из них свой.
Скажем, нынешний состав Medium очень похож на прошлогодний Soft, который использовался во всех 19-ти Гран При. Но машины тоже меняются, и именно из-за этого все шасси по-разному взаимодействуют с шинами. Этот процесс мы, разумеется, не в состоянии контролировать.
Вопрос: Не стоит ли вернуться к ситуации, когда у Ф1 было два официальных поставщика, и между ними шло соперничество в чистом виде? Тогда производители шин делали то, чего от них просили команды…
Пол Хембри: Выполнять запросы одного-двух клиентов – это последнее дело. Представители всех 12 команд должны выработать общие требования и озвучить их нам – но такое едва ли произойдёт.
Вопрос: Прежде что-то подобное можно было осуществить в рамках FOTA, но теперь ассоциации команд в прежнем виде больше нет. Кто же должен вести с вами этот разговор?
Пол Хембри: Думаю, картина выглядит несколько искаженной. Все знают о существовании одного негативного комментария [от Михаэля Шумахера]. Но он действительно всего один с самого старта чемпионата. И если вы спросите, много ли мы получили отрицательных отзывов по итогам прошлого сезона, то я отвечу – ни одного.
Потому на эту ситуацию нужно смотреть с прагматической точки зрения. Конечно, досадно, когда вас критикует самый, быть может, известный пилот в истории Формулы 1. Мы полностью понимаем точку зрения Михаэля и представляем, чего именно он хочет. Что же, если болельщики поддержат его позицию – полагаю, тогда нам и командам стоит более внимательно заняться этим вопросом. Но и в таком случае потребуется соблюсти известный баланс, поскольку мы не можем просто исполнять пожелания тех, кто следит за Формулой 1, так как эти люди, в большинстве своем, не располагают всей полнотой информации.
Наверное, нам стоит уделять больше внимания информированию болельщиков. Не сомневаюсь, среди них немало таких, кто считает, что мы пришли в гонки и устанавливаем здесь собственные правила – на самом деле это, конечно, совсем не так. Мы лишь выполняем задачи, сформулированные командами. Если они попросят нас, чтобы одного комплекта резины хватало на всю гонку – так и будет. Если их устраивает нынешняя ситуация – отлично, а если требуется что-то среднее – сделаем и это. Конечно, подобные вещи не следует менять каждые пять минут.
Команды вкладывают много сил и средств, стремясь добиться максимального результата. Они понимают, какая задача перед ними стоит, и работают над её решением. Потому, если резко все поменять, все потраченные усилия окажутся напрасными, чего очень бы не хотелось.
Могу лишь повторить – над нынешними вариантами смесей мы начали работать после прошлогоднего Гран При Индии, когда получили неожиданно негативную реакцию из-за «скучной» гонки. Нас упрекали в излишнем консерватизме, и мы принялись за работу.
Вопрос: Наверное, всегда будут те, у кого возникнут претензии к шинам…
Пол Хембри: Как я уже сказал – мы прагматично смотрим на вещи. В конце концов – наши шины представлены в самой престижной гоночной серии мира, и что бы о нас не говорили, это все равно становится бесплатной популяризацией бренда. Но мы всего лишь делаем свою работу.
Самое главное – гонки стали интереснее. Если говорить о тактике, то теперь здесь зачастую нет единственного верного ответа.
Вопрос: Начаты ли уже работы над шинами для 2013 года? Можно ли уже говорить о том, какими они будут?
Пол Хембри: Мы в состоянии сделать почти все, что угодно. Например, чтобы мягкие шины нужно было менять уже через два круга после старта, а на жестких после этого можно было бы спокойно ехать до финиша. В реальности же мы пока заняты разработкой нескольких структурных схем, которые послужат базисом для дальнейшей работы.