Во второй части интервью сайту американского телеканала ESPN директор Pirelli Motorsport Пол Хембри рассуждает о ситуации с шинами, возникшей в 2013 году, и говорит о планах на 2014-й.
Вопрос: Все видели, какие проблемы возникли у Michelin в Индианаполисе в 2005 году, хотя в то время не было ограничения на тесты. Тем не менее, Pirelli в последнее время подвергают резкой критике?
Пол Хембри: Периодически такое происходит, причем на всех уровнях. Формула 1 более заметна, но подобные вещи случаются везде, ведь в этом году мы участвуем в 256 различных чемпионатах, и когда ты путешествуешь по миру, то видишь много всего. Производителю резины приходится непросто, потому что у людей не всегда точная информация о происходящем.
Вопрос: Вы не раз говорили, что не исключаете прихода в Формулу 1 другого поставщика резины: вас это беспокоит?
Пол Хембри: Если честно, я не знаю! Уверен, кто-нибудь в нашей компании наверняка обрадовался бы, если бы такое произошло, если бы нашлись другие сумасшедшие, готовые работать в таких условиях! Но мы заявляем, что хотим остаться в чемпионате мира и намерены разобраться в этом году с рядом проблем, из которых в сфере нашей ответственности находится только одна, а остальные - нет. Надо двигаться вперед именно тогда, когда наступают непростые времена. Мы не собираемся сдаваться, поэтому продолжим напряженно работать и делать на благо спорта все, что в наших силах.
Вопрос: Вы уже многое сделали для того, чтобы продолжить работать в Ф1 и в следующем году, однако контракт еще не подписан. Как можно оценить вероятность того, что Pirelli останется в Формуле 1 и в 2014-м?
Пол Хембри: Мы практически в этом уверены. У нас есть долгосрочные договоренности с FOM и с большинством команд, так что все идет в нужном направлении. Я верю в то, что мы продолжим работать, если, конечно, Формула 1 не передумает и не откажется от наших услуг – кто знает? Но мы стараемся сделать для спорта все, что в наших силах, действуя в рамках тех ограничений, которые есть в настоящий момент.
Вопрос: Вы только что в шутку сказали, что кто-то из руководителей Pirelli даже обрадуется, если у вас вдруг появятся конкуренты. Какие отзывы вы получаете по ходу сезона о вашей работе, и что думаете о реакции прессы?
Пол Хембри: Думаю, на протяжении значительной части сезона – давайте не будем сейчас говорить о Сильверстоуне – мы слышали немало несправедливой критики, расстраивавшей многих из нас. Разные люди хотели использовать наше имя и подвергали Pirelli нападкам в каких-то своих целях, что неприемлемо.
Такое впечатление, что в современной Формуле 1 можно говорить всё, что угодно, никто ничего не проверяет, люди не хотят видеть картину во всей ее полноте, и каждый думает только о собственных интересах. Приходится проявлять осторожность, ведь Pirelli – большая компания, и, как я уже говорил, мы хотим остаться в Формуле 1, стараясь делать всё, что в наших силах, чтобы выполнить свою работу как можно лучше.
Так или иначе, но Pirelli в автоспорте уже 110 лет – дольше, чем любая команда Формулы 1 – и думаю, что еще лет 100 мы проработаем, когда никого из них уже не будет.
Вопрос: Вам не кажется, что ваша работа постепенно меняется? Вы часто оказываетесь в центре внимания на пресс-конференциях FIA: вы ожидали этого, когда Pirelli только пришла в Формулу 1?
Пол Хембри: Нет, но я ничего не имею против пресс-конференций. Руководители нашей компании спросили меня: «Мы можем попробовать говорить обо всём совершенно открыто?» К сожалению, этим злоупотребляют. Мы готовы к максимальной прозрачности, поскольку пытаемся объяснить то, что мы делаем, почему мы это делаем, но в этом сезоне по ряду причин это толковалось превратно. Но мне по-прежнему приятно ездить на гонки GT, на ралли, или на какие-то другие соревнования, потому что там люди больше улыбаются!
Вопрос: Если говорить о следующем годе: как вы полагаете, у шинников должно быть право самим решать, какой должна быть их продукция?
Пол Хембри: Да, мы думаем о размерах шин. Возможно, надо будет увеличить их диаметр, сделать их шире. Наш опыт подсказывает, что такого рода изменения были бы кстати. По возможности в следующем году мы будем применять консервативный подход – но при этом может выясниться, что крутящий момент вырастет настолько, что наш подход окажется агрессивным. Но мы полагаем, что, учитывая все изменения, с которыми столкнутся команды, для нас есть смысл занять нейтральную позицию и дать им возможность сначала разобраться с новыми проблемами.
Вопрос: Очевидно, для вас это возможность продемонстрировать, что вы можете выпускать шины с учетом любых пожеланий, а не только быстро изнашивающуюся резину?
Пол Хембри: Вот именно! Мы можем решать любые задачи и знаем, что команды попросили бы нас о ряде определенных изменений, если бы у них была возможность проводить нормальные тесты. Мы действительно можем сделать все, что они пожелают, но, как я уже сказал, в следующем году мы предпочтем остаться в стороне, поскольку не хотим, чтобы в непростую ситуацию, когда команды будут адаптироваться к новым двигателям, вмешался еще и шинный фактор.
Вопрос: Будет ли для вас польза от тестов по ходу сезона, которые планируется проводить в следующем году?
Пол Хембри: Пока нет, поскольку это будут тесты машин. Шинные тесты проходят по-другому. По ходу трехдневной сессии вы испытываете от 14 до 20 спецификаций, проводите короткие серии кругов, длинные серии, проводите различные сравнения, сверяете с имеющимися данными – вот что такое шинные тесты. Их невозможно проводить, когда на трассе работает 11 машин, но когда утром в пятницу накануне гоночного уик-энда команды проезжают на новых шинах по 5 кругов – это тоже не тесты. Наши нужды сильно отличаются от того, что нужно командам.
Полагаю, до начала нового сезона надо бы провести тесты на мокрой трассе с машиной 2014 года, и мы хотели бы вернуться в Сильверстоун до Гран При Великобритании следующего года. Для этого нам достаточно какой-то одной машины. Разумеется, начнется весь этот безумный шум по поводу того, что кто-то получит какое-то преимущество. Возможно, так оно и будет, возможно, мы это недооцениваем, но у нас тоже есть свои потребности, и если из-за подобной паранойи невозможно будет работать – это неприемлемая ситуация.
Вопрос: Как вы полагаете, после того, что случилось с Mercedes, у вас еще будет возможность в этом сезоне поработать с машиной 2013 года?
Пол Хембри: Мы обратились с таким запросом…
Вопрос: Была ли какая-то позитивная реакция?
Пол Хембри: Реакция была смешанная. Возможно, пара команд заинтересована в том, чтобы провести 1000-километровые тесты на машине 2011 года, и это уже хорошо, но проблема в том, что мы хотели бы получить машину 2013 года. Хотели бы после Гран При Бразилии остаться работать на Интерлагосе, поскольку эта трасса хорошо подходит для анализа эффективности резины.
Мы также хотели бы отправиться в Бахрейн, скажем, в декабре, чтобы провести еще одни тесты составов…