Команда Toro Rosso очень здорово начала сезон – её пилоты, дебютанты Карлос Сайнс и Макс Ферстаппен, порой опережали даже гонщиков «старшей» команды Red Bull Racing. Многие даже считали, что новая STR10 входит в число лучших машин чемпионата, и если бы не слабая силовая установка Renault, способна была бы бороться за подиумы.
Однако ближе к середине чемпионата результаты несколько ухудшились – в особенности в сравнении с Red Bull Racing. После гонки в Венгрии технический директор Toro Rosso Джеймс Ки рассказал о том, что ждёт его команду в оставшейся части сезона…
Вопрос: Какие обновления ждут машину после летнего перерыва?
Джеймс Ки: В Венгрии мы получили немного больше мощности – в Renault смогли прибавить. Они работали невероятно напряжённо, чтобы сделать шаг вперёд.
Вопрос: Но впереди нас ждут очень быстрые трассы. Появятся ли там какие-то обновления именно в части шасси, специально для гонок в Спа и Монце?
Джеймс Ки: Конечно, у нас будут традиционные обновления для Спа и Монцы, мы будем использовать комбинацию аэродинамики с низким уровнем прижимной силы, это нормально для этих двух этапов. Но учитывая наши слабые места, я думаю, это будут два достаточно тяжёлых для нас уик-энда.
Посмотрим, как всё сложится в Бельгии, потому что одна из наших сильных сторон – поведение машины в среднескоростных и быстрых поворотах, а в Спа таких много, что должно нам помочь. Но там также очень длинные прямые, так что что-то предсказывать сложно. Тем более, что порой в Спа идёт дождь, а это тоже может быть нам на руку! Это будет интересный уик-энд, но если он окажется тёплым и сухим, то вряд ли мы будем столь же сильны, как в Венгрии. Что касается остальной части сезона, то мы готовим несколько обновлений, которые неплохо показали себя в аэродинамической трубе. Мы планируем использовать их, начиная с Сингапура.
Вопрос: То есть, такие трассы, как Сингапур и Сочи, подойдут вам больше?
Джеймс Ки: Год назад мы были быстры в Сочи, квалифицировавшись на пятом месте. Но на этой трассе очень высокий расход топлива, что плохо для нас. Однако трасса в Сузуке, которая похожа по конфигурации на Сильверстоун, должна вполне подойти нашей машине, и если нам удастся привезти обновления в Сингапур – там мы тоже должны выглядеть достаточно сильно. На остальных трассах ситуацию пока предсказать сложно: Мексика – полная неизвестность, и не только потому, что это новая трасса, но также из-за особенностей работы турбомотора в условиях высокогорья. К тому же, мы привезём туда обновления. Так что в оставшейся части сезона нас ждут трассы разного типа, но многие из них вполне нам подходят, и мы должны использовать любые возможности, чтобы проявить себя.
Вопрос: Работая над развитием машины с двумя юными гонщиками, вы вынуждены полагаться на ту обратную связь, что они предоставляют. Вероятно, опытные пилоты смогли бы дать вам более точную информацию?
Джеймс Ки: Я думаю, что Макс и Карлос вполне справляются, хотя у них за спиной всего 10 гонок! Они пилотируют по-разному, так что предоставляют нам различные данные, что очень полезно. К тому же, наша команда привыкла работать с молодыми пилотами, и мы непрерывно совершенствуем наши методы сбора информации, особенно в вопросе, как подстраховаться в тех случаях, когда гонщик что-то не прокомментировал. Потому что разница в обратной связи по сравнению с теми, кто выступает в Формуле 1 много лет, действительно есть.
По ходу каждого уик-энда они продолжают учиться, а несколько раз в год – ещё и осваивать новую для них трассу. А в таких случаях нельзя ждать, что они сразу расскажут вам, что происходит, потому что у них ещё нет ориентиров для этого автодрома. Конечно, всё это требует от нашей технической команды дополнительных усилий по сбору данных, но развитие машины далеко не полностью зависит от гонщиков. Когда пытаешься избавить машину от слабых мест, приоритеты частично зависят от комментариев и предпочтений пилотов, но есть и много другой работы по развитию машины, которую вы так или иначе делаете. Кроме того, есть обычный повседневный процесс развития аэродинамики и шасси, где перед вами стоят определённые цели, которые нужно достичь.
На самом деле после первых девяти гонок мы собрались с гонщиками и всей технической командой, чтобы обсудить ситуацию. И пришли к выводу, что нам нужно тщательнее анализировать выступление на каждой трассе, чтобы с помощью комментариев пилотов определить приоритеты в развитии машины. Во время гоночного уик-энда ты живёшь настоящим, занимаясь решением инженерных задач, и реагируешь на текущие проблемы. А для каждой трассы они могут быть достаточно уникальными. И нужно всё это фильтровать, чтобы понять, что в целом машина склонна к избыточной поворачиваемости, или лобовое сопротивление воздуха слишком высоко, или что-то ещё. Таким образом можно застраховаться от большей части проблем.
Вопрос: Технический регламент ограничивает инженеров всё больше и больше. Достаточно ли сейчас свободы, чтобы вы по-прежнему сохраняли свой интерес к этой работе?
Джеймс Ки: Когда вступает в силу очередное ограничение, на самом деле это требует от вас найти намного более умные и технически новаторские решения, чтобы добиться существенного прироста в скорости. К примеру, в 2009-м регламент на аэродинамику очень сильно ограничили, однако в действительности это спровоцировало появление целого набора очень оригинальных решений, которых мы не видели прежде: двойные диффузоры, воздуховоды, выдувные диффузоры – всё это следствие творческого мышления очень высокого уровня. Цель состояла в том, чтобы получить заметное преимущество там, где, казалось бы, вас очень сильно ограничили. Сейчас правила ограничивают нас ещё сильнее, чем в 2009-м, но потому появляются ещё более хитрые способы добиться лучшей скорости. Так что с технической точки зрения это тяжелее, но на самом деле очень интересно.
Вопрос: В 2017-м нас ждёт существенное изменение технического регламента. На ваш взгляд, не слишком ли рано об этом думать?
Джеймс Ки: В этом году идёт большая дискуссия по поводу судьбы нашего спорта, но посмотрите на Гран При Венгрии – это была потрясающая гонка. Формула 1 всё ещё способна демонстрировать великолепное шоу. Насколько я понимаю, есть намерение произвести в 2017-м серьёзные изменения, но большая их часть ещё нуждается в конкретизации. Если эти изменения произойдут, то я не думаю, что это будет слишком рано, потому что три года стабильного регламента – это хорошо, но учитывая те ограничения, что вы упомянули, фактически работа со временем становится всё более дорогой, так что перемены поставят перед всеми интересные задачи. А если благодаря им машины станут быстрее, то это сделает Формулу 1 ещё более исключительной. Я думаю, что это была бы хорошая возможность ввести новое поколение машин Формулы 1. Это был бы подходящий момент.