Кристиан Клин рассчитывал занять место основного пилота BMW Sauber, были даже подписаны соответствующие бумаги, но баварский концерн покинул Формулу 1 и австрийский гонщик, имевший опыт выступлений в Jaguar Racing и Red Bull остался без контракта.
Впрочем, в этом году ему удалось провести три гонки в составе HRT, так что возможность для продолжения карьеры ещё остаётся, но это зависит от множества факторов…
Вопрос: Кристиан, в этом году вам удалось стартовать в Гран При, вы снова чувствуете себя боевым гонщиком Формулы 1?
Кристиан Клин: Конечно, хотя было непросто поддерживать форму, потратив четыре года на работу тест- и резервным пилотом. Тем не менее, я оставался в Формуле 1 и приобрёл дополнительный опыт в том, что касается модернизации машины и работы на тестах.
Вопрос: Вы рады доказать некоторым скептикам, что они ошибались?
Кристиан Клин: Нет ничего удивительного в том, что кто-то сомневается в продолжении карьеры гонщика, когда он теряет место в основном составе команды и получает статус тест-пилота, как произошло со мной в 2006-м. Тем не менее, я доволен – мне удалось вернуться за руль, а полученный опыт стал ещё одним фактором. Многие команды выбирают союз молодости и опыта, так что это хороший аргумент на переговорах.
Вопрос: Какие моменты прошедшего сезона вы считаете лучшими и худшими?
Кристиан Клин: Лучшими были моменты, когда удавалось добиться серьёзного прогресса в работе с машиной за короткий отрезок времени. Сев за руль незнакомой машины на свободных заездах в Барселоне, я не знал, чего ждать от тормозов, управляемости, мотора – это напоминало полёт в облаках по приборам, но в конце сессии я опередил напарника, который гонялся с начала сезона. Этот день был одним из лучших, меня хорошо приняли даже те, кто не замечал в прошлые годы, когда я работал тест-пилотом. В Формуле 1 всегда так – на вас обращают внимание, когда вы демонстрируете свою скорость.
Худший момент – сход на формировочном круге в Бразилии, когда мне пришлось остановить машину из-за падения давления в топливной системе. В тот уик-энд мы были близки к Lotus и Virgin, могли навязать им борьбу, но мне удалось стартовать только через четыре круга, да и то, лишь благодаря самоотверженной работе механиков. Девчонок на стартовом поле в Бразилии застать не удалось.
Вопрос: Почему сегодня так сложно освоить незнакомую машину?
Кристиан Клин: Тесты запрещены, вы можете сесть за руль только на свободных заездах, но в тот момент нужно начинать работу с настройками. В прошлом году даже опытный Джанкарло Физикелла столкнулся с серьёзными сложностями при смене команды по ходу сезона. В Спа он заработал поул с Force India, а в следующей гонке его обогнали на круг.
Только в Бразилии я смог почувствовать машину, понять, как она ведёт себя по мере расходования топлива на дистанции. Кроме того, важно наладить эффективное взаимодействие с инженерами – трёх гонок недостаточно, чтобы добиться максимума.
Вопрос: Почему в Абу-Даби вы уступили напарнику по команде?
Кристиан Клин: Уик-энд с самого начала складывался неудачно. В пятницу возникли проблемы с тормозами, в итоге их удалось решить, но время было потеряно, и мы не добились прогресса в работе с настройками. После квалификации вы не можете ничего менять, поэтому в гонке мне было очень сложно контролировать машину.
Скоро отказала радиосвязь, я ориентировался только на информационные табло, но разглядеть что-то оказалось непросто из-за близости защитного барьера в первом повороте. Я не знал, сколько кругов ещё нужно проехать, потом прекратилась подача питьевой воды, что ещё больше осложнило ситуацию в жаркой гонке. Уик-энд в Абу-Даби был неудачным.
Вопрос: Стоило ли соглашаться на три гонки за рулём HRT, пожертвовав возможной победой в Ле-Мане?
Кристиан Клин: В Peugeot четко обозначили свою позицию – тот, кто хочет выступать в Ле-Мане, должен полностью сосредоточиться на этой программе. Я одной ногой был в Формуле 1, и с тяжелым сердцем был вынужден отказать. Они привлекли меня в качестве запасного пилота, и я благодарен за это доверие. Я проехал большую дистанцию за рулём Peugeot в последние годы и понимаю, насколько почётно подняться на подиум перед двумя сотнями тысяч болельщиков, но в моём случае приоритет у Формулы 1.
Вопрос: Каковы возможные перспективы на следующий сезон?
Кристиан Клин: Пример Нико Хюлкенберга ещё раз говорит о том, что в Формуле 1 не бывает гарантий. Нико отлично провёл дебютный сезон, заработал поул в Бразилии, но в итоге покинул команду. У меня есть несколько вариантов, самый очевидный – продолжение сотрудничества с HRT. До начала чемпионата ещё есть время, и моя цель – провести все двадцать Гран При в следующем сезоне.
Вопрос: Почему сегодня так сложно получить место в Формуле 1?
Кристиан Клин: Это всегда было непросто, но сегодня гонщику из центральной Европы сложнее подписать контракт – Формула 1 становится интернациональным чемпионатом. Раньше если у вас был британский, итальянский или французский паспорт, это облегчало переговоры, но сегодня велик интерес со стороны Индии, России, Кореи, Китая. Вакансий осталось столько же, поэтому борьба за них обострилась.
Вопрос: В следующем году мы вновь увидим множество рента-драйверов?
Кристиан Клин: Если у гонщика есть поддержка крупной нефтяной или телекоммуникационной компании, это открывает многие двери. Экономический фактор важен в последние два года, даже серьёзным гонщикам, вроде Кими Райкконена, приходится искать спонсоров, чтобы сесть за руль в раллийном чемпионате.
Есть несколько факторов, и скорость – один из них. Если рента-драйвер разбивает множество машин и не зарабатывает очков, акценты могут сместиться, ведь лучшая позиция в Кубке Конструкторов – это серьёзные выплаты со стороны FOM. Команды тратят очень большие средства, любая возможность их заработать имеет значение.
Вопрос: Что вы будете делать этой зимой?
Кристиан Клин: Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Первого февраля стартуют зимние тесты, до начала чемпионата осталось чуть больше трёх месяцев. Я с нетерпением жду, когда выпадет снег, чтобы покататься на лыжах, буду играть в хоккей в любительской команде. Разумеется, я играю в нападении!