Шарль Леклер уже фактически стал лучшим из дебютантов в этом году: перед финалом чемпионата он занимает 14 строчку в личном зачете, уступая всего два очка Роману Грожану из Haas F1. Гонщик Sauber подвёл предварительные итоги сезона и рассказал о своих сильных и слабых сторонах.
Вопрос: Год назад было неясно, чего вы добьетесь в Sauber в своём дебютном сезоне. С уверенностью можно было утверждать одно: у вас не будет шансов бороться за победы. Тогда вы говорили, что оказались в такой же ситуации, как в своё время Алонсо в Minardi. Вы достигли таких же результатов, как Алонсо?
Шарль Леклер: Честно говоря, я очень плохо знаю историю (смеётся). Я не помню, что о нём тогда говорили. Но я доволен своим сезоном и не хочу его сравнивать с другими. Утверждать, что этот сезон похож на дебютный год Алонсо, было бы излишне самоуверенно, но я им доволен. В любом случае, я не ожидал, что окажусь настолько сильным соперником, и мы добьемся такого прогресса за это время.
Вопрос: Если не сравнивать вас ни с кем из пелотона, вы считаете, что в этом году команда достигла невероятных результатов?
Шарль Леклер: По-моему, это особенный сезон. Многие в паддоке впечатлены нашим прогрессом по сравнению с прошлым годом. Формула 1 – сложный спорт, здесь острое соперничество, и все команды работают очень эффективно. Здорово, что мы добились таких успехов.
Вопрос: Но в начале сезона ваши дела шли не так хорошо – в чём была проблема?
Шарль Леклер: Мне не хватало опыта, я мало работал на тестах, поэтому мне приходилось всему учиться уже по ходу гоночных уик-эндов. Это было нелегко. Я считаю, что именно в этом причина проблем в начале сезона. Я не знал точно, что мне нужно от машины, и вёл инженеров по ошибочному пути. Это плохо, но мы с инженерами, наконец, нашли то, что нужно. В Баку мы всё сделали правильно и сразу сделали большой шаг вперед.
Вопрос: Похоже, в вашей карьере такое не первый раз: на предсезонных тестах в Формуле 2 вы тоже не чувствовали уверенности, но стали чемпионом серии. Вам нужно время, чтобы освоиться, но потом вы по-настоящему вступаете в борьбу.
Шарль Леклер: Одна из моих сильных сторон – умение проанализировать проблемы, а затем их решать, вне зависимости от того, требует это времени или нет. Конечно, в начале сезона я неудачно выступил в трёх гонках – по-моему, это многовато. Но если оглянуться назад, три гонки за рулем совершенно незнакомой машины – не так уж много. Мне сложно судить. Возможно, со стороны лучше видно, медленный ты или быстрый. Но в итоге я доволен своим сезоном.
Вопрос: Что вас как новичка поразило больше всего? Чем Формула 1 отличалась от остальных гоночных серий?
Шарль Леклер: Конечно, это мощность мотора и прижимная сила. В этом плане Ф1 на две или три ступени выше молодежных серий – настолько велика разница. Кроме того, в Формуле 1 параметры большинства систем можно менять, не отрывая руки от руля. В молодежных сериях можно вносить коррективы в их работу, но только после сессии. Вы возвращаетесь в боксы и обращаетесь к инженерам. А в Формуле 1 всё надо делать самому, поворот за поворотом.
Вопрос: Вы знали, что выступление в одной команде с Маркусом Эриксоном не идёт на пользу карьере? Раньше его напарниками были Камуи Кобаяши, Фелипе Наср, Паскаль Верляйн, и все они покинули Формулу 1…
Шарль Леклер (улыбается): Я пару раз видел это в прессе. Все прежние напарники Маркуса действительно покидали Формулу 1, но я не верю в такие истории.
Вопрос: Значит, у вас не было опасений, что у вас только один шанс?
Шарль Леклер: Нет. Никогда.
Вопрос: Потому что вы настолько уверены в себе? Любой гонщик считает себя самым быстрым, разве нет?
Шарль Леклер: Я не стал бы так говорить. По крайней мере, о себе. Я никогда не думал классифицировать гонщиков по скорости. По-моему, любой может стать лучшим в пелотоне. Я считаю лучшим того, кто быстрее всех понял, как максимально использовать свой потенциал. Для меня это самое важное. Конечно, у некоторых гонщиков больше таланта, но, в конце концов, тот, кто много работает, тоже может добиться таких результатов.
По-моему, дело скорее в том, как реализовать свои возможности. Это важно. Следовательно, очень сложно классифицировать гонщиков. Любой из них может быть ничуть не хуже остальных, когда ему удаётся раскрыть свой потенциал. Важно только то, насколько долго сможешь выступать на этом уровне. Именно поэтому я не обращаю особого внимания на остальных. Я сосредоточен на себе и стараюсь показать, на что способен.
Вопрос: В какой степени вы уже раскрыли свой потенциал?
Шарль Леклер: Конечно, я способен на большее. Всегда можно добиться более высоких результатов. Но я очень доволен дебютным сезоном, если не считать трёх первых гонок.
Вопрос: Что сыграло ключевую роль в этом сезоне?
Шарль Леклер (после долгих размышлений): Возможно, умение весь уик-энд контролировать ситуацию по ходу всех тренировок, в квалификации и гонке. Ф1 не похожа на другие гоночные серии. Уик-энд идет довольно медленно, и важно постоянно работать, чтобы в квалификации быть на высоте.
Вопрос: Какой момент вам запомнился больше всего?
Шарль Леклер: Пожалуй, когда мне позвонил Маурицио Арривабене и сказал, что в следующем году я буду выступать в Ferrari. Я навсегда это запомню.
Вопрос: А на трассе?
Шарль Леклер: Сложно сказать. Но в любом случае, благодаря поединкам с Фернандо я многое узнал о гонках.
Вопрос: За этот сезон вы многому научились как гонщик. Чему вы научились как человек? Для дебютанта вы слишком уверены в себе, например, когда вы критиковали Кевина Магнуссена.
Шарль Леклер: Возможно, я создаю такое впечатление. Но самое главное – я считаю, что честен перед собой. Я предпочитаю прямо о чём-то сказать, чем что-то выдумывать. Я не такой. Я говорю то, что думаю. Иногда это может показаться прямолинейным, но такой у меня характер.
Вопрос: Вы замечали за собой какие-то слабые стороны?
Шарль Леклер: Конечно. Слабые стороны есть всегда. Но какой бы привести пример? Очевидно, что у меня маловато опыта. Его по-прежнему не хватает, но я не стал бы называть это слабостью, это просто недостаток. Каждый раз, когда у меня возникает проблема, я стараюсь извлечь урок. Всегда можно что-то сделать лучше.
Вопрос: Единственная ошибка, которая приходит на ум – вы часто допускаете развороты на мокрой трассе. Вы пока не освоились в дождевых условиях?
Шарль Леклер (смеётся): Нет, я считаю, что умение ездить в таких условиях – одна из моих сильных сторон, хотя это может показаться странным. Просто пока мне не удалось это показать в Формуле 1, но я над этим много работаю. Всё дело в усилителе руля: здесь всё не так, как в Формуле 2 или GP3. Там или в других молодежных сериях руль непосредственно связан с колесами, усилителя нет, поэтому чувствуешь абсолютно все нюансы. В Формуле 1 всё иначе.
К тому же разные команды используют разные рулевые системы. Честно говоря, в дождевых условиях я не чувствую полной уверенности в рулевом управлении. Отсюда большинство проблем – а у меня действительно были сложности. Но во всех остальных сериях я всегда неплохо ездил в дождь, мне просто надо продолжать работать над этим и в Формуле 1. Осталось ещё немного набраться опыта, и всё будет в порядке.