Хельмут Марко, автоспортивный консультант компании Red Bull, прокомментировал события гоночного уик-энда в Монако, высоко оценив работу Даниэля Риккардо, одержавшего победу несмотря на проблемы с машиной.
Вопрос: Как бы вы охарактеризовали Гран При Монако с точки зрения Red Bull?
Хельмут Марко: Удача была на нашей стороне, нам очень повезло, как в настоящем казино.
Вопрос: Как можно выиграть гонку на машине, на которой отказал мотор-генератор MGU-K?
Хельмут Марко: Прежде всего нам это удалось благодаря исключительному мастерству Даниэля Риккардо. Несмотря на отказ MGU-K, он старался не допускать перегрева тормозов, в чём ему помогали наши инженеры, и ехал с такой скоростью, с какой было необходимо. Ему приходилось атаковать в поворотах, что, разумеется, сказалось на состоянии шин. Тем не менее, они выглядели лучше, чем у Mercedes и Ferrari.
Даниэль провёл великолепную гонку, но надо признать, что для этого ему была нужна хорошая машина. Технические новинки, которые мы опробовали в Барселоне, стали основой столь уверенного выступления в Монте-Карло.
Вопрос: Надо полагать, обстановка на пит-уолл была довольно нервная?
Хельмут Марко: Ещё бы! Гонка показалась нам бесконечной. На каждом круге мы опасались, что он станет последним. Мы не знали, что происходит с MGU-K на машине Даниэля, ведь если возникла проблема, какие-то обломки могли бы повредить двигатель. Или тормоза могли просто загореться. Для нас это была самая нервная гонка после Гран При Бразилии 2012 года, когда на самом первом круге в Феттеля врезался Бруно Сенна, и Себастьяну до самого финиша пришлось ехать на повреждённой машине.
Вопрос: Правда ли, что инженеры уже хотели позвать Риккардо в боксы?
Хельмут Марко: Первая реакция была именно такой: это сход, поскольку на машине не будут работать тормоза. Но потом инженеры пересмотрели своё решение. Что думали мотористы Renault, мы не знаем. Мы просто хотели продолжать гонку, а там будь что будет. К счастью, нам повезло. Теперь мы знаем, что сам MGU-K не сломан, и дело было только в дефекте сборки.
Вопрос: Кристиан Хорнер сравнил выступление Риккардо с победой Михаэля Шумахера в Барселоне в 1996 году. Справедливо ли такое сравнение?
Хельмут Марко: Я вообще не любитель сравнений. В технологическом плане современные машины намного сложнее, чем те, что были 20 лет назад. Без помощи инженеров сложно было бы довести гонку до победы. Эти две трассы вообще невозможно сравнивать. Если бы всё произошло в Барселоне, Даниэль бы не смог удержать лидерство, ведь там слишком длинные прямые отрезки. По-моему, каждое из этих достижений по-своему уникально.
Вопрос: Какие выводы можно сделать после Монако?
Хельмут Марко: Вспоминая эту гонку, надо признать, что 9-е место Ферстаппена, конечно, расстраивает, несмотря на то, что он показал неплохой темп. Если бы он стартовал с нормальной позиции, то поднялся бы на подиум. А победный дубль по итогам Гран При Монако вообще бы подчеркнул превосходство Red Bull на этой трассе.
Вопрос: Что бы вы ему посоветовали?
Хельмут Марко: Ему стоит сделать шаг назад. Не нужно на каждой стадии гоночного уик-энда стараться быть быстрее всех. Но тут ведь важно понять особенности его психики. По сути в четверг он был быстрее всех, и хотя лучший результат на тренировках остался за Риккардо, всё-таки Даниэль проехал свой круг позже Макса.
Когда Ферстаппен начинал последнюю попытку на субботней тренировке, его время было на 0,3 хуже его же лучшего результата. Но на том круге он догнал машину Карлоса Сайнса. В тот момент надо было расслабиться и прервать попытку. Не нужно было пытаться во что бы то ни стало улучшить результат. Но, видимо, он знал, что позади едет Риккардо, причём едет быстро. В общем, Макс должен понять, что на тренировках не стоит так сильно рисковать.
Вопрос: Может быть, Ферстаппена удивила скорость Риккардо, которого он уже не считал серьёзным соперником?
Хельмут Марко: Не думаю. Макс хорошо знает, насколько силён Даниэль. Риккардо атакует именно тогда, когда необходимо, и делает это с невероятной точностью. В начале прошлого сезона Даниэль несколько ослабил хватку, но потом отыгрался. Он тоже понимает, что в лице Макса впервые получил соперника, равного ему по силе. У каждого из них свои достоинства: Макс немного лучше проводит квалификации, Даниэль невероятно эффективно выступает в гонках, мастерски умеет обгонять, и только в Баку его постигла неудача.
Вопрос: Что можно сказать о перспективах побороться за титул в этом году?
Хельмут Марко: У нас отличная машина, она уверенно справляется с поворотами, стабильно ведёт себя на торможении и прекрасно разгоняется. У неё настолько эффективная аэродинамика, что в трафике у нас намного меньше сложностей, чем у соперников. Нашим гонщикам удаётся беречь шины.
Но в режиме квалификации мы проигрываем на прямых. Впрочем, в гонках проблема проявляется не столь явно. Её можно решить, если мотористы Renault модернизируют свой двигатель. Расстраивает, что мы уже потеряли слишком много очков. Мы упустили победу в Бахрейне и могли выиграть в Баку, если бы не авария.