В интервью Auto Motor und Sport консультант Red Bull Хельмут Марко говорил о расстановке сил в оставшихся гонках и планах на будущее...
Вопрос: В последних Гран При в Mercedes явно прибавили, но в Остине Макс одержал победу…
Хельмут Марко: Победа в Остине была невероятно важна психологически. В трёх последних гонках мы заработали больше очков, чем рассчитывали. Мы ожидали, что наберём с Mercedes примерно равное число очков или немного уступим, а сейчас лидируем с преимуществом в 12 очков.
Нашу машину непросто настроить, во многом это связано с условиями – температурой воздуха и состоянием асфальта, но если мы попадаем в рабочий диапазон, она не уступает в скорости Mercedes. Так было и в Остине. Надеюсь, наши прогнозы сбудутся и в двух следующих гонках, в Мексике и Бразилии, мы будем фаворитами благодаря нашим силовым установкам. Мы надеемся на две победы.
Вопрос: Вы можете сравнить ваши машины и моторы Honda с моторами Mercedes?
Хельмут Марко: По мощности двигателя мы уступаем Mercedes, вместе с особой конструкцией задней подвески это даёт им преимущество на прямых. Разница в эффективности машины зависит от многих факторов, но того преимущества, которое у нас было начиная с Гран При Франции, больше нет – после того, как в Сильверстоуне в Mercedes доработали машину.
Вопрос: Ферстаппен сможет завершить сезон без замены моторов?
Хельмут Марко: Если гонки пройдут нормально и не будет аварий, нам хватит моторов до конца сезона. А вот Хэмилтону, по нашей информации, ещё предстоит замена. Мы на это надеемся.
Пока моторы Honda в этом году абсолютно надёжны, но от поломок никто не застрахован. В целом, ситуация с силовыми установками Honda вызывает больший оптимизм, чем у Mercedes.
Вопрос: В Остине вам пришлось рисковать. Вы считаете такой подход верным?
Хельмут Марко: Проиграв старт – не из-за ошибки Макса, а из-за плохой работы сцепления, мы должны были действовать. Макс ехал позади, но не мог обогнать, как и Льюис наверняка не смог бы в конце гонки, даже если бы подъехал вплотную. Это связано с особенностями сегодняшних машин и характеристиками трассы. Мы знали, что должны рисковать. К тому же мы боролись двумя машинами с одной машиной Mercedes. Мы рискнули, но риск был просчитан.
Вопрос: Макс действительно так спокоен, как хочет казаться? Он говорит, что второе место в чемпионате – это тоже успех, что жизнь продолжается…
Хельмут Марко: Жизнь, конечно, продолжается, но чемпионский титул очень важен для него и для нас. В этом нет сомнений. Он отстает в силу сложившихся обстоятельств.
Когда в Ferrari в 2019-м чудесным образом прибавили в мощности двигателя, в Mercedes сделали всё, чтобы это компенсировать. И им это удалось. Именно поэтому мы с моторами Honda уступили им в прошлом году.
Но в этом году мы будем разочарованы, если не выиграем титул. И Макс будет разочарован. Мы проехали большую, чем Mercedes, дистанцию, одержали больше побед. Но были проблемы в Баку, в некоторых других гонках, где мы теряли очки. К сожалению, наше преимущество не в полной мере выражено в очках.
Вопрос: Вы можете сравнить первый титул Феттеля в Red Bull с ситуацией в этом сезоне? Что общего, а в чём отличия?
Хельмут Марко: Сейчас всё совершенно иначе. Тогда в борьбе за титул участвовали четыре гонщика. Кроме наших пилотов были ещё Алонсо и Хэмилтон.
Сейчас это дуэль на самом высоком уровне между Хэмилтоном и Ферстаппеном – и всё зависит только от них. Но стоящие за ними команды должны действовать безупречно, что пока не удавалось ни нам, ни Mercedes. Нужно минимизировать количество ошибок – в подготовке, принятии стратегических решений, на пит-стопах.
Вы видели, что на отдельных трассах где-то Боттас оказывался быстрее в удачный для себя день, где-то Перес, но никому из них не удаётся угнаться за двумя лучшими гонщиками. Всё зависит от них.
Вопрос: Доработка этой машины полностью остановлена?
Хельмут Марко: Да, сейчас мы работаем только с настройками. Весь технический штаб сосредоточен на 2022-м. Других вариантов нет. Даже если сейчас мы отработаем какое-то новое решение, оно не успеет выйти с производства до конца сезона.
Вопрос: Насколько плотно Эдриан Ньюи занимался новой машиной? Прежде при смене регламента он не раз получал преимущество…
Хельмут Марко: Вы знаете, что Эдриан выбыл на какое-то время из-за велосипедной аварии. Но нужно понимать, что Ньюи – гонщик. Если он видит шанс победить, его мотивация совершенно иная, чем когда у нас был мотор, уступающий соперникам 30 сил. Нет никого, кто имел бы столь богатый опыт, кто выиграл столько чемпионских титулов. Его роль очень важна, и не только в области аэродинамики. Ньюи – ориентир для всех.
Вопрос: Насколько важно, чтобы Honda осталась хотя бы скрытым партнером в 2022-м?
Хельмут Марко: Они не будут скрытым партнёром. Мы заключили соглашение и будем получать услуги от Honda в обмен на плату. В 2022 году мы будем получать от Honda силовые установки в сборе.
Вопрос: Инженеры Honda будут создавать и обслуживать ваши моторы?
Хельмут Марко: Собирать и обслуживать. Переход с бензина E5 на бензин E10 мы тоже оплатим. Это важно. Honda вышла из игры, сейчас они работают за финансовое вознаграждение с нашей стороны.
Вопрос: Ваше подразделение по работе с моторами уже укомплектовано?
Хельмут Марко: В целом, структура создана. Остаётся одна - две вакансии. Мы привлекли людей не только из Mercedes, но и из других компаний.
База мотористов в Милтон-Кинс должна быть готова в апреле - мае следующего года. Потом начнётся калибровка испытательных стендов и ввод в эксплуатацию. Они будут доставлены в первую очередь.
Сотрудничество с Honda продолжается, сейчас действует наш первоначальный контракт, а следующее соглашение оплачивается нами. Поэтому для нас было очень важно, чтобы двигатели «заморозили» и японцам не пришлось проводить дорогостоящие работы по их доработке. Они ушли потому, что инженеры, прежде работавшие в Формуле 1, нужны им для других проектов.
Вопрос: Уже понятно, какой будет планка ограничений бюджета на силовые установки?
Хельмут Марко: Переговоры продолжаются. С цифрами есть относительная договорённость, но не все детали урегулированы. Когда приходят новые производители, они хотят иметь в начале неограниченное время стендовых испытаний, а нам это не очень нравится. В целом, есть консенсус в том, что мы откажемся от MGU-H. Это хорошо, в первую очередь для VW Group.
Вопрос: Как будут классифицированы моторы Red Bull? Как моторы нового производителя?
Хельмут Марко: Мы видим себя как нового производителя. Сейчас и до 2026-го мы будем использовать двигатели, разработанные не нами. У нас есть права на интеллектуальную собственность, но это сложная история. Нам разрешено их использовать, но они недоступны в смысле дальнейшего развития.
После этого мы хотим всё делать самостоятельно. Если появится достойный партнёр, который сделает нас сильнее, мы обязательно этим воспользуемся – но я говорю только о моторах, которые появятся в 2026-м.