Квалифицировавшись девятым в Сузуке, в беседе с журналистами Фелипе Масса говорил о прогрессе команды по ходу сезона и перспективах остаться в Williams в 2018-м...
Вопрос: Фелипе, довольны результатом?
Фелипе Масса: Я очень доволен квалификацией и всеми своими попытками в первой, второй и третьей сессиях. Мне удалось выжать из машины максимум, я рад.
Вопрос: Похоже, здесь у вас машина едет лучше, чем у непосредственных соперников, хотя в Малайзии всё было иначе...
Фелипе Масса: В Малайзии я допустил небольшую ошибку в заключительной попытке во второй сессии – без неё я в любом случае прошёл бы в финал. С обновленным задним антикрылом мы явно прибавили, но и в Малайзии скорость позволяла пройти в третью часть квалификации.
Вопрос: Считаете ли вы, что трассы завершающей фазы сезона больше подходят вашей машине?
Фелипе Масса: Скорее, мы сами лучше понимаем, как эффективнее работать с машиной. Всё, что мы делали в последний месяц, нам следовало делать с начала года – да, это несколько поздно, но в целом в сентябре мы прибавляли от гонки к гонке.
Вопрос: Прирост в скорости объясняется доработками?
Фелипе Масса: Да. Все новинки, которые мы получили в предыдущем месяце, доказали свою эффективность.
Вопрос: Речь идет исключительно о новинках, или вы, в том числе, скорректировали подходы к работе над настройками?
Фелипе Масса: Подход к настройкам мы практически не меняли, команда прибавила за счет модификаций.
Вопрос: В чем вам удалось прибавить по сравнению с серединой сезона?
Фелипе Масса: В середине сезона мы не прогрессировали…
Вопрос: Согласен, но что изменилось сейчас?
Фелипе Масса: У нас появилось новое заднее антикрыло, модифицированные воздуховоды тормозов и днище. Мы решили кое-что изменить в машине, и эти идеи оказались верными.
Вопрос: Удалось добиться большей прижимной силы?
Фелипе Масса: Да, прижимной силы стало больше.
Вопрос: Что было не так с новинками, которые готовила команда в середине сезона?
Фелипе Масса: К сожалению, они не работали.
Вопрос: Команде пришлось возвращаться к первоначальным спецификациям?
Фелипе Масса: Да, приходилось возвращаться назад, выяснять причины, вносить коррективы. Многие детали остались теми же, но сейчас вся машина едет заметно лучше.
Вопрос: В какой-то момент была допущена ошибка? С этапа в Австрии наблюдался спад в результатах…
Фелипе Масса: Я бы сказал, что с этапа в Барселоне до гонки в Бельгии машина ехала так же, как в начале сезона.
Вопрос: Вас удивляет нынешняя ситуация? В прошлые годы к этой фазе сезона Williams удавалось заработать в два раза больше очков.
Фелипе Масса: В предыдущие годы ситуация была аналогичной: по ходу сезона мы прибавляли совсем не так, как планировали. В нынешнем сезоне мы, по крайней мере, понимаем причины. Ранее нам не удавалось прогрессировать в темпе соперников, но этот сезон мы начали чуть увереннее, смогли доработать машину примерно настолько, насколько это удалось конкурентам, и сейчас постепенно приближаемся, но уже слишком поздно. Команда занимает пятое место в Кубке конструкторов, вероятно, так всё и останется до конца сезона.
Вопрос: Недавний прогресс позволит удержать позицию в Кубке конструкторов?
Фелипе Масса: Да. Приятно видеть позитивную динамику, поскольку понимаешь, что можешь бороться с прямыми конкурентами. Мы знаем, что дальнейший прогресс потребует немалых усилий, но в следующем сезоне правила не изменятся, так что одновременно с работой над нынешней машиной мы уже занимаемся перспективным проектом. Впрочем, вряд ли до последней гонки этого сезона у нас будет много новинок для нынешней машины.
Вопрос: Считаете ли вы, что Williams по силам вновь на равных бороться с Force India? Когда у вашей команды возникали сложности, соперники стабильно увеличивали отрыв…
Фелипе Масса: Думаю, в следующем сезоне у нас это получится. В нынешнем – вряд ли. Здесь, в Сузуке, они снова оказались быстрее, у них более конкурентоспособная машина, но в 2018-м Williams вполне по силам побороться с Force India и с Renault.
Renault – очень сильная команда, от неё можно ожидать серьезного прогресса, как и от McLaren. В McLaren стараются провести перемены, которые, возможно, следовало провести три года назад – впрочем, мне следует сосредоточиться на нынешнем сезоне. Всё, что происходит в Williams сейчас, сулит неплохие перспективы на будущее.
Вопрос: Сегодня вы вновь опередили Лэнса Стролла в квалификации. Вас огорчает тот факт, что ваши перспективы в Williams остаются неясными?
Фелипе Масса: Команда знает мои возможности, знает, что моя позиция в личном зачете объясняется не моими ошибками, а тем, что в двух гонках в силу обстоятельств я упустил, по меньшей мере, тридцать очков. В квалификации я делаю то, что от меня требуется, и могу быть доволен результатами. Если бы я получил те очки, которые не получил не по своей вине, то сейчас боролся бы с гонщиками Force India.
Вопрос: Вас огорчает, что команда выступает недостаточно стабильно?
Фелипе Масса: Меня больше беспокоит, что команда может выбрать новый путь, который принесет больше сложностей, чем если бы мы всё оставили так, как есть. Судите сами, Лэнс по ходу сезона заметно прибавил, да и добился прогресса – возможно, Williams следовало бы сохранить текущий состав. Попытка что-либо изменить может дорого обойтись, почему бы им просто не оставить в команде меня?
Вопрос: Вы многое сделали для команды – почему она может хотеть вас заменить?
Фелипе Масса: Похоже, я не тот, кто сможет ответить на ваш вопрос.
Вопрос: В пятницу на пресс-конференции технический директор Williams Падди Лоу говорил о том, что команда планирует протестировать Роберта Кубицу и Пола ди Ресту. Падди высоко оценил и ваши шансы, но заметил, что в целом у команды большой список кандидатов…
Фелипе Масса: Падди знает, что лучше для команды, это точно.
Вопрос: То есть, решение зависит от него самого?
Фелипе Масса: Возможно, оно не на 100% зависит от самого Падди, но именно он представит варианты тем, кто сделает выбор. К сожалению, таков мир Формулы 1, пусть это не вполне соответствует статусу профессионального гонщика и профессиональной команды. Если в Williams сохранят всё, как есть, они поступят профессионально, если нет…
Вопрос: Вы сказали, что хотели бы узнать результат до этапа в Бразилии…
Фелипе Масса: Думаю, так будет лучше и для меня, и для команды. Я готов продолжить карьеру, мне удается выжимать из машины максимум и отлично взаимодействовать с коллективом. Для всех нас, как мне кажется, оптимальным было бы определиться до Гран При Бразилии.
Вопрос: Есть ли вероятность, что если команда не продлит с вами контракт, вы не отправитесь в Абу-Даби, и гонка в Бразилии станет для вас завершающей в Формуле 1?
Фелипе Масса: Не знаю, время покажет. Если всё станет ясно к этапу в Бразилии, я просто постараюсь насладиться своей последней домашней гонкой, но я не планирую тут же прощаться с командой – мне нравится гоняться, и я чувствую, что по-прежнему могу быть полезен Williams. Если нужно подождать пару недель, это никак не повлияет на мою жизнь, хотя в глубине души я буду воспринимать оставшиеся гонки как последние в карьере. Мне не нужно кому-либо что-то доказывать, мои способности известны всем, и вряд ли отдельная гонка или квалификация определит мое будущее или изменит мнение обо мне.
Вопрос: Чем отличается ваш настрой в нынешнем сезоне? Год назад вы планировали уйти из спорта, тогда как сейчас готовы продолжать.
Фелипе Масса: Я просто чувствую, что могу выжимать из машины максимум, я хорошо чувствую себя в кокпите. Новые машины подходят моему стилю пилотирования, тогда как в предыдущие три года было иначе. Нам не хватало сцепления, шины работали не лучшим образом – это не доставляло удовольствия, и с моим пилотажем я не мог компенсировать сложности. Сейчас мне это удается, а когда чувствуешь, что можешь выкладываться по максимуму, мотивация возрастает. Я по-прежнему верю, что могу много дать команде, и потому хочу продолжить карьеру.
Я наслаждаюсь пилотированием. В Баку у меня был шанс выиграть гонку, в Барселоне мне удался отличный старт, но затем был прокол, в Сочи ситуация повторилась… Но причина неудач не во мне, просто таковы гонки.
Вопрос: Уверен, этот разговор складывался бы иначе, если бы в Баку вы выиграли гонку.
Фелипе Масса: Конечно, ведь тогда и вся ситуация была бы иной.