После очередной победы, а успех в Гран При Катара стал для Макса Ферстаппена уже 49-й победой в Формуле 1, трёхкратный чемпион мира прокомментировал события минувшего уик-энда, не скрывая, что в этот раз ему пришлось тяжелее, чем обычно.
Вопрос: Макс, победа в Гран При Катара – первая в статусе трёхкратного чемпиона мира. Похоже, что от старта до финиша у вас не было никаких сложностей – так ли это?
Макс Ферстаппен: Полагаю, в целом это была неплохая гонка. Думаю, что именно первый отрезок дистанции сделал мою гонку – думаю, мы уверенно его преодолели и хорошо работали с резиной. После этого у нас была несколько иная тактика по сравнению с McLaren, и я на большинстве комплектов мог оставаться на трассе дольше. Хотя из-за этого в какие-то моменты я, возможно, немного терял.
Поэтому иногда мой отрыв несколько сокращался, а кроме того, когда я ехал на жёстких шинах, то думаю, что тоже потерял какое-то время на последних двух-трёх кругах перед пит-стопом, но это из-за трафика. К тому же последний пит-стоп был не самый быстрый, поэтому, конечно, гонщики McLaren были совсем близко.
Они вообще весь уик-энд очень быстры. Было похоже, что они всё больше повышают темп по мере того, как топлива в баках становится меньше. Опять же, из-за трёх обязательных пит-стопов наша тактика была не идеальной, поскольку RB19 отлично работает с резиной. Для нас было бы лучше, если бы отрезки были длиннее, но все в равных условиях, и все должны были проводить эти пит-стопы.
Кроме того, вероятно, из-за этого нам пришлось несколько тяжелее, ведь атаковать надо было в полную силу. Как вы видели, после финиша многие гонщики были очень утомлены.
Вопрос: Можете рассказать немного больше об этих ограничениях, из-за которых на каждом комплекте можно было проехать максимум 18 кругов. Как это сказалось на тактике, и насколько вам было тяжелее физически?
Макс Ферстаппен: Конечно, в этой ситуации можно было ехать несколько быстрее. Разумеется, жаль, что пришлось прибегнуть к таким ограничениям, но зато удалось избежать проблем с шинами, что, конечно, было важнее всего.
Вопрос: А что скажете о поверхности асфальта на трассе в Лосаиле? В этом году его полностью обновили – улучшалось ли сцепление по ходу гонки?
Макс Ферстаппен: Думаю, немного улучшилось. Возможно, когда мы приедем сюда в следующем году, оно будет ещё лучше, но всё зависит от того, как активно трасса будет использоваться. Но пока на ней только одна гоночная траектория. Полагаю, в следующий раз гонщики Формулы 1 не должны быть первыми, кто ездит по этой трассе, потому что это выглядит как-то глупо.
На тренировке машины скользили, сцепления не было, и я считаю, что когда на трассе совсем свежий асфальт, нужно, чтобы по ней кто-то поездил до нас. Это бы здорово помогло. В том числе было бы проще разобраться с резиной, ведь именно из-за этого пришлось ограничивать число кругов на одном комплекте. В общем, думаю, что после этого уик-энда нужно сделать кое-какие выводы.
Вопрос: Логан Сарджент сошёл с дистанции, потому что плохо себя чувствовал. Похоже, ближе к финишу гонщикам становилось всё тяжелее. Как вы полагаете, когда в Формуле 1 проводятся гонки в подобных условиях, может быть, это вообще переходит разумные пределы?
Макс Ферстаппен: Да, ещё до того, как сюда отправиться, я посмотрел прогноз погоды, поэтому ждал этого уик-энда без особого восторга. Здесь просто слишком жарко, и я согласен с Ландо Норрисом: дело вовсе не в том, что мы должны интенсивнее тренироваться.
Думаю, парней, у которых сегодня были проблемы, отличает исключительная физическая форма, возможно, они даже более тренированные, чем я, но всё это можно сравнить с тем, словно вы целый день провели в сауне. Кроме того, к вечеру ещё и влажность поднялась.
Такие гонки длятся довольно долго, но Катар – не единственное подобное место. Гонка в Сингапуре тоже длится почти два часа, и там тоже очень жарко. Думаю, всё это на грани допустимого. Тут есть о чём подумать. Но сегодня однозначно было слишком жарко.
Вопрос: Хуже, чем в Сингапуре?
Макс Ферстаппен: Пилотировать? Да, из-за жары в кокпите было некомфортно, и это не очень хорошо.
Вопрос: Считаете ли вы гонщиков McLaren вашими главными соперниками?
Макс Ферстаппен: Я думаю, что сейчас эта команда выступает более стабильно, чем остальные. И я также считаю, что у McLaren самый сильный состав, и работает команда очень эффективно. В общем, концовка сезона обещает быть интересной, а также будет любопытно посмотреть, какой будет расстановка сил в начале следующего года.
Вопрос: Оскар Пиастри сказал, что из-за ограниченного числа кругов на одном комплекте резины и трёх обязательных пит-стопов было ощущение, что все 57 кругов он проехал в квалификационном темпе. Вы тоже так считаете?
Макс Ферстаппен: Думаю, из-за этих ограничений мы оказались в неблагоприятном положении, ведь обычно мы проезжаем более продолжительные отрезки и при этом стараемся беречь шины. Сегодня, разумеется, было по-другому, поскольку отрезки стали короче.
В какой-то момент мой инженер сказал, что надо немного прибавить, а у нас всегда есть определённый резерв скорости. Мне надо пересмотреть гонку, чтобы получше разобраться, что происходило позади меня. Полагаю, если было бы нужно, мы смогли бы ехать ещё быстрее, но в любом случае я не хочу принижать достижение McLaren.
Они отлично справились с делом, мы видим, что они постепенно нас догоняют, поэтому, конечно, нам надо постараться сохранить этот отрыв.
Вопрос: Вероятно, вас рановато об этом спрашивать, но тем не менее: вы уже завоевали три титула, но задумывались ли вы о вашем будущем наследии? О том, что останется после вас? Например, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон реагируют на социальные проблемы, а Фернандо Алонсо делится опытом с молодёжью благодаря его проекту в картинге…
Макс Ферстаппен: У меня большие планы, связанные и с гонками, и с желанием помогать молодым талантам. Все мы, по крайней мере, большинство, в своё время прошли через картинг, но теперь он тоже стал очень дорогим удовольствием.
Поэтому у меня есть собственная команда в киберспорте, и я верю, что виртуальные гонки открывают большие возможности. Я вижу, что некоторые парни демонстрируют впечатляющий потенциал, и они могут добиться успехов и в реальных гонках.
Надеюсь, через несколько лет я смогу помочь некоторым мастерам виртуальных гонок сесть за руль настоящих машин. Это не значит, что они дойдут до Формулы 1, но хотя бы смогут выступать в гонках на выносливость. Сейчас это меня очень увлекает, и будем надеяться, что уже скоро я смогу осуществить свой проект.