Второе место в субботнем спринте Гран При Катара гарантировало Максу Ферстаппену титул чемпиона мира Формулы 1 2023 года. После финиша гонщик Red Bull Racing провёл чемпионскую пресс-конференцию, ответив на вопросы прессы.
Вопрос: Макс Ферстаппен, вы – трёхкратный чемпион мира. Насколько приятно это звучит?
Макс Ферстаппен: Звучит великолепно. Я никогда не мечтал ни о чём подобном. Разумеется, это момент гордости для меня, для моей семьи и близких. Все сотрудники команды, с которыми я работаю, пережили невероятный совместный опыт. Я уже сказал об этом по радио на круге возвращения после финиша.
Разумеется, когда речь заходит о скорости машины, то мы всегда благодарим команду, но я также благодарен за атмосферу. Мне очень нравится работать с этими людьми, а это более важно. Очень важно приезжать на трассу и знать, что тебе предстоит работать с приятными людьми.
Вопрос: Из ваших трёх титулов, какое место в рейтинге занимает титул 2023 года?
Макс Ферстаппен: Титул этого года – лучший. Первый титул был самым эмоциональным, поскольку именно в тот момент исполнилась мечта в Формуле 1. Но этот титул определённо… Я провожу свой лучший сезон. Победы следуют одна за другой, машина сама по себе была лучшей. Этим титулом я горжусь больше всего, поскольку показывал стабильные результаты.
Вопрос: Давайте вернёмся в начало года. Когда вы впервые сели за руль RB19 на тестах, вы сразу поняли, что эта машина может привести вас к третьему титулу?
Макс Ферстаппен: В начале года всегда сложно предсказать, как будут развиваться события. Мне понравилось поведение машины, она обладала хорошим балансом. Но ты никогда не знаешь, чем зимой занимаются другие команды.
Мы действительно думали, что в Бахрейне будет очень плотная борьба. Для нас стало приятным сюрпризом то, насколько хороша наша машина, но это была только одна трасса. Когда мы приезжали на другие трассы и видели, насколько машина быстра, особенно в гонке, мы понимали, что ситуация выглядит многообещающей.
Я считаю, что на протяжении всего года мы добивались великолепных результатов в сложных условиях, когда было легко допустить ошибку, даже если в вашем распоряжении доминирующая машина. Я считаю, что в большинстве гонок мы невероятно поработали.
Вопрос: В какой момент сезона вы поняли, что титул в ваших руках?
Макс Ферстаппен: До сегодняшнего дня оставались варианты, верно? Конечно, отрыв рос с каждой гонкой, а я старался быть сосредоточенным на себе и делать всё возможное в каждый уик-энд. Для меня это было важнее, чем мечтать о титуле, поскольку мечты ни к чему тебя не приведут. Для достижения целей всегда нужно прикладывать усилия и работать.
Вопрос: Кристиан Хорнер сказал, что раньше никогда не видел, чтобы гонщик работал на таком уровне, как вы. Вы действительно прибавили в этом году и вышли на новый уровень?
Макс Ферстаппен: Я старался прибавлять. Конечно, вовсе не обязательно, что я думал о том, как стать более быстрым гонщиком, но у меня уже достаточно большой опыт. Благодаря опыту ты становишься лучше и как гонщик, и как человек.
Я сравниваю то, что есть сейчас, с тем, что было в мой первый сезон в Формуле 1, и понимаю, что опыт помогает мне намного лучше справляться с прессингом во время уик-эндов и переживать сложные ситуации. В конечном итоге всё сводится к тому, чтобы показывать высокий результат каждый гоночный уик-энд. На мой взгляд, это самая сложная часть Формулы 1.
Вопрос: В какой гонке в этом сезоне вы испытывали наибольший прессинг?
Макс Ферстаппен: Хороший вопрос. Я не знаю. Подобные вещи обычно зависят от условий на трассе. Например, как в Зандфорте, когда пришлось пилотировать на сликах под дождём. Обычно мне нравится гоняться на мокрой трассе, но я понимал, что лидирую в чемпионате, и если вылечу, то потеряю много очков.
Обычно стараешься пилотировать чуть ниже допустимого предела, но это всё равно может быть опасно. Вероятно, в тот момент, когда я выехал на сликах, я почувствовал небольшой прессинг.
Иногда соперники позади едут быстрее просто потому, что им нечего терять. У гонщика, который борется за титул, очень сильно меняется образ мышления.
Вопрос: Вы можете назвать самый запоминающийся момент сезона? Лучшую победу?
Макс Ферстаппен: У меня было несколько таких побед. Мне очень понравилась победа в Майами. Ещё могу выделить Спа, Зандфорт и Сузуку, ведь в той гонке мы завоевали Кубок конструкторов, что было фантастикой. Мне сложно выбрать какую-то одну победу.
Вопрос: Какой поул доставил вам наибольшее удовольствие?
Макс Ферстаппен: Вероятно, в Сузуке. На самом деле, таких поулов было несколько. Мне понравился поул в Спа, когда действительно пришлось выжать всё из машины. В Сузуке машина ехала словно по рельсам – пилотировать её было невероятно. Знаете, когда я пилотировал, я улыбался, что бывает довольно редко во время квалификационного круга.
Вопрос: Какое выступление команды вы считаете лучшим в этом году?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, почти каждый гоночный уик-энд. Я не могу выбрать один, поскольку мы выступали на многих непохожих трассах в разных условиях. Думаю, мы отлично справились с работой, поэтому я не могу выделить какую-то одну гонку.
Вопрос: Каких ещё результатов вы можете добиться? Сколько ещё титулов сможете выиграть?
Макс Ферстаппен: Это во многом зависит от машины, согласны? Так всё работает в Формуле 1. Я уже много лет провёл в Формуле 1, но по-прежнему молод. Определённо мне предстоит провести ещё несколько лет в чемпионате, когда я ещё будут способен работать в полную силу. Посмотрим, сколько это продлится.
Честно говоря, думаю, это в большей степени зависит от того, как долго я ещё захочу выступать в Формуле 1. В этом вся разница.
Вопрос: Впереди ещё пять этапов, но титул уже у вас в кармане. Вы как-то измените подход к оставшимся гонкам в этом сезоне?
Макс Ферстаппен: Не особо. Например, сегодня я знал, что мне достаточно заработать три очка, чтобы стать чемпионом, но я всё равно хотел победить и делал для этого всё, что мог. И в воскресной гонке будет то же самое. Когда я приеду на следующий этап, то постараюсь вновь победить, ведь у нас великолепная машина.
Я знаю, что соперники немного сокращают отставание, поэтому на некоторых трассах борьба может оказаться более плотной, но мой настрой не изменится. Внезапно я не стану сильнее рисковать в борьбе. Я вполне доволен тем, как действую в данный момент.
Вопросы с мест
Вопрос: Как известно, ничто не радует вас так, как победы, и учитывая, что у вас отличная машина, вы можете превзойти Алена Проста и Себастьяна Феттеля по числу побед. Теперь вы ставите перед собой такую задачу?
Макс Ферстаппен: Конечно, я хочу одержать как можно больше побед. Но я знаю, что между вторым и третьим местами в этом рейтинге очень большой разрыв. Поэтому надеюсь, что мне за годы карьеры может быть удастся оказаться где-то между Себастьяном Феттелем и Михаэлем Шумахером. Это было бы здорово.
Но это зависит от множества факторов, от того, как будут складываться несколько следующих гонок и несколько следующих лет. Не знаю, как надолго всё это затянется. Но сейчас я наслаждаюсь моментом, и это, по-моему, тоже очень важно. Я уже выиграл больше гонок, чем когда-либо мог мечтать, поэтому сейчас просто радуюсь.
Вопрос: Как вы оцениваете вклад Honda в победу в этом чемпионате?
Макс Ферстаппен: Он очень велик. Таких успехов можно добиться, только если в твоём распоряжении отличное шасси в комбинации с отличным двигателем. Мне очень нравится работать с Honda, в этой компании прекрасные люди, они всегда исключительно вежливые, но при этом по-настоящему целеустремлённые. Они всегда готовы выслушать тебя и, конечно, всегда стремятся добиться улучшений.
Они навсегда останутся в моём сердце, даже когда в конце 2025 года мы с ними расстанемся. И сейчас я также очень горжусь ими, если вспомнить, с чего мы начинали, и чего добились.
Вопрос: Были ли по ходу сезона моменты, когда вам специально хотелось продемонстрировать соперникам своё превосходство? Например, после не самого удачного уик-энда в Баку у вас было огромное преимущество в гонке в Майами. А после поражения в Сингапуре в Сузуке вы были впереди начиная с самого первого круга первой тренировки…
Макс Ферстаппен: Вовсе нет. Просто я всегда стараюсь выступить как можно лучше. Конечно, иногда я недоволен своей скоростью или тем, как проходит уик-энд, но всегда стараюсь отработать идеально и с каждой гонкой становиться всё лучше.
Согласен, возможно, в Баку не всё сложилось удачно, и я тогда не выиграл гонку, но многое понял, а это иногда важнее победы. Потому что потом началась замечательно успешная серия. Уик-энд в Сингапуре тоже прошёл неважно, но у нас был боевой настрой, мы хотели как можно лучше выступить в Японии, потому что знали, что у нас отличная машина.
Вопрос: Кристиан Хорнер, поздравляя вас после финиша гонки, перечислил имена других трёхкратных чемпионов мира и сказал, что это не самая плохая компания. Вы не особо обращаете внимание на рекорды, но вообще задумываетесь о том, какое наследие оставите в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Мне всегда сложно отвечать на такие вопросы, потому что я выступаю в Формуле 1 не ради того, чтобы оставить какое-то наследие. Я здесь для того, чтобы побеждать, чтобы добиться максимально возможных результатов и постараться насладиться этим моментом вместе с людьми, которые мне помогают всего этого достичь.
Для меня это важнее, чем оставить какое-то наследие. Но я никогда не думал, что смогу попасть в список трёхкратных чемпионов. Когда я вижу эти имена, то думаю, что эти люди достигли огромных успехов, а теперь я оказался рядом с ними. Разумеется, это вызывает невероятную радость!
Вопрос: Как вы собираетесь сегодня отметить свой успех? И может ли это как-то сказаться на вашем завтрашнем выступлении в Гран При? И ещё один вопрос: вы выиграли три титула за три года и, наверное, теперь думаете, что в будущем можете не просто сравняться с Михаэлем и Льюисом, но даже превзойти их и стать восьмикратным чемпионом мира?
Макс Ферстаппен: На первый вопрос отвечу, что вечером позволю себе пару бокалов газировки, но завтра снова выйду на старт! Что касается второго, то Формула 1 отличается от некоторых других видов спорта, где можно ставить перед собой определённые цели. Здесь это не всегда получается, поэтому я просто живу сегодняшним днём. И как я уже сказал, я уже достиг больших успехов, чем когда-либо мог представить.
Вопрос: Вы только что выиграли титул и уже говорите о завтрашнем Гран При, об оставшихся гонках, которые тоже хотите выиграть, и это понятно. А вы не опасаетесь, что может наступить момент, когда вы почувствуете, что больше не испытываете этой неуёмной жажды успеха?
Макс Ферстаппен: Конечно, опасаюсь, и думаю, что это естественно. Разумеется, я всё ещё очень молод, но в какой-то момент я пойму, что с меня довольно. Думаю, в какой-то момент каждый может почувствовать, что его организм уже не справляется с такими нагрузками, и это придётся принять. И тогда просто придётся завершить карьеру, а кроме того, в какой-то момент, разумеется, может появиться желание заняться чем-то другим или реже выступать в гонках. Но до этого ещё далеко.
Вопрос: Как думаете, может так случиться, что вы вновь откатитесь ближе к середине пелотона, но всё равно будете получать удовольствие от выступлений в Формуле 1? Или теперь вас могут радовать только победы?
Макс Ферстаппен: Это зависит от того, на какие позиции я откачусь… Конечно, наступит время, когда я перестану побеждать, но если я буду бороться за позиции в середине второй десятки, то, пожалуй, это не доставит удовольствия. А если по-прежнему буду в первых рядах, буду бороться за победы, и у меня будет шанс вернуться на вершину, то такое вполне возможно.
Вопрос: Можно ли сравнить ваши ощущения сейчас с теми, что вы испытывали в 2021 году, когда надо было ждать, будет ли Mercedes подавать протест? В прошлом году тоже была история с нарушением финансового регламента и прочая ерунда. Но какое настроение у вас сейчас, когда вы победили столь уверенно?
Макс Ферстаппен: Если честно, моё настроение никак от этого не зависит, потому что смотреть надо на результаты по ходу сезона в целом, а в 2021-м люди всегда говорили только о последней гонке. Но согласитесь, чемпионаты выигрываются благодаря выступлениям в течение всего сезона.
То же самое было в 2022-м. Да, в Японии была небольшая заминка, и пришлось ждать несколько минут, прежде чем стало понятно, стал я чемпионом или нет. Лично для меня подобные вещи не играют особой роли.
Я анализирую свои выступления не только после каждой гонки: я анализирую подготовку к гонкам и то, как я работаю за пределами трасс. То же самое относится и к этому году, и я считаю, что в плане результатов и моей работы он однозначно лучший. Но первая победа в чемпионате доставила самые сильные эмоции.
Вопрос: Между вашими тремя титулами есть разница. В 2021-м вы боролись с Mercedes до последней гонки, в прошлом году против Ferrari, но в какой-то момент они выпали из борьбы. В этом году ваш единственный соперник был в вашей же команде и боролся не слишком долго...
Макс Ферстаппен: Разумеется, хотелось бы видеть в Формуле 1 больше конкуренции, но мне не нужно соперничество с другой командой или напарником, чтобы максимально выкладываться. Я сам на себя оказываю прессинг и всегда стараюсь делать всё, что в моих силах, стараюсь подготовиться как можно лучше. Именно это мне нравится, и это единственное, на что я обращаю внимание.
Вопрос: Макс, вероятно обидно, что вы получите чемпионский кубок только через шесть недель или около того? После финиша спринта в «закрытом парке» президент FIA вручил вам табличку с цифрой два, но, вероятно, вам хотелось получить чемпионский кубок?
Макс Ферстаппен: Не вижу в этом проблемы, поскольку кубки выглядят одинаково. У меня уже есть два дома – они не меняются, просто добавляется имя. Так что всё в порядке, я могу немного подождать. Один чемпионский кубок стоит около моего симулятора, а второй рядом с телевизором.