Основатель и бывший владелец команды Minardi Джанкарло Минарди прокомментировал последние новости о ситуации на рынке пилотов, а также решение Фернандо Алонсо завершить карьеру в Формуле 1, ведь испанец дебютировал в чемпионате в 2001 году за рулём машины Minardi.
Вопрос: В конце сезона Формулу 1 покинет один из самых ярких, но противоречивых гонщиков – Фернандо Алонсо. Вы отлично его знаете. Какое наследие он оставит в Формуле 1, и что его ждет в заокеанских гонках?
Джанкарло Минарди: Я думаю, что Фернандо хочет заняться тем, что ему нравится, что помогает обрести гармонию в жизни. По-моему, он получил от автоспорта всё, хотя, возможно, у него меньше титулов, чем он заслуживал. Кроме того, он допускал ошибки, из-за которых выиграл меньше чемпионатов, чем некоторые из его соперников, которых я считаю слабее Алонсо.
Если всё пройдет хорошо, то Фернандо добьется того, что мало кому удавалось: добавит к титулам в Формуле 1 победы в Ле-Мане и Indy 500. Я думаю, что у него всё для этого есть – это было видно по его первым тестам в IndyCar, где он отлично со всем справлялся после пары десятков кругов! Благодаря Фернандо Алонсо серия IndyCar станет более популярной во всём мире. Однако Формула 1 потеряет яркого гонщика, двукратного чемпиона мира, который до сих пор в отличной форме. Он доказал это в Сингапуре, где великолепно провёл гонку и финишировал седьмым – учитывая потенциал его машины, это отличный результат.
Несмотря на свои 37 лет, он по-прежнему отлично выступает в одной из крупнейших команд и добивается впечатляющих результатов. Кроме того, я хотел бы кое-что сказать о сложном характере гонщиков – в любом спорте у всех чемпионов сложный характер, и с ними непросто работать.
Вопрос: Один ветеран покинет Формулу 1, второй – Кими Райкконен – продолжит карьеру в Sauber. Несколько дней назад вы сравнили его карьеру с историей Микеле Альборето. Можете ли вы напомнить молодежи несколько эпизодов из карьеры этого гонщика?
Джанкарло Минарди: Всё очень просто: Микеле начал профессиональную карьеру, когда в далёком 1981 году благодаря Minardi перешёл из европейской Формулы 3, где завоевал титул, в Формулу 2. Там он также завоевал поул и выиграл гонку за Minardi. После этого он выступал во всех легендарных командах Формулы 1, в том числе и в Ferrari, и завершил карьеру в Minardi, заработав для команды несколько очков.
Я сравнил Кими с ним, потому что карьера финна началась в Формуле Renault и быстро развивалась. Он дебютировал в Формуле 1 в составе Sauber, затем сразу перешёл в McLaren, оттуда в Ferrari, стал чемпионом мира, а в конце своей великолепной карьеры вернётся в команду, с которой начинал. Это первый позитивный момент.
Второй позитивный момент – Райкконен переходит в Sauber не для того, чтобы, рассуждая футбольным языком, «перезимовать». Там он будет исполнять роль старшего брата для молодого перспективного гонщика, и мы все ждём официального заявления о том, кто это будет. Контракт Кими с Sauber – великолепная новость для Ferrari, которая всё это устроила, а также для Sauber, ведь она получила очень опытного гонщика, который поможет ей воспитать молодого гонщика. Если этот молодой гонщик сможет опередить Кими, то получит блестящий шанс перейти в более сильную команду.
Вопрос: Поговорим о молодых гонщиках: в Ferrari пригласили Шарля Леклера, а в McLaren – Ландо Норриса – это ещё один пример того, как участники молодежных программ переходят в крупные команды…
Джанкарло Минарди: Молодежные программы – это хорошо, и мы надеемся, что они продолжат развиваться. К сожалению, в Формуле 1 мало мест, поэтому многим молодым гонщикам приходится делать карьеру в других чемпионатах. Слушатели Гоночной академии Ferrari Леклер, Джовинацци, Фуоко добились значительного прогресса и стали настоящими профессионалами. Теперь они должны сделать финальный шаг, и Леклеру это уже удалось – это важное достижение для всей программы.
С другой стороны, в Red Bull помогали многим гонщикам, но, к сожалению, некоторым из них не хватило целеустремлённости, и сейчас эта программа оказалась в кризисе. У Red Bull нет готовых гонщиков, способных занять место в Toro Rosso.
Впрочем, есть и другие молодые пилоты, которые уже выступали в Формуле 1, а сейчас оказались в сложной ситуации – например, Окон и Вандорн. К сожалению, в Формуле 1 всего 20 машин, и Райкконен «отнял» место у молодого гонщика.
Я читал много мнений о возможном появлении третьих машин – об этом говорил и Тото Вольфф. Кстати, идея мне нравится, но в этом случае возникает ещё одна проблема, которая может стать типичной для Формулы 1 – это риск появления машин-клонов. Сейчас у нас четыре заводских команды: Ferrari, Mercedes, Renault и Red Bull Racing, которую я считаю заводской командой, хотя формально у неё другой статус. Они могли бы строить клоны собственных машин. Подобный клон уже существует – это Haas F1. Из-за них настоящие команды вроде Williams и McLaren вынуждены бороться за 10-12 места, а это должно нас заставить задуматься. Однако в нынешней ситуации появление третьей машины стало бы реальной помощью талантливой молодежи.
Вопрос: У тех, кто плохо разбирается в Формуле 1, складывается впечатление, что команды стараются раньше остальных получить молодого перспективного гонщика, а в итоге не дают ему основательно подготовиться к дебюту. Речь идет о ситуации вроде той, в которой оказался Макс Ферстаппен.
Джанкарло Минарди: Контракт Ферстаппена предусматривал, что если к нему проявит интерес топ-команда, то его освободили бы от обязательств перед Toro Rosso. В Red Bull Racing были готовы его взять, и он очень рано перешёл в эту команду.
Очевидно, что сложно обязать гонщика перейти туда, где он не хочет выступать. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что тот, кто уже выступает в команде, но забыл, на какие жертвы ему пришлось ради этого пойти, может возражать против появления молодого гонщика. Например, я предполагаю, что в случае с Леклером внутри команды шли непростые переговоры, ведь Феттель был против его перехода в Ferrari – так же, как он возражал против работы с Даниэлем Риккардо.
Вопрос: Нелегко найти правильный рецепт, чтобы в Формуле 1 правильно менялись поколения...
Джанкарло Минарди: Это нелегко, но, по-моему, если не обсудить это в спокойной обстановке, ситуация будет становиться всё сложнее...
Вопрос: Многие болельщики были недовольны недавним Гран При Сингапура, а именно тем, что он больше напоминал гонки на выносливость, где всё решало умение работать с резиной, а разница между временем на круге в квалификации и гонке была слишком большой. В современной Формуле 1 привлекают только поломки, аварии или перемена погоды. Как вернуть в спорт то, что он, возможно, утратил за последние годы?
Джанкарло Минарди: Нелегко всё изменить по мановению волшебной палочки. Надо вместе много работать и постараться что-нибудь изменить, чтобы Формула 1 стала более привлекательной. Или надо четко объяснить, что происходит с шинами, с потреблением топлива и так далее. Мы видели, что разница между временем на круге в квалификации и в гонке составляет девять или десять секунд. Это неприемлемо. Это разница в скорости между машиной Формулы 1 и Формулы 2. Такого быть не должно, тем более что нам не объясняют, почему это происходит.
Вопрос: И последний вопрос: кто выиграет титул?
Джанкарло Минарди: Я думаю, что Льюис Хэмилтон завоюет пятый титул, но никогда не говори никогда. Впереди ещё шесть гонок, поэтому может произойти всё, что угодно.