McLaren закончит сезон на четвёртом месте в Кубке конструкторов – это лучший результат с 2012 года. По мнению Ландо Норриса, свою роль сыграло решение команды начать с чистого листа...
Вопрос: Впереди финальная гонка дебютного сезона. Как вы оцениваете его итоги?
Ландо Норрис: Я доволен сезоном. В этом году было немало позитивных моментов. Перед началом сезона я не был уверен в том, как у нас всё сложится. Здорово, что мои опасения оказались напрасными: я хорошо справился, почувствовал уверенность, постоянно прогрессировал и добился отличных результатов. Я этим доволен, хотя ещё многое нужно улучшить.
Что касается команды, результаты говорят сами за себя. Вспомните наши позиции в прошлом году, результаты в квалификациях и в гонках, в Кубке конструкторов – в этом году всё совершенно иначе, и это о многом говорит. Мы можем быть довольны итогами сезона, но предстоит ещё многое сделать, чтобы побороться с Red Bull Racing, Ferrari, Mercedes.
Вопрос: Почему у вас были сомнения перед началом сезона? В чём они заключались?
Ландо Норрис: Всё просто: я сомневался, смогу ли я хорошо выступать, буду ли достаточно быстр на фоне напарника, который провёл четыре года в Формуле 1, да и вообще – как я буду выглядеть в Формуле 1 на фоне множества сильных гонщиков. Я сомневался, смогу ли стабильно хорошо выполнять свою работу. Мне не хватало веры в себя. Но уже после Гран При Австралии я почувствовал уверенность.
Вопрос: Смелое заявление – не каждый гонщик может сказать, что ему не хватает уверенности в себе...
Ландо Норрис: Спасибо! Если бы у меня оставались эти проблемы, я бы не стал о них говорить. Но поскольку сейчас я больше уверен в себе, команда верит в меня, а я – в неё, я доволен.
Вопрос: Вы хотели подождать ещё год, прежде чем переходить в Формулу 1?
Ландо Норрис: Нет. Ещё один год тест-пилотом ничего бы не изменил. К некоторым моментам невозможно подготовиться – к прессингу в квалификации или перед стартом гонки. Многое можно отработать на предсезонных тестах, но всё меняется, когда начинается квалификация или гонка. В борьбе с соперниками вы испытываете совершенно другой прессинг, чем на тестах.
Иногда на тестах я показывал отличную скорость, не уступая Алонсо или Вандорну. Это добавляло мне уверенности, но ничего не значило. Это не давало гарантий, что в Австралии я отлично выступлю в квалификации или в гонке. Именно поэтому ещё один сезон в роли тест-пилота мне ничего бы не дал.
Вопрос: Вы потеряли много очков из-за инцидентов не по своей вине…
Ландо Норрис: Было немного обидно, но я всё равно не знаю, как могли развиваться события. Первые несколько инцидентов меня не сильно беспокоили – я знал, что такое бывает, но потом они стали происходить слишком часто. Я понимал, что ничего не могу изменить или как-то повлиять – это не наша ошибка. Такое случается.
Я легко забыл о первых инцидентах, но последующие неудачи меня беспокоили гораздо больше, ведь, например, в Спа я мог добиться своего лучшего результата в сезоне. Что касается инцидента на пит-стопе в Мексике – такое случается, и я ничего не мог сделать, надо двигаться дальше. Оглядываясь назад, я понимаю, что из-за всего этого я потерял много очков в личном зачёте. Не всё, но многое произошло не по моей вине, и я не мог на это повлиять. Готовясь к следующему сезону, я должен просто забыть об этом.
Вопрос: Что вас удивило больше всего?
Ландо Норрис: Ничего такого. Мне многие задают подобный вопрос, но в этом году не было ничего такого, что стало для меня неожиданностью. Мне кажется, в этом заслуга команды, а также моей работы в прошлом году и в межсезонье – я провёл на базе столько дней, готовясь ко всему, что меня ничего не удивляло. Было много сложностей, но ничто не стало для меня неожиданностью и не заставило совершить серьезную ошибку.
Вопрос: В этом году McLaren улучшила не только машину – команда сильно изменилась...
Ландо Норрис: Одна из главных перемен – мы начали с чистого листа: у нас молодые гонщики, новые люди, новое руководство, к нам присоединился Андреас Зайдль... Произошло много перемен, и это освежило команду.
Кроме того, поскольку последние годы получились неудачными, перед началом этого сезона мы не переоценивали свои возможности, как порой бывало раньше. На этот раз мы не стали ничего прогнозировать.
Вопрос: Что ещё предстоит сделать? Какие проблемы остались?
Ландо Норрис: Машине не хватает прижимной силы, хотя мы улучшили ситуацию по сравнению с прошлым годом. Но дело не только в прижимной силе – нужно добиться от машины большей эффективности, чтобы она одинаково хорошо работала в разных условиях, с разными настройками антикрыльев, в разных типах поворотов, на разных скоростях.
Сейчас на некоторых трассах она конкурентоспобна, а другие ей вообще не подходят. Мы стараемся сделать её такой, чтобы в идеале ей подходили все трассы, или, по крайней мере, разница в скорости между разными трассами была не столь велика.