Молодые российские пилоты Егор Оруджев и Матевос Исаакян в этом году выступают в Формуле V8 3.5, но в Ле-Мане было объявлено, что в дополнении к этому они сядут за руль Dallara категории LMP2 в составе команды SMP Racing в оставшейся части сезона ELMS.
Сразу после пресс-конференции мы поговорили с молодыми гонщиками о том, с чем связан столь крутой поворот в их карьере. К нашему разговору присоединился руководитель молодёжной программы SMP Racing Пётр Алёшин...
Вопрос: Егор, Матевос, вы утверждали, что сами изъявили желание выступать в серии ELMS на прототипе Dallara в этом сезоне. Однако нельзя сказать, что вам в этом году не хватает практики за рулём. Для чего вам это нужно?
Егор Оруджев: Я считаю, что для гонщика важно разнообразие. Как и в любом другом виде спорта, если ты начинаешь привыкать к какой-то одной серии, это тормозит твоё развитие. Да, ты знаешь машину, но не прогрессируешь как пилот. Здесь же у нас есть возможность узнать что-то новое, так что в любом случае это полезно. На самом деле, многие гонщики практикуют подобное – Ваксивьер, Розенквист и так далее. На мой взгляд, мы получим полезный опыт, так что, уверен, это хорошее решение.
Матевос Исаакян: Я считаю, что это шаг в правильном направлении. Не только потому, что, как сказал Егор, это поможет мне стать лучше как пилоту, но и позволит мне самому понять, куда я хочу двигаться в будущем.
Вопрос: Есть какие-то грани гоночного мастерства, которые, на ваш взгляд, в ELMS можно развить быстрее, чем в младших формулах?
Егор Оруджев: Да, знание машины. Если ты работаешь с машиной дольше, то получаешь возможность лучше её понять. В ELMS даже есть онлайн-трансляция телеметрии – у нас таких технологий нет, мы меньше проводим времени за рулём, у нас гораздо короче гонки, то есть с машиной мы работаем меньше. Здесь же возможностей больше, так что это шаг вперёд.
Матевос Исаакян: Хотя шины в ELMS изнашиваются не так быстро, как в формулах, из-за большой продолжительности гонки нужно мыслить стратегически. Всё в любой момент может поменяться, и это очень полезный опыт для гонщика.
Вопрос: Вы бы хотели выступать в одном экипаже или в разных?
Матевос Исаакян: В одном. Думаю, за время выступления в AVF by SMP Racing мы очень сдружились.
Егор Оруджев: Да, я согласен. Выступая в одной команде, мы видим, что один из нас постоянно быстрее, и это не отдаляет нас друг от друга, а заставляет больше работать. И если мы будем работать в одном экипаже и вместе добьёмся успеха, то это нас сблизит ещё больше. Так что нам приятно, что мы будем работать вместе.
Вопрос: Но в Формуле V8 3.5 каждый из вас воспринимает другого как главного соперника, как это обычно бывает в автоспорте, или на первом месте командные интересы?
Егор Оруджев: Разумеется, мы работаем раздельно. Начинаем с одного, но затем идём разными путями в настройках, потому что у нас разный стиль пилотирования. Если что-то идёт не так, ты не обращаешь внимания на напарника, у тебя свои заботы. Если же один быстрее другого, то, наоборот, обмениваемся советами, потому что это возможность где-то прибавить, чему-то научиться. И это позволяет обоим быстрее прогрессировать, позволяет обоим подниматься на подиум, что пока получалось у нас по ходу каждого уик-энда, хотя бы в одной гонке. Наша цель – стабильные результаты, и если машина позволяет, то мы её реализуем.
Вопрос: Матевос, Егор делится с вами своей телеметрией?
Матевос Исаакян: Конечно!
Егор Оруджев: Это нормально. У нас не Формула 1, где каждый сам за себя. Так как у нас моносерия, мы стараемся использовать все возможности стать быстрее, и сравнение телеметрии – одна из таких возможностей.
Вопрос: То, что у вас разные стили пилотирования, может помешать в ELMS?
Егор Оруджев: В том-то и дело, что это новый опыт – придётся настраивать машину не только под себя, но и под напарника, это задача для нас обоих.
Матевос Исаакян: В Формуле V8 3.5 мы всегда начинаем уик-энд на одинаковых настройках, но к одной трассе больше подходит стиль Егора, к другой – мой, и мы должны чем-то жертвовать, находить оптимальные траектории.
Вопрос: Позади почти половина сезона в Формуле V8 3.5. Какие цели вы ставите перед собой теперь, когда расстановка сил более или менее ясна?
Егор Оруджев: Цели особенно не поменялись, задача по-прежнему бороться за первое место. Конечно, сейчас это тяжело – есть команда Lotus, которая далеко впереди остальных. Их машины очень быстры – иногда едешь позади них и просто не понимаешь, как это возможно. Плотность результатов в серии по-прежнему высокая, всё время нужно выжимать максимум.
Матевос Исаакян: Да, они выступают в какой-то другой лиге. Так все говорят, не только мы.
Вопрос: Почему, на ваш взгляд, техническое преимущество Lotus настолько велико?
Егор Оруджев: На одном круге с ними ещё можно тягаться, но в гонке… Когда едешь позади, пытаешься держаться, но через несколько кругов у нас начинает изнашиваться резина, а у них нет. Либо ты допускаешь ошибку, потому что пилотируешь на пределе. А они совершенно не напрягаются, и это видно. Помогает только то, что они плохо стартуют!(смеются)
Пётр Алёшин: Второй год независимо от уровня пилотов, которые за них выступают, они намного впереди остальных. Это всех изумляет. В Монце в Ascari, где машины всегда на пределе, они едут быстрее, даже не используя всю ширину трассы. Как такое может быть?
Вопрос: То есть, в паддоке есть подозрения в том, что с Lotus не всё чисто?
Егор Оруджев: У всех, если честно, подозрения, не только у нашей команды.
Пётр Алёшин: Да это уже не подозрение, а уверенность. Просто никто не может понять, где именно они что-то такое сделали, не могут схватить за руку.
Вопрос: А что думают организаторы серии на этот счёт?
Пётр Алёшин: Пока нет конкретных претензий технической инспекции, то мы не можем говорить о чём-то всерьёз. Но доминирование одной команды в моносерии, независимо от пилотов, конечно, вызывает недоумение.
Вопрос: Пётр, а что вы думаете по поводу выступления вашей молодёжи в гонках на выносливость? Ведь вы всегда ориентировались именно на формульные категории – и ваша программа поддержки изначально называлась «Наша формула»…
Пётр Алёшин: Да, это так. Дело в том, что когда ты растишь молодого пилота, ориентироваться на какие-то другие, не формульные категории нет смысла. Наша задача – подготовить хорошего пилота, есть школа, есть система подготовки, и всё это завязано на формулы. А дальше, когда гонщик доходит до уровня Формулы V8 3.5 или Формулы 2, возникает вопрос: ты подготовил профессионального пилота, что делать дальше? Можно пойти в прототипы, можно пойти в DTM… Можно и в Формулу 1 – это лишь вопрос денег. Но стоит ли оно того? Потому что гонщик почти наверняка окажется в слабой команде. А есть ли смысл платить колоссальные деньги, чтобы гарантированно быть шестым с конца?
С другой стороны, гонки на выносливость сейчас бурно развиваются. Раньше это были категории для возрастных гонщиков, которые приходили туда после длинной карьеры в формулах, но сейчас обратите внимание, кто выступает в Ле-Мане, в WEC – молодые пилоты, ещё вчера выступавшие в младших формульных категориях.
Вопрос: Да, но они идут туда потому, что у них нет денег на Формулу 1...
Пётр Алёшин: Совершенно верно. Но если для того, чтобы попасть в какую-то спортивную категорию, нужны какие-то невероятные деньги, то это значит, что что-то не в порядке. Я в этом глубоко убеждён.
Вопрос: Егор, при прочих равных условиях, вы бы предпочли выступать в Ле-Мане или в Формуле 1?
Егор Оруджев: Пару лет назад я бы однозначно назвал Формулу 1, но приоритеты действительно меняются, и, честно говоря, сейчас многих не устраивает то, что представляет собой Формула 1. Там ты фактически не борешься с другими пилотами, ты сражаешься только с одним человеком – твоим напарником. Поэтому с точки зрения спорта это не слишком интересно и финансово почти нереально.
Вопрос: То есть, в Формулу 1 вы не хотите?
Егор Оруджев: Не то, чтобы не хочу… Конечно, все туда хотят, это вершина автоспорта. Но это уже не главная мечта жизни. Было бы здорово оказаться в Ferrari или Mercedes, но это практически нереально. Если ты ограничен скоростью своей машины, для пилота в этом нет ничего хорошего. У тебя нет шансов на подиум, нет возможности проявить себя.
Матевос Исаакян: Я тоже соглашусь, что сейчас приоритеты немного меняются. Конечно, попасть в Формулу 1 было бы шикарно, но…
Пётр Алёшин: Вот хорошее слово – шикарно! Это абсолютно чёткое определение для Формулы 1.