На встрече с прессой в паддоке бразильского автодрома Кими Райкконену пришлось отвечать на вопросы, связанные с его бывшим напарником, Фелипе Массой, который в этот уик-энд проводит свою последнюю гонку Формулы 1 на домашней трассе.
Вопрос: Гонщики, кому доводилось выиграть Гран При Бразилии, говорят, что победа на этой трассе доставляет фантастическое удовольствие. Как тогда одним словом можно описать чувства, которые вы испытали, когда стали здесь чемпионом мира?
Кими Райкконен: Конечно, это было хорошо. В прежние годы в Бразилии часто проходила последняя гонка сезона, и выступать здесь всегда было интересно в том числе и потому, что с Интерлагосом связано большое историческое наследие, а в чемпионате выступали отличные бразильские гонщики. Местная публика страстно любит Формулу 1, так что сюда всегда здорово приезжать.
Вопрос: Ваш бывший напарник Фелипе Масса проводит свой последний Гран При: можете ему что-нибудь пожелать?
Кими Райкконен: Очевидно, что все рано или поздно проведут свою последнюю гонку, но в его случае она проходит у него на родине. Да, мы были напарниками, и у нас сложились очень хорошие отношения, но сейчас Фелипе принял своё решение и делает то, что считает наиболее правильным. Я просто желаю ему всего наилучшего во всех делах, какими он собирается заняться.
Вопрос: Как вы считаете, почему здесь гонки часто проходят лучше, чем на многих других трассах? И что нужно, чтобы добиться в Бразилии высокого результата?
Кими Райкконен: По-моему, есть несколько трасс, где гонки обычно проходят интереснее, чем в других местах, но я не знаю, чем это объясняется. Многое зависит от особенностей конфигурации, плюс здесь не так много поворотов, а круг довольно короткий, так что результаты очень плотные. Но гонки на этой трассе действительно проходят очень интересно, и дело тут всё-таки в конфигурации, потому что ты можешь преследовать соперников вплотную, а длинная прямая способствует обгонам. На каких-то трассах возможностей для этого больше, на каких-то меньше, к сожалению.
Вопрос: Что требуется от машины, чтобы она позволяла бороться за высокий результат?
Кими Райкконен: Как и на любом другом автодроме. Когда здесь поменяли асфальт – в прошлом году или в позапрошлом? Новое покрытие обеспечивает более высокий уровень сцепления, и машина должна хорошо справляться со всеми участками трассы. Хотя со стороны кажется, что она не такая уж сложная, но проехать круг с хорошим временем непросто. На длинной прямой, которая идёт на подъём, машине нужна высокая максимальная скорость, а в поворотах извилистого сектора она должна хорошо держать трассу.
Вопрос: Возвращаясь к вашему титулу: какие воспоминания сохранились у вас о том дне?
Кими Райкконен: Конечно, только отличные воспоминания, ведь это был мой первый сезон в составе Ferrari, и нам удалось выиграть чемпионат. Год был непростой, хотя он неплохо начинался, но в середине сезона я столкнулся с некоторыми трудностями. Всё-таки мы смогли отыграться, и концовка сложного сезона получилась отличной, хотя я был в ситуации, когда мне было нечего терять, и в этом смысле та финальная гонка была проще, чем какие-то другие.
Но трасса действительно уникальная, в прошлом мне не раз удавалось показывать здесь неплохие результаты, хотя и не всегда. Но то же самое можно сказать обо всех автодромах: если выступать в чемпионате достаточно долго, то неизбежно какие-то гонки будут лучше, какие-то – хуже. Но в Бразилии мне нравится.
Вопрос: На пресс-конференции FIA сегодня много говорили о непоследовательности решений стюардов, высказывались разные мнения, и одно было таким: гонщиков надо штрафовать за любой выезд за пределы трассы. А вы как считаете?
Кими Райкконен: Не знаю. Штрафов много, правил тоже, и такие решения должны принимать те, кто составляет правила. Посмотрим, что произойдёт в будущем, но все ситуации разные. В каких-то случаях ты один на трассе, в других – ведёшь острую борьбу с соперниками, и тогда отследить нарушение проще. Но когда ты едешь в одиночестве, ни с кем не борешься и не попадаешь в объективы телекамер, вам многое сходит с рук.
В прошлом, когда были гравийные ловушки, всё было проще, потому что, оказавшись там, гонщик терял немало времени. Но поскольку сейчас трассы используются не только для гонок Формулы 1, но и для MotoGP, а также для других категорий, то там предпочитают, чтобы зоны безопасности были покрыты асфальтом, а не гравием. Автодромы должны быть готовы принимать разные гонки, а сделать так, чтобы все были в равной степени довольны, невозможно. Приходится идти на компромисс.
Вопрос: Если вернуться к Фелипе Массе: вашими напарниками были разные гонщики, в том числе чемпион мира. Как бы вы оценили уровень Фелипе?
Кими Райкконен: Когда мы с ним выступали в одной команде, он показывал отличную скорость, и хотя в его карьере были сложные периоды, могу сказать, что он до сих пор быстрый гонщик. Твои результаты зависят от многих факторов – от машины, от команды, и с годами ситуация может меняться, но это не значит, что вы растеряли былую скорость. С Фелипе у меня связаны исключительно хорошие воспоминания!
Вопрос: Весь год Ferrari работает над повышением скорости машины, поскольку она несколько ниже, чем хотелось бы. С чем связаны проблемы? С несовершенной аэродинамикой? И есть ли поводы надеяться, что в следующем году ситуация улучшится?
Кими Райкконен: Да, весь год мы ищем решение, ведь нам нужно улучшить сцепление, повысить мощность, мы хотим стать быстрее. Звучит просто, но на самом деле, к сожалению, всё гораздо сложнее. В последнее время нам удалось разобраться с многими вещами, и я верю, что к следующему году эти проблемы будут ликвидированы. Хотя невозможно прогнозировать, каких результатов мы добьёмся, опыт, полученный в этом сезоне, позволяет надеяться, что в 2017-м мы будем выглядеть неплохо.