Подписав контракт с Red Bull Racing в 2014-м, Даниэль Риккардо опередил Себастьяна Феттеля и закончил сезон на третьей строчке в личном зачёте. Повторить это ему удалось только в минувшем сезоне. В интервью австрийскому Motorsport-Magazine Даниэль вспоминал 2014-й, говорил о своём прогрессе и главном сопернике...
Вопрос: В Германии вы провели сотый Гран При. Как вы изменились за это время?
Даниэль Риккардо: Очень сильно. Сначала за рулём HRT и первые полгода в Toro Rosso я старался разобраться, сориентироваться в этом мире. С тех пор я каждый год прибавлял, становился более зрелым гонщиком, лучше пилотировал. Сейчас я знаю, на что способен, знаю инженеров и команду, понимаю, сколько времени должно продолжаться подобное интервью. За 100 Гран При я невероятно прибавил.
Вопрос: В Формуле 1 много поездок и общения с журналистами?
Даниэль Риккардо: Да! Поездок и общения с журналистами действительно очень много, при этом надо успевать тренироваться, адаптироваться к постоянной смене часовых поясов. Важно всё планировать, понимать, сколько времени можно посвятить тому или иному делу. Нужно оптимально организовать свой график, чтобы в итоге хорошо подготовиться к гонке.
Вопрос: Вы не были к этому готовы, когда дебютировали в Формуле 1?
Даниэль Риккардо: Это важный процесс, которому нужно учиться. Подготовиться к этому заранее невозможно. В этом главная сложность Формулы 1. В молодежных сериях не так много гонок, а в Формуле 1 у вас нет свободного времени: каждый день что-то происходит.
Вопрос: В 2014-м вы опередили Себастьяна Феттеля – три победы и 238 очков, а он не выиграл ни одной гонки и заработал только 167 очков. Многие не ожидали подобного. Вы тоже были удивлены такими результатами?
Даниэль Риккардо: Пожалуй. В начале сезона я предполагал, что буду конкурентоспособен в борьбе с напарником. Я не ожидал, что смогу регулярно его опережать, но надеялся в нескольких гонках выступить лучше. Но для меня стало сюрпризом, что разница окажется настолько большой. Я выиграл в Канаде, но некоторые всё равно говорили: «Ладно, Себастьян выиграет в следующий раз». Но затем я одержал еще одну победу, а после этого – еще одну. Тогда все поняли, что я могу не только быть быстрым, но и стабильно добиваться успеха. Это был хороший год для меня.
Вопрос: Изменились правила, увеличился крутящий момент, стало меньше прижимной силы. Вам больше подошли эти перемены, чем ему?
Даниэль Риккардо: Точно не знаю. Возможно, эти перемены более негативно повлияли на Себастьяна. Раньше он был лидером, выступал за рулём машины с очень большой прижимной силой, но затем получил то, к чему не привык, в частности, тормоза с системой brake-by-wire.
С моторами V6 всё было немного по-другому. Он привык к очень эффективным двигателям, а затем мы внезапно оказались в средней группе. Вероятно, его это расстроило, он хотел добиваться большего от машины, а это оказалось невозможно.
Вопрос: Со стороны казалось, что Себастьяна не устраивает ситуация, в которой оказалась Red Bull Racing. Вы чувствовали нечто подобное?
Даниэль Риккардо: Сложно сказать. Возможно, совсем немного. Если не добиваешься желаемых результатов, то испытывать разочарование – это нормально. Так же было со мной в нескольких предыдущих гонках. Я тоже был недоволен результатами.
Но Себастьян сохранил хорошие отношения с командой. У него никогда не было крупных ссор. Даже когда я побеждал, он всегда относился к этому с уважением, поздравлял меня. Это здорово с его стороны.
Вопрос: Вас изменил сезон 2014 года?
Даниэль Риккардо: Да, тот сезон многое изменил. Я почувствовал уверенность в себе, которая была необходима, чтобы продолжать в том же духе. Но изменился не только я – с тех пор меня уважают руководители команд и другие гонщики.
Вопрос: Руководители каких команд?
Даниэль Риккардо: Если мы встречались в паддоке, например, с Тото Вольффом или Стефано Доменикали, они здоровались со мной и хвалили за выступления.
Вопрос: Вам не предлагали контракты?
Даниэль Риккардо: Нет. Но раньше они просто проходили мимо. Хорошие результаты позволили мне заслужить признание, почувствовать большую вовлеченность в чемпионат – я был не просто каким-то гонщиком, а частью Формулы 1. Здорово приезжать на трассу и понимать, что машина будет быстра. Я рад быть одним из этих парней.
Вопрос: После 2014 года не всё складывалось так, как вам хотелось. Вы согласны?
Даниэль Риккардо: В том году всё получилось. Только в Австралии меня дисквалифицировали, в одной гонке возникли механические проблемы, но остальные прошли для меня успешно.
В 2015-м, выступая с Даниилом Квятом, я потерял несколько очков из-за невезения, возникло несколько механических проблем. В этом году произошло то же самое, особенно в Барселоне и Монако. Но так бывает и в обычной жизни – месяц складывается удачно, затем неделю не везёт в работе или в отношениях. Надо переждать бурю. У Себастьяна неудачный год пришёлся как раз на 2014-й, а в 2015-м он снова стал добиваться успехов.
Вопрос: Важна ли в Формуле 1 удача?
Даниэль Риккардо: Удача – это то, чего на самом деле не существует. Но она есть. И она нужна. Впрочем, неудачи можно предотвратить при правильной подготовке. Если мы с командой хорошо подготовимся, нам не придётся полагаться на удачу.
Вопрос: В Монако и Барселоне казалось, что удача от вас отвернулась. Все увидели другого Даниэля Риккардо. Вы знали о такой стороне своего характера?
Даниэль Риккардо: Да, но таким меня видели немногие. Я рад, что меня узнали и таким. И что команда это увидела. Команда хорошо меня знает. Я много шучу, но могу быть и очень серьезным. Я очень серьезно отношусь к спорту. По-моему, хорошо, что все увидели, насколько я мотивирован.
Я хочу добиваться успехов. Не хотелось бы уйти из Формулы 1, не завоевав титул. И я очень много работаю над этим.
Вопрос: В команде что-то изменилось с приходом Макса Ферстапппена. Что вы думаете об этом, как относитесь к новому напарнику?
Даниэль Риккардо: После появления Макса в команде происходит много хорошего. Мы мотивируем друг друга и чаще сражаемся за подиум. Макс действительно очень быстр. Несмотря на юный возраст, он не новичок в автоспорте и многое умеет. Как в квалификациях, так и в гонках. Он мотивирован и очень опытен для своего возраста. В команде отличная атмосфера, это здорово помогает.
Вопрос: В одном из номеров нашего журнала была статья под заголовком «Макс Ферстаппен: вундеркинд или плохой парень?» Что вы о нём думаете?
Даниэль Риккардо: Сейчас я назвал бы его вундеркиндом. Макс – самый молодой победитель Гран При. Будет интересно наблюдать за его развитием. Он добился невероятных успехов в столь юном возрасте. Посмотрим, насколько он психологически готов с этим справиться. Но я считаю, что до сих пор у него всё это получалось.
Вопрос: А Макс сказал, что он плохой парень!
Даниэль Риккардо: Это бомба замедленного действия! (смеется)