Подводя итоги сезона, руководитель Toro Rosso Франц Тост считает, что в 2016 году его команда выступила хуже своих возможностей, но есть надежда, что в следующем сезоне ситуация улучшится.
Вопрос: Если анализировать работу Toro Rosso с точки зрения эффективности машины и её технического потенциала, то команда находится в лучшей форме, чем когда-либо. Вы согласны?
Франц Тост: Всё зависит от того, как вы смотрите на ситуацию. Если вспоминать историю Toro Rosso, то надо рассматривать два периода. Первый длился с 2006-го по 2009-й гг., когда мы тесно сотрудничали с компанией Red Bull Technology и фактически получали в готовом виде весь аэродинамический обвес. Второй период начался в 2010-м и продолжается до сих пор. Это связано с изменением технического регламента, с введением перечня компонентов машины, которые команды обязательно должны разрабатывать самостоятельно.
И если говорить об этом втором периоде в истории команды, однозначно, что в 2016-м мы выступали лучше, чем во все предыдущие сезоны, начиная с 2010 года. В 2009-м нам пришлось заниматься перестройкой инфраструктуры Toro Rosso, чтобы она соответствовала обновлённому регламенту, т.е. мы должны были создать собственный конструкторский отдел, департамент аэродинамики и CFD. Более того, тогда же нам пришлось расширять и производственный участок, что было вполне логично.
В последние три-четыре года мы стабильно развиваемся, и я бы сказал, что в машине 2016 года был воплощён опыт работы нескольких предыдущих лет, так что в целом STR11 – действительно весьма эффективное шасси. Но, разумеется, меня не устраивают итоги сезона с точки зрения заработанных очков. Их могло быть и больше. Но это, наверное, вам скажут почти в любой команде.
Вопрос: Формирование команды полностью завершено, или она ещё будет расширяться?
Франц Тост: Штат команды соответствует нашим собственным стандартам, потому что это всегда вопрос финансового бремени. Бюджет, которым мы располагаем, позволяет нам нормально работать, и пока не стоит ждать каких-то серьёзных перемен. Я хочу сказать, что мы принимаем на работу лишь нескольких новых специалистов, но несколько человек от нас уходят. Всего у нас работает порядка 250 человек – это если считать и сотрудников базы в Фаэнце, и наших специалистов, ведущих аэродинамические исследования в Великобритании. В следующем году никаких изменений не планируется.
Вопрос: Когда менялся технический регламент, и Toro Rosso пришлось быстро переходить к самостоятельной разработке многих компонентов, как это отразилось на бюджете команды?
Франц Тост: Здесь надо быть осторожнее в оценках. Даже когда мы использовали множество деталей, разработанных силами Red Bull Technology, мы тоже тратили довольно много денег. Уже в тот период мы должны были заниматься производством ряда компонентов, но, как я уже говорил, в то время нам не нужно было содержать большой конструкторский отдел, а когда сотрудников меньше, то и расходы ниже.
Вопрос: Американская команда Haas F1 пошла по тому же пути, который вы избрали изначально, но Toro Rosso потом пришлось менять стратегию развития. Получается, вернуться к прежней схеме вы уже не можете, даже если бы позволил технический регламент…
Франц Тост: Да, в Haas работают с Dallara, но также тесно сотрудничают с Ferrari. Мне со стороны сложно судить, в какой мере Ferrari участвует в этом проекте, но полагаю, что всё делается в соответствии с правилами. Всё зависит от того, как будет выступать команда в своём втором, третьем и четвёртом сезоне.
Haas успешно дебютировала в Формуле 1, но машина 2016 года уже осталась в прошлом. Разработать новое шасси в соответствии с регламентом 2017 года – это уже совсем другая история. Для этого необходима соответствующая инфраструктура, но, кстати, Toro Rosso и Red Bull Technology по-прежнему сотрудничают. Мы полностью используем системы трансмиссии и гидравлику Red Bull Technology.
Вопрос: Кроме того, в новом сезоне у вас будут такие же силовые установки, как и у Red Bull Racing?
Франц Тост: Да, теперь мы вновь будем использовать двигатели Renault. Компоновка коробки передач несколько изменится, это связано и с особенностями новой силовой установки, и с аэродинамикой. И здесь мы тесно сотрудничаем с Red Bull Technology: взаимодействие двух команд даёт хороший синергетический эффект.
Вопрос: У вас есть возможность дальнейшего расширения такого сотрудничества в будущем?
Франц Тост: В 2016 году это было непросто, тем более, мы использовали силовые установки Ferrari. У разных производителей двигателей очень разный подход к проблеме охлаждения, и всё это в свою очередь отражается на аэродинамике. Кроме того, остаётся в силе перечень компонентов, которые команды должны разрабатывать самостоятельно: переднее крыло, заднее крыло, монокок, диффузор, боковые понтоны и кожух двигателя. Но, как и раньше, мы ведём переговоры с Red Bull Technology, чтобы понять, в какой мере мы можем использовать возможности двух команд в будущем.
Вопрос: Вернёмся к спортивным результатам: вы уже говорили, что результаты не вполне отражают потенциал команды. Чем вы это объясняете?
Франц Тост: По сути, ситуацию 2015-го и 2016 года сравнивать нельзя. В прошлом году наши сложности в основном объяснялись многочисленными техническими проблемами, происходившими отчасти по нашей вине, отчасти по вине наших партнёров. В этом году таких сложностей было меньше, но вмешались другие обстоятельства, и сезон сложился не так, как мы рассчитывали. Все допускали разного рода ошибки. Надеюсь, в будущем нам удастся избежать их повторения. К нам присоединился Джон Бут, он консультирует команду по гоночным вопросам, а также в области гоночной стратегии. Это опытный человек, и его вклад, безусловно, будет полезным.
Вопрос: Что вы ждёте от следующего года, когда Toro Rosso будет использовать точно такие же силовые установки, какие будут установлены на машинах заводской команды Renault и Red Bull Racing?
Франц Тост: Современная Формула 1 – это чемпионат производителей, и они диктуют, как он развивается. Но я ожидаю, что силовые установки разных производителей будут сближаться по своим характеристикам, и надеюсь, что Ferrari, Renault и Honda смогут догнать Mercedes.
Но пока чемпионская команда по-прежнему далеко впереди, ведь в последние годы они создали великолепную инфраструктуру, это относится и ко всем техническим аспектам, и к работе команды. Там работают отличные специалисты, поэтому догнать Mercedes по-прежнему будет сложно.
Вопрос: Вы говорите, что это чемпионат производителей, и он таким останется как минимум до 2020 года. Но тогда на что остаётся рассчитывать таким командам, как Toro Rosso?
Франц Тост: Я рассчитываю, что производители будут предоставлять клиентским командам практически такую же продукцию, как и заводским. По крайней мере, это относится непосредственно к силовым установкам. Но мы не можем контролировать, как они работают с программным обеспечением. Производитель всегда сможет добиться оптимальной координации работы всех компонентов силовой установки – двигателя, турбины, мотор-генераторов, батареи, а это всё очень сложные системы. У заводских команд немало возможностей добиться преимущества. Только за счёт программного обеспечения разница может достигать нескольких десятых на круге, но таково положение вещей на настоящий момент.
Вопрос: Сменим тему и поговорим о подготовке молодых гонщиков…
Франц Тост: Когда в Red Bull было принято решение о покупке Minardi, Дитрих Матешиц сразу сказал, что главная задача Toro Rosso – подготовка молодых пилотов для Red Bull Racing. Все эти годы мы ведём эту работу и, по-моему, занимаемся этим достаточно успешно. Себастьян Феттель, Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен, а также я включаю в этот список и Даниила Квята. По ходу сезона было принято решение о досрочном переводе Макса Ферстппена в Red Bull Racing. По-моему, это очень логично, раз у нас есть вторая команда, выполняющая роль гоночной академии.
Вопрос: Насколько помнится, в своё время, когда Даниила взяли в Ред Булл, вы сказали, что, мол, нельзя же, чтобы они его принесли в жертву. В 2016 году именно это и произошло?
Франц Тост: Я бы не стал так говорить. Будущее покажет. Red Bull – команда, четыре раза выигрывавшая чемпионаты, и, конечно, она работает на другом уровне по сравнению с Toro Rosso. И когда гонщик возвращается к нам после года в Red Bull Racing, то понятно, что изначально такие перестановки не планировались. Если бы Себастьян Феттель остался в этой команде, то Даниил там бы не оказался. Но сейчас ситуация такая, какая есть, и я уверен, что мы ещё увидим хорошие гонки Квята. Но надо посмотреть, как будет складываться следующий сезон.
Вопрос: Возможно, за то, что ему был предоставлен второй шанс, он должен благодарить лично вас? Вероятно, по-своему, это даже интересно, что он вернулся в вашу команду?
Франц Тост: Вообще-то у нас были хорошие отношения со всеми гонщиками Toro Rosso. По крайней мере, с теми из них, что до сих пор сотрудничают с Red Bull. И мне приятно, что мы смогли предоставить ему эту возможность, будем его поддерживать и вернём на дорогу, ведущую к успеху.
Вопрос: Макс Ферстаппен произвёл впечатление даже в своём дебютном сезоне за рулём Toro Rosso, но уже перешёл в топ-команду. Может быть, это было рановато?
Франц Тост: Макс прекрасно справлялся с делом и стабильно рос как профессионал. Но его переход был связан и с тем, что в настоящее время Red Bull Racing не ведёт борьбу за победу в чемпионате. Другими словами, у Макса будет время научиться, чтобы в следующем году сражаться за победы и за титул, если всё сложится удачно, а у Red Bull Racing будет хорошая машина.
Вопрос: Как вы лично оцениваете Макса? Что он за человек?
Франц Тост: Ферстаппен отличается исключительно качественной базовой подготовкой, он живёт ради гонок, а также у него всё в порядке с дисциплиной. Но самое важное, он постоянно думает о том, что можно предпринять, чтобы выступать ещё лучше. Всё это очень важные факторы. Разумеется, его отец очень много помогал ему на начальном этапе и приложил очень серьёзные усилия. Думаю, без Йоса Ферстаппена Макс не оказался бы в такой ситуации.
Я бы сказал, что для своего возраста он очень прямой человек, знает, чего хочет, а гонщики, разумеется, должны быть законченными эгоистами и всегда стараться добиться максимального преимущества. Остальное их не интересует. Этих качеств у Макса в избытке, так что он станет очень успешным гонщиком.
Вопрос: Некоторые считают, что эти его качества даже сказываются на атмосфере в команде…
Франц Тост: Да, команда это чувствует, но в этом нет ничего плохого. Лично мне больше нравятся как раз такие гонщики, чем те, кто не умеет самоутверждаться.
Вопрос: Когда Макс перешёл в Red Bull, вы расстались с Хеви Пухоларом, очень опытным инженером…
Франц Тост: У нас были свои причины для этого, в которые мне бы не хотелось углубляться. Это внутреннее дело Toro Rosso. У некоторых инженеров свои методы работы, у них могут быть свои точки зрения, но наш технический департамент решил в будущем идти другим путём.