В традиционном новогоднем интервью F1News.ru российская гонщица Ирина Сидоркова подвела итоги своего спортивного года, намекнула на дальнейшие планы, хотя не стала делиться подробностями, и, конечно, рассказала о впечатлениях, связанных с сезоном в Формуле 1. И оказалось, что они с Франко Колапинто давно знакомы…
Вопрос: В 2024 году вы вновь пилотировали технику двух видов – и спортпрототип BR03, и кузовную машину класса GT4. Но итогами сезона вы вроде бы не слишком довольны – как всё складывалось?
Ирина Сидоркова: Это всё-таки был первый сезон, когда я выступала именно в двух классах одновременно. Если говорить о прошлом годе, то тогда тоже было две машины, но всё равно Ferrari была только на первом этапе, а дальше уже был BR. А сейчас на постоянной основе было две машины. Т.е. когда пересекались этапы «РСКГ-Туринг» и «РСКГ-Эндуранс», соответственно, в пятницу и субботу у меня был Mercedes GT4, а в воскресенье – BR03.
Плюс по вечерам в пятницу и субботу я с Mercedes пересаживалась в BR03 и работала на тестах. Это был для меня первый такой опыт, когда нужно было действительно быстро перестраиваться, потому что машины совершенно разные. Начнём с того, что Mercedes с трэкшн-контролем, с ABS, а потом ты садишься в BR, где ничего этого нет, а ещё и куча аэродинамики, и ты должен моментально перестроиться.
Тренировок на спортпрототипе было очень мало, а напарников – двое, и мы все должны поездить – в общем, было тяжело. Что касается итогов, то я не то чтобы не очень ими довольна – на самом деле я считаю, что сезон был хороший с точки зрения количества наката, ведь в 2023-м у меня было намного меньше езды.
А в 2024-м я поехала в категории GT4 – по-моему, в прошлом году я говорила, что мечтаю провести полноценный сезон в GT, в спринтах, по-настоящему побороться. И можно сказать, что эта мечта исполнилась благодаря SMP Racing. Для меня это был большой шаг, но поначалу тоже было тяжеловато, потому что я поехала сразу, без предсезонных тестов, а оказалось, что в этом классе не всё так просто.
Несмотря на то, что он считается любительским, там у всех наката больше, чем у меня, причём намного. Я даже не говорю про того же Алексея Несова, профессионального гонщика, который регулярно выступает где-то за границей – «24 часа Спа», «24 часа Дубая» и т.д. Но и другие наши, так сказать «любители» – они постоянно ездят.
Ринат Салихов и Сергей Столяров ездили в Сепанге, сейчас они в Дубае, потом будут в Абу-Даби – они постоянно где-то катаются. И мне было тяжело быстро привыкнуть, ведь я понимала, что включаться нужно сразу. Но в целом по скорости, по тому, как я привыкла к машине – тут у меня нет каких-то замечаний. Наверное, я больше была недовольна тем, как складывалась моя судьба в каждой конкретной гонке.
Я постоянно оказывалась там, где оказываться не нужно, и это было обидно, ведь ты понимаешь, что ты быстрый, что у тебя есть скорость… Взять тот же Питер, т.е. на автодроме «Игора Драйв» сколько раз я могла приехать на подиум, столько раз что-то происходило. Это вообще была какая-то катастрофа, и ты понимаешь, что с этим ничего не можешь сделать.
Понимаете, если ты, например, едешь медленно или едешь плохо, то тогда ты можешь как-то работать над собой. А что можно сделать здесь? Ничего! В общем, мне немного не везло, плюс было тяжеловато в плане борьбы, потому что я за прошлый сезон подотвыкла от контактной борьбы на трассе, а GT4, как оказалось, очень «контактный» класс.
Так что в целом я довольна сезоном, но, скажем так, есть нюансы!
Вопрос: В прошлом году вы говорили, что в Формуле 1 болели за Фернандо Алонсо. Ему в этом году, как и вам, тоже не очень везло, но он вместе со всей командой Aston Martin надеется, что основные трудности позади, и дальше будет уже попроще. Вы, наверное, тоже примерно так же настроены?
Ирина Сидоркова: Всё так и есть, и я продолжала болеть за Алонсо. Честно говоря, когда в Формулу 1 пришёл Франко Колапинто, я болела ещё и за него, потому что в 2019 году я с ним вместе начинала выступать в Формуле 4. Мы ездили в одной команде, в испанской DriveX Team.
Тогда это был его первый сезон в Ф4, но и мой первый сезон в этой категории. К тому же мы были напарниками. А если говорить о Фернандо, то у них там, вроде бы, большие перспективы в Aston Martin нарисовались, так что будем надеяться…
Вопрос: О Формуле 1 мы ещё поговорим, а пока вернёмся к вашему сезону и его итогам. Понятно, что универсальная гоночная подготовка, умение быстро адаптироваться к машинам разных классов – это же замечательно! Можете сказать, какая категория вам всё-таки ближе из тех, что уже освоили? Очевидно, в каком-то из этих направлений будете развиваться и дальше?
Ирина Сидоркова: Точно сказать, в каком направлении я буду развиваться дальше, пока сложно. Это зависит не только от меня, к тому же мне бы хотелось продолжать развиваться в обеих категориях, ведь те же гонки Endurance – это перспектива выступать в какой-нибудь азиатской серии, например, Asian Le Mans или подобных чемпионатах.
А спринты – это больше европейские серии, которые сейчас от нас, скажем так, более далекие, тот же чемпионат DTM. В общем, понятно, о чём я говорю. Но, тем не менее, не хотелось бы терять ни то, ни другое. Я считаю, что важны оба направления.
«Эндуранс», конечно, для меня пока не то что более тяжёлая история, но более непривычная, потому что я с детства начинала в спринтах. Выступала на разных машинах, но тем не менее… Спринты – это короткие получасовые гонки, борьба постоянная, постоянные обгоны, и это то, к чему я привыкла.
А «Эндуранс» – уже более серьёзный шаг, это другая, пожалуй, более высокая категория. И она мне, наверное, потяжелее даётся, чем спринты. Поэтому сложно сказать, что больше нравится. Мне всегда всё нравится, и мне всё равно, я могу и в ралли поехать, в ралли-рейдах или любой другой категории – главное, где-то ездить. (смеётся) Мне всё будет нравиться!
Вопрос: Девушек, которые добиваются успехов в мировом автоспорте, становится всё больше: ваша давняя знакомая Джейми Чэдвик одержала свою первую победу в американском молодёжном чемпионате Indy NXT; другая гонщица, которую вы тоже знаете, Эбби Пуллинг, стала чемпионкой женской серии F1 Academy. А есть ещё талантливая француженка Дориан Пин, есть София Флёрш, которая нынче тоже собралась за океан в Indy NXT…
У вас тоже есть опыт W Series, а теперь вы выступаете наравне с мужчинами в российских чемпионатах. Как по-вашему, по какому пути должен развиваться женский автоспорт? Обязательно ли нужны какие-то отдельные серии?
Ирина Сидоркова: Мне кажется, что он должен хотя бы как-нибудь развиваться – неважно, какими путями. Все методы хороши, когда в автоспорт приходит больше девушек, и это объективная статистика, которую все видят, это прогресс.
И неважно, где им помогают выступать – наравне с мужчинами или между собой – это всё равно накат, опыт, и это полезно. Что касается женских чемпионатов, то они, возможно, помогают идти дальше в какие-то более серьёзные серии. Всё равно в F1 Academy используются машины Формулы 4, а когда ты идёшь дальше, то нет ведь женского чемпионата по Формуле 3 или Формуле 2, т.е. если ты хочешь подниматься дальше по карьерной лестнице, тебе придётся выступать с мужчинами.
В этой ситуации F1 Academy – очень медийный чемпионат, и это отличный вариант для того, чтобы показать себя, чтобы тобой заинтересовались какие-то программы поддержки, какие-то спонсоры… Поэтому я в принципе считаю, что здорово, когда у девчонок есть шанс, когда им кто-то помогает.
Вопрос: Теперь давайте вернёмся к Формуле 1. Сезон в этом году был безумно интересный – насколько внимательно удавалось следить за перипетиями чемпионата мира? Было что-то такое, что вас больше всего удивило, порадовало или, может быть, даже расстроило?
Ирина Сидоркова: Я смотрела не все Гран При, потому что в этом году особенно много гонок Формулы 1 выпало на мои этапы. В таком случае, конечно, что-то пропускается. Если честно, я была особенно рада за Макса Ферстаппена, выигравшего чемпионат – порадовали какие-то его потрясающие выступления, например, в Бразилии.
Думаю, все поняли, что он и на не самой быстрой машине готов побеждать, что он будет бороться до конца. Я всегда за него болела и говорила, что в случае с Максом дело не только в машине, но и во вкладе пилота, его способностях и чертах характера. Поэтому его четвёртый титул в определённой мере меня порадовал.
А вот что расстроило: я всё-таки считаю, что Франко Колапинто – очень талантливый пилот. Помню, когда мы только начинали и приехали на первый этап испанской Формулы 4, то я о нём особо ничего не знала, знала только, что до этого он выступал в картинге.
Но он сел за руль машины Ф4 и сразу поехал. Причём поехал так, что мы не понимали, как это у него получается? Опыта у него было, возможно, ещё меньше, чем у нас, но он реально очень талантливый. Франко боролся с ребятами, которые ехали второй сезон, и при этом выигрывал. Он прямо родился с рулём в руках – это правда!
Я своими глазами видела, как он готовится, сколько времени этому уделяет, т.е. у него талант плюс труд. И мне было даже обидно, что для него не нашлось места на следующий сезон. Я считаю, что он – один из самых талантливых гонщиков, кто сейчас есть. Да, у него были какие-то аварии, но с другой стороны, на него свалилось столько ответственности, столько всего сразу… Это называется, «Я не волшебник, я только учусь!»
Вопрос: В автоспорте сейчас межсезонье, а у студентов время зимней сессии. У вас ведь большой опыт по части совмещения спорта и учёбы: значит ли это, что с годами сочетать эта два занятия получается всё более органично? Как продвигаются дела в институте?
Ирина Сидоркова: Да, я продолжаю учиться, но у меня обучение длится четыре с половиной года, поэтому выпускаться, как и защищать диплом, я буду следующей зимой. Что касается совмещения учёбы и спорта, то получается, что самый сложный месяц – это июнь. В июне очень активно идут соревнования и тесты, и летняя сессия выпадает на этот период. Но обычно мне везёт с датами, я как-то успеваю всё проехать. Уже три года подряд мне везло – надеюсь, повезёт и в 2025-м.
Серьёзно говорю, у меня экзамен ни разу не выпал на дату гонки! Зимой один раз выпал на перелёт, но я договорилась о переносе экзамена на другую дату, мне пошли навстречу, и проблем не было.
Если говорить о том, что надо заниматься самостоятельно – но так и в школе было. Летала на гонки с учебниками – конечно, сейчас, в институте, с этим попроще. Тем не менее, продолжаешь заниматься и пока находишься на гонках. Не скажу, что всё это супертяжело, но иногда действительно приходится поднапрячься.
Вопрос: Конечно, хочется поинтересоваться спортивными планами на 2025 год. Вы уже сказали, что не всё от вас зависит, но всё-таки, может быть, с чем-то уже есть ясность?
Ирина Сидоркова: Как только смогу поделиться планами на 2025 год, я, как обычно, всё опубликую в социальных сетях. Конечно, уже есть какое-то понимание, где я буду выступать, к чему надо готовиться, и я очень рада, что в этом году определённость появилась пораньше. Могу сказать, я довольна тем, что это будет логичное продолжение моей карьеры.
Вопрос: Где собираетесь встречать Новый год? Такое впечатление, что как минимум полстраны на зимние праздники отправилось в нашу с вами родную Карелию – не планируете посетить родительский дом, чтобы отметить в кругу семьи?
Ирина Сидоркова: Я в этом году там уже была, к родителям уже съездила, а Новый год буду отмечать в Москве – получается, что уже четвёртый год подряд.
Вопрос: По традиции, под конец разговора у вас есть возможность адресовать пожелания и поздравления российским гоночным болельщикам, ведь многие из них с интересом следят и за вашей карьерой. Кстати, первая публикация на нашем сайте, посвящённая в том числе и вашим спортивным успехам, появилась почти ровно пять лет назад, и нет никаких сомнений, что за это время армия ваших поклонников многократно выросла…
Ирина Сидоркова: В первую очередь хочется отметить, как много болельщиков приезжало к нам на этапы Российской серии кольцевых гонок в этом году. Это было рекордное количество, особенно много их было в Москве и Питере, и я очень благодарна всем, кто приезжал. На автограф-сессиях у меня буквально очередь выстраивалась!
Мне действительно очень приятно – несмотря на то, что год был для меня непростой с точки зрения удачи, но при этом очень приятный, если говорить об уровне поддержки, которую я получала. Когда постоянно не везёт, становится тяжело, и здесь меня очень спасало то, какое количество людей за меня болело, меня поддерживало и мотивировало. В общем, хочу сказать большое спасибо всем болельщикам, их поддержка для меня очень важна.
Конечно, спасибо всем читателям F1News.ru, которые тоже за меня болели, приезжали на гонки, общались со мной и т.д.! В Новом году хочется пожелать всем крепкого здоровья, побольше терпения и побольше каких-то положительных моментов. Конечно, буду стараться радовать всех хорошими выступлениями!