В списке участников чемпионата мира 2010-го года по-прежнему числится BMW Sauber, но баварскому концерну команда уже не принадлежит. После ухода BMW из Формулы 1, ее владельцем вновь стал Петер Заубер, и в новом сезоне на трассу вновь выйдет швейцарская команда из Хинвила.
Но в паддоке мы уже не увидим главу BMW Motorsport Марио Тайссена, если только он появится там в качестве гостя. В интервью немецкому сайту Spox.com Тайссен рассказал о самом тяжелом периоде в карьере, который ему пришлось пережить, об обретении новых жизненных целей, о Михаэле Шумахере и о заводской команде Mercedes GP…
Вопрос: В Формуле 1 полным ходом идут предсезонные тесты, а чем вы сейчас занимаетесь?
Марио Тайссен: (смеясь) Продолжаю работать! Но, конечно, моя ситуация поменялась. В конце декабря – начале января в Формуле 1 идет напряженная работа над новыми машинами. Теперь я отвечаю за эти же вопросы, но только применительно к кузовным гонкам. И впервые за последние десять лет у меня появилась возможность отдохнуть в дни рождественских каникул. Впрочем, мы запускаем ряд новых проектов, поэтому график у нас тоже весьма плотный.
Вопрос: Сильно ли изменилась ваша жизнь без Формулы 1?
Марио Тайссен: В этом году у меня будет на 10 гоночных уик-эндов меньше. Более того, мне уже не надо курсировать между Мюнхеном и Хинвилом, что позволит сэкономить немало времени.
Вопрос: И вы неплохо себя чувствуете?
Марио Тайссен: После напряженной работы всегда надо перезарядить батарейки. И во времена Формулы 1 в сутках было только 24 часа. Если в прошлом году я не мог достаточно плотно заниматься нашими программами, связанными с кузовными гонками, то теперь ситуация иная.
Вопрос: Но могут ли пара заводских машин, которые участвуют в чемпионате WTCC, и пара машин класса GT заменить вам Формулу 1?
Марио Тайссен: Это дело времени. Конечно, сегодня Формула 1 – самый популярный в мире вид автоспорта, и это не изменится и в будущем. Но технологии и конкурентоспособность – главные факторы и в других сериях, которыми я сейчас занимаюсь. И мне нравится, что кузовные гонки гораздо ближе к зрителям, к болельщикам…
Вопрос: Похоже, что вы все-таки скучаете по Формуле 1…
Марио Тайссен: (смеется) Пока нет. Конечно, я по-прежнему буду смотреть гонки, но в этом году я занимаюсь другими проектами BMW.
Вопрос: Летом 2009-го года вам пришлось пережить серьезный стресс?
Марио Тайссен: Уход BMW из чемпионата мира стал для меня большим разочарованием. Решение было принято именно тогда, когда дела команды только-только стали налаживаться. Мы хотели доказать, что вновь сможем выбраться из сложной ситуации, и в итоге выиграем чемпионат мира. По крайней мере, благодаря двум подиумам в конце сезона мы смогли поставить неплохую точку.
Вопрос: Разумеется, уход BMW всех очень расстроил. Было ощущение, что как только возникли первые проблемы, баварцы сразу поджали хвост…
Марио Тайссен: Я знаю, что причины ухода были иные, и вам это тоже известно. Концерн приступил к стратегической реструктуризации, и Формула 1 уже не вписывалась в эту схему. Кстати, я читал и другие комментарии: многие поддержали решение BMW.
Вопрос: Вы считаете, что ваша миссия на посту главы команды закончилась неудачей?
Марио Тайссен: Нет. Я просто не смог довести проект до конца по независящим от меня причинам.
Вопрос: А правление концерна вообще интересовалось вашим мнением, когда принималось решение об уходе из Формулы 1?
Марио Тайссен: Мы вместе пристально следили за развитием проекта, и, разумеется, я до самого конца приводил свои аргументы. Затем через неделю правление приняло свое решение, которое в итоге стало понятным и мне.
Вопрос: Можно ли назвать 2009-й год худшим периодом в вашей карьере?
Марио Тайссен: Да.
Вопрос: Вам пришлось уволить сотрудников мюнхенского офиса команды?
Марио Тайссен: Да. Но в Мюнхене мы нашли работу для всех специалистов, работавших в команде.
Вопрос: Если бы система KERS, на которую вы делали ставку в 2009-м году, заработала, может быть, руководство компании приняло другое решение?
Марио Тайссен: Трудно сказать. Дело было не в KERS. Если бы скорость машины зависела только от нее… Кстати, наши наработки в области рекуперации энергии теперь можно использовать даже в производстве серийных легковых автомобилей. В целом на решение концерна об уходе из Формулы 1 повлияло несколько факторов, главным из которых было изменение бизнес-стратегии.
Возможно, успехи на трассах чемпионата мира могли помочь мне выиграть время и продержаться еще несколько месяцев. Конечно, если бы мы выиграли титул еще летом, вряд ли кто-то заговорил об уходе. А вот если бы это произошло только осенью, то тут я уже не поручусь…
Вопрос: Почему не состоялась сделка по продаже команде инвестиционному фонду Quadbak?
Марио Тайссен: Когда идут переговоры такого рода, всегда предусматривается целый ряд условий. Если какие-то из них остаются невыполненными, до подписания контракта дело не доходит. В данном случае противоположная сторона не смогла представить достаточные гарантии…
Вопрос: И затем появился Петер Заубер?
Марио Тайссен: Ведя переговоры с Quadbak, мы одновременно работали и по нескольким альтернативным направлениям, и вариант с Заубером был одним из них. Мы быстро пришли к соглашению – переговоры не потребовались. Он сделал предложение, и в BMW его сразу приняли.
Вопрос: А мысли об отставке вас не посещали?
Марио Тайссен: Если честно, в прошлом году у меня просто не было времени, чтобы подумать о собственном будущем. Я прилагал все усилия, что наш проект в Формуле 1 закончился на позитивной ноте. Но я всегда понимал, что останусь в BMW.
Вопрос: Сейчас все внимание прессы приковано к вашему главному конкуренту, к Mercedes и его новой команде, в которой выступает Михаэль Шумахер. Вы завидуете Норберту Хаугу?
Марио Тайссен: Нет, не завидую. Но я готов признать, что Хауг успешно осуществил этот проект, который пойдет на пользу не только Mercedes, но и всей Формуле 1. Однако на этом уровне решения принимает не Норберт, и не я, а руководители концернов. Только совет директоров решает, отвечает ли проект его стратегическим планам, или нет. Все зависит от того, как той или иной компании видится ее будущее…
Вопрос: В любом случае, в Формулу 1 возвращается Михаэль Шумахер. Что вы об этом думаете?
Марио Тайссен: Это позитивно во всех смыслах. Для болельщиков, для всей Формулы 1, для команды, и для самого Михаэля. Неважно, чем все закончится, он получит четкое представление о своих сегодняшних возможностях. Ему это действительно нужно.
Вопрос: Он будет главным претендентом на титул, или у вас есть свой кандидат?
Марио Тайссен: Я бы поставил на Себастьяна Феттеля!