Вопрос: Жан, вы могли бы подвести итоги этого уик-энда?
Жан Тодт: Неутешительный уик-энд, мы могли бороться за победу, а финишировали лишь на пятом и девятом месте. В Монако все зависит от позиции на старте, не очень приятно начинать гонку из боксов и с последнего ряда.Фелипе допустил ошибку в первой квалификационной сессии и заплатил за нее, с Михаэлем ситуация иная. Он был первым, когда потерял контроль над машиной в последнем повороте и стюарды Гран При, после восьмичасового обсуждения, решили, что он должен стартовать последним.Я уже говорил об этом с журналистами, поднялась невероятная шумиха, мир Формулы 1 решил, что Михаэль нарочно остановил машину, а мы пытались представить факты, доказывающие, что это был обычный гоночный инцидент.У нас не было выбора, мы не могли обжаловать решения и пытались добиться максимума в этой ситуации. Гонка еще раз подтвердила конкурентоспособность нашей машины и резины Bridgestone, надеюсь мы не раз еще это докажем по ходу сезона.
Вопрос: Какие последствия будет иметь эта история? Вы можете что-то сделать или проще забыть о произошедшем?
Жан Тодт: С этим уже ничего не поделаешь. Уик-энд окончен, решение обжалованию не подлежит, пора двигаться дальше.
Вопрос: Эта ситуация не повлияет на решение Михаэля о продолжении карьеры?
Жан Тодт: Нет смысла рассматривать каждый подобный эпизод. Каждый две недели происходит что-то плохое или хорошее, ничего нового в этом нет. Мы знаем, где мы и с кем работаем, иногда ваши действия вызывают восторг, иногда - разочарование.
Вопрос: Репутация Михаэля и без того не была идеальной. В FIA решили, что он действовал преднамеренно и обманывал общественность, уверяя в обратном...
Жан Тодт: Это ваше мнение, так же считают стюарды. Решение любого суда может быть ошибочным, обсуждать его можно сколько угодно, но это не изменит ни наше, ни ваше мнение. Люди по-разному относятся к Михаэлю, но я его давно и хорошо знаю, уважаю и восхищаюсь, это один из лучших людей, который я встречал в своей жизни. Конечно, это тоже предвзятое мнение, каждый из нас может думать по своему.
Вопрос: Вас удивила реакция на этот инцидент?
Жан Тодт: Да, но мы живем в эмоциональном мире, я же всякий раз стараюсь разобраться в ситуации. Михаэль и в прошлом совершал ошибки и признавал это. Не думаю, что любой гонщик, любой чемпион может сказать, что он никогда не совершал ошибок.В субботу Михаэль просто ошибся, ничего преднамеренного, никакой попытки помешать соперникам в этом не было, но каждый может считать так, как ему нравится. Я знаю, что большинство уверено в том, что Михаэль нарочно остановил машину, но если речь идет о суде, должна быть презумпция невиновности. Мы представили данные телеметрии, пытаясь доказать судьям, что это была ошибка гонщика, но это не было учтено. Случилось то, что случилось. Тема закрыта.
Вопрос: Если бы не Михаэль, а Алонсо был на поуле и поступил бы так же. Как бы вы к этому отнеслись?
Жан Тодт: Все это уже не раз было - гонщик находится на быстром круге и вдруг появляются желтые флаги - вся работа насмарку. Да, я признаю, что Алонсо был на быстром круге, когда это произошло, но считаю наказание слишком серьезным. Давайте закроем тему!
Вопрос: Все понимают, что гонщик может допустить ошибку, заблокировать колеса, но что он делал с рулем и почему не пытался исправить положение?
Жан Тодт: Михаэль все подробно объяснил и это было подтверждено телеметрией.
Вопрос: Но в гонке Михаэль проезжал такие повороты по два-три раза на круге и ни разу не остановил машину, не врезался в защитный барьер...
Жан Тодт: Почему, в Австралии подобное произошло. Не думаю, что есть гонщики, которые никогда не теряли контроль над машиной.
Вопрос: Стюарды приняли решение, вы его критиковали и все это выглядело очень неспортивно...
Жан Тодт: Я лишь сказал, что не согласен с их мнением.
Вопрос: Но в своем вчерашнем заявлении вы их критиковали...
Жан Тодт: Если вам так кажется, то я не смогу ничего изменить.
Вопрос: Вы потеряли веру в стюардов FIA?
Жан Тодт: Если есть команда, которая действительно уважает FIA, то это Ferrari. Наши мнения не всегда совпадают, мы приняли их решение к исполнению, но не согласны с ним.
Вопрос: В будущем вы будете им доверять?
Жан Тодт: Конечно. Каждая ситуация уникальна. Любой диалог, любое обсуждение может соответствовать или не соответствовать вашей позиции. Мы не согласны с решением стюардов в том, что касается тяжести наказания.
Вопрос: Одно я не могу понять. Вы говорите об информации, которая подтверждают вашу позицию, вы представили ее стюардам и они решили иначе. Разве можно трактовать эту информацию двояко?
Жан Тодт: Сидеть с диктофоном очень просто, критиковать, делать выводы. Я 15 лет провел в машине, знаю каково приходится гонщикам и многое вижу иначе. Я уже говорил, я не смогу изменить мнения тех, кто уверен в своей правоте.
Вопрос: Спортивный имидж Ferrari и Михаэля здорово пострадал в этот уик-энд...
Жан Тодт: Михаэля много критиковали, но команда всегда его поддерживала. Я не вижу причин для того, чтобы пострадал имидж Ferrari. Опять же, это только мое мнение.
Вопрос: Как вы объясните тот факт, что никто не сказал: "Я не думаю, что Михаэль сделал это преднамеренно"?
Жан Тодт: Сегодня кто-то сказал, что по результатам опроса на немецком телевидении так считают 75% аудитории.
Вопрос: Я говорю о боксах Гран При, о командах чемпионата. Удивительно, но здесь никто так не считает...
Жан Тодт: Я не могу заставить их изменить свое мнение. Интересно, имеют ли те, кто так говорил, право о чем то судить, может сначала им нужно подумать о себе? Меня часто спрашивают о разных событиях, но не всегда я вправе давать оценку.
Вопрос: Но в боксах достаточно тех, кто строит машины Формулы 1 и выигрывал чемпионаты, кто отлично разбирается в предмете и знает о том, что происходит с машиной, больше, чем любой из журналистов. И все они разделяют одно мнение...
Жан Тодт: Наверное не все. Я уже говорил, это можно обсуждать сколько угодно.
Вопрос: Вы хорошо знаете Михаэля, как на него повлияла эта ситуация?
Жан Тодт: Михаэль тоже человек, конечно он был разочарован произошедшим, но должен об этом забыть. Он хорошо провел гонку в Монако и ждет следующего Гран При.