Вопрос: Кого из ваших конкурентов в "Формуле-3" вы считаете достаточно талантливым для "Формулы-1", или разница в чемпионатах не позволят говорить с уверенностью?
Томас Шектер: "Формула-1" - это такая игра в "кошки-мышки", что вы никогда не угадаете, кто на что способен. Нужно в правильный момент оказаться в правильном месте, как Дженсон Баттон в прошлом году. Двое ничего не смогли, а Дженсон - смог. В чемпионате "Формулы-3" есть пара действительно достойных парней, они быстры и имеют достаточный потенциал для "Формулы-1".
Вопрос: Новые тенденции в "Формуле-1", типа "трекшн-контроля" или "старт-контроля" приносят новые технологии. Должно быть тяжело заменить половину ваших знаний и опыта на программное обеспечение?
Томас Шектер: Программа может облегчить работу пилота, по крайней мере так все считают. Проблема в том, что вся эта электроника появилась только потому, что в ФИА считали, что одна из команд использует запрещенные системы. И единственный способ привести всех к одному знаменателю - легализовать электронику, иначе разговоры никогда бы не прекратились. Я думаю, что в первую очередь проиграли старты, хотя пока еще многое зависит от пилота - выбор траектории, куда нырнуть после старта, например все тормозят внутри поворота, а у вас получается отыграть много мест, оставшись снаружи. На старте пока можно что-нибудь изменить, но многое зависит от машины. "Трекшн-контроль" вряд ли поможет в квалификации, но может быть полезен в конце гонки, когда гонщик расслаблен и может совершить ошибку. Но тем не менее, очень трудно быть действительно быстрым и лучшие пилоты закончат гонку на подиуме.
Вопрос: Более искушенная электроника позволяет пилоту больше доверять машине или причиняет дополнительное беспокойство?
Томас Шектер: Когда я работал в "Ягуар", то проверил работу "трекшн-контроля" на мокрой трассе. Мы разгоняли машину и пробовали играть педалью газа в повороте на третьей или четвертой передаче, пытаясь убедиться в отсутствии пробуксовки. Оценивая тот опыт я думаю, что управлять машиной было действительно проще и доверие к машине было больше. Но очевидно снос с трассы происходит внезапно, "трекшн-контроль" просто может не успеть и вы врежетесь в стену, тогда ни о каком доверии к машине говорить нельзя. Дэвид Култхард был на "поул-позишн" и потерял гонку из-за проблем с новой электроникой. Конечно команды со временем решат все вопросы.
Вопрос: Вам предлагали место основного или тест-пилота в других командах "Формулы-1"?
Томас Шектер: Я сейчас не хочу упоминать никаких имен, но переговоры были. Мои новые менеджеры ведут работу в этом направлении, но пока я ничего не подписывал. Мы работаем и будем продолжать работу до тех пор, пока не остановимся на одном из предложений.
Вопрос: Если бы вам предложили место в одной из слабых команд, вроде "Минарди" или "Прост", это могло бы пойти во вред вашей карьере, помешав получить место тест-пилота в одной из более серьезных команд, особенно когда идет речь о двух или трехлетнем контракте. Вы бы с большей легкостью подписали годичный контракт?
Томас Шектер: Это сложный вопрос. Трудно выбрать между ролью гонщика в командах-аутсайдерах или обязанностями тест-пилота в хорошей команде. Есть масса аргументов в пользу и того, и другого. Если бы представился шанс выступить в слабой команде, но провести там пару действительно хороших гонок, превысив возможности машины, то можно было бы обратить на себя внимание. Но если не выйдет так, как в прошлом году у Баттона, тогда можно бесславно покинуть чемпионат. Роль тест-пилота дает время набраться опыта. Год работы на тестах и вы обретаете статус опытного гонщика, если возникнет благоприятная ситуация, то потом можно не беспокоится за продолжение карьеры. Но может случиться и обратное, вы год отработаете на тестах и никто вас не заметит. Много аргументов есть в пользу каждого варианта, я бы предпочел попасть в число действующих пилотов и постараться показать все лучшее. Если за год я ничего не покажу, значит надо менять чемпионат.
Вопрос: Вы чувствуете, что команды с недостаточным финансированием предпочитают пилотов, которые могут привести с собой спонсоров, даже очень талантливый гонщик, без поддержки со стороны не сможет попасть в "Формулу-1" через такую команду?
Томас Шектер: Да, я согласен с вами, но в то же самое время думаю, что Фернандо Алонсо, к примеру, очень хорош. Он полностью обыграл Тарсо Маркеша, обгонял Баттона и Физикеллу, имея мотор с мощностью "Формулы-3000".
Вопрос: Ваш отец воспринимается многими, как человек, который, несмотря на очевидный талант, больше интересовался карьерными достижениями, чем любовью к этому спорту и всем его элементам... в 1980-м казалось, что он полностью потерял интерес к гонкам, по сравнению с Жилем Вильневом, который выступал из-за любви к скорости. Каков ваш менталитет, вы занимаетесь гонками из-за карьеры, или вами руководят более романтические мотивы, как Жилем?
Томас Шектер: Для меня это - любовь, все отцы, так или иначе способствовали карьере своих детей, а мой не видел ни одной гонки с моим участием до тех пор, пока мне не исполнилось 16 лет. Он был против того, чтобы я гонялся, наверное это стало для меня дополнительным стимулом. В молодости, если родители что-нибудь запрещают, то этого хочется еще больше. Я действительно испытываю наслаждение от гонок, скорости и побед. Я думал так раньше, думаю так и сейчас.
Вопрос: Можно сравнить популярность "Формулы-1" в Южной Африке с популярностью крикета и регби?
Томас Шектер: Крикет и регби действительно очень популярны в Южной Африке, но болельщиков "Формулы-1" тоже достаточно и их число растет. Нельзя сравнивать эти виды спорта, вы все детство проводите, наблюдая или участвуя в матчах по регби или крикету, так начинают абсолютно все.
Вопрос: Кто были ваши герои в "Формуле-1"?
Томас Шектер: Мне нравился Сенна, он был очень быстр. Кое-что нравилось и в других пилотах, в Просте поражало умение работать с техникой и вообще умение много работать. Единственного кумира никогда не было, я всегда думал о том, что делал сам и старался перенять все лучшее, что видел у других. Каждый раз меня интересовал чемпионат уровнем выше, тот, куда я хотел попасть в дальнейшем. У меня действительно не было кумиров в "Формуле-1", каждый пилот мне нравился по своему. Михаэль Шумахер сейчас очень совершенный гонщик, в нем сочетается скорость, ум, все в одном.
Вопрос: Можно ли сравнить испанские чемпионаты по силе и качеству команд с британской "Формулой-3" и "Формулой-3000"?
Томас Шектер: Они просто разные. "Формула-Ниссан" - очень конкурентоспособный чемпионат, но многие не воспринимают его всерьез, потому что он не способствует карьерному росту в Англии. А в Испании это солидное первенство, полностью транслируемое по ТВ, поглядеть на гонку приходит 6-70 тысяч зрителей. На подобные мероприятия в Англии собирается не больше 1000 человек. Очень плотные результаты в квалификации - в последней гонке 15 пилотов уместились в 1.1 секунду. Очень интересная борьба. В "Формуле-3" вы, обладая достаточным количеством денег, можете сильно прибавить, проводить больше тестов, покупать разные компоненты для машины. В "Формуле-Ниссан" все записано в правилах, машины почти одинаково сильны. Стиль гонок очень похож на "Формулу-1". "Формула-3000" - гораздо более вялый чемпионат, так что "Формула-Ниссан" больше похожа на "Формулу-1".
Вопрос: Кто главный в "Ягуар Рейсинг"? Рейхол или Лауда?
Томас Шектер: Пока Бобби суетится бегает с места на место основные решения принимает Ники, но со дня на день у Бобби появится собственный офис и он сможет работать над повседневными нуждами команды.
Вопрос: Никогда не говорилось о деталях вашего увольнения, но мы знаем, насколько нынешнее руководство "Ягуар" требовательно к пилотам. Вас просто выбрали?
Томас Шектер: Наверное у них были свои причины и они просто нашли повод. Дело не во мне.
Вопрос: Что вы думаете о машинах "Формулы-1" с автоматической коробкой передач? Это делает управление машиной легким, или слишком легким?
Томас Шектер: Когда я пришел в "Формулу-1", то несколько моментов мне показались спорными. Автоматика помогает вам легче входить в поворот и разгоняться на выходе из него, меньше думать о переключении передач. С другой стороны внутри поворота автоматическая коробка может переключить передачу в тот момент, когда это совсем не нужно. Это может быть проблемой, в остальном управлять машиной будет легче.
Вопрос: Джим Кларк, при помощи "переводчика" Колина Чэпмена, слыл экспертом по обратной связи между машиной и механиками, практически не разбираясь в ее устройстве. Насколько хорошо вы подготовлены в этой области и сможете ли помочь команде на тестах?
Томас Шектер: Наверное один из плюсов - я не знаю, как работают другие пилоты. Когда я прихожу в новую команду или сажусь в новую машину, то сначала проверяю все, что можно проверить, пытаюсь найти оптимальный баланс. Чем больше вы знакомы с техникой, чем лучше ее понимаете, тем быстрее можете найти нужные настройки, чтобы изменить ту или иную характеристику машины.
Вопрос: Остановка в боксах на дозаправку - важная часть современной "Формулы-1". Что вы думаете о потенциальной опасности загорания машины в боксах? При возросших требованиях к безопасности емкостей для топлива, как меняется расстояние, которое машина способна пройти без дозаправки?
Томас Шектер: Сейчас нет возможности проехать большую дистанцию на машине "Формулы-1", хотя с мотором BMW эта дистанция несколько больше, но обычно этим не пользуются. Так что многое решается в боксах, иногда это единственный способ обгона - заправить минимум топлива в начале гонки, пройти отрезок с максимальной скоростью, а потом заправить побольше. Получается довольно зрелищно. Проблем с безопасностью я тут не вижу, в ФИА делают все возможное, чтобы предотвратить возможное проблемы, да мы уже целую вечность не видели пожаров в боксах, думаю проблем не будет и в дальнейшем.
Вопрос: Что вы думаете о желтых флагах? В "Формуле-1" на трассе часто появляется "машина безопасности", а предупреждение "желтый флаг" часто просто игнорируется пилотами. Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы избежать появления "машины безопасности" на трассе и заставить гонщиков уважать сигналы маршалов?
Томас Шектер: Я сам был замечен в этом, на трассе в Брендс-Хэтч, в чемпионате "Формулы-3" я игнорировал желтые флаги. Нет, я никого не обгонял, но и скорость в квалификации не сбавил. Желтый флаг появляется на трассе, когда есть опасность для гонщиков, для маршалов, любая опасная ситуация. Проблема в том, что на скорости 140 миль в час вы сосредоточены на трассе и можете просто не заметить человека с флагом, который находится в 15 местах от трассы. Думаю помогут сигнальные лампы, дублирующие флаги. Вообще ситуация с желтыми флагами на каждой трассе индивидуальна. В одних местах вам говорят, что если под желтым флагом будет показано лучшее время, тот этот круг аннулируют, в других - пожалуйста, езжайте быстро, главное - не обгонять. Самое важное при появлении сигналов опасности - снизить скорость и убедиться в том, что эта опасность остается в стороне от вас.
Вопрос: Какой самый важный урок преподала вам "Формула-1"?
Томас Шектер: Не ищите себе неприятностей с полицией! Если бы я соблюдал этот постулат, то моя карьера в "Формуле-1" могла бы развиваться по другому. На самом деле правило одно и оно применимо к любому виду деятельности - нужно серьезно работать и тратить на это все душевные и физические силы. Я старался так и поступать и научиться тому, что до того времени не умел. Если не подобной самоотдачи не получается, лучше бросить это занятие.
Вопрос: С кем из пилотов "Формулы-1" вы бы сравнили свой стиль движения, с кем бы могли сравняться по времени на круге на одинаковых машинах?
Томас Шектер: Я на самом деле не знаю. Нужно, чтобы кто-нибудь дал мне шанс показать свой потенциал. Конечно перед переходом в старший чемпионат вы мечтаете о том, как будете там бороться, сможете всех побить, но реального положения дел себе не представляете. Трудно сравнивать скорости пилотов друг с другом, когда они выступают в разных командах, не говоря уже о том, что вы спрашиваете мнение человека, находящегося на ступеньку ниже в иерархии "Формул". Надеюсь я все скоро смогу выяснить в очной борьбе.