В октябрьских выборах на пост президента FIA, по всей видимости, будут участвовать два серьёзных кандидата – финн Ари Ватанен и француз Жан Тодт. Оба уже подали официальные заявки, начинается обсуждение позиций...
Вопрос: Макс Мосли заявил, что считает Тодта своим преемником...
Ари Ватанен: Не важно, кто – Ватанен, Тодт, или кто-то ещё – вы не наследуете этот пост от прошлого президента, а получаете его на выборах. Я полагаю, что президент должен соблюдать нейтралитет. Если федерация действительно хочет представлять интересы миллиардов автолюбителей, нужно демократическое руководство.
Вопрос: Когда вы решили участвовать в выборах?
Ари Ватанен: Я думал об этом уже некоторое время. Недавно я обедал в Париже с президентом французской федерации Жаком Режи, он напомнил, что пять лет назад говорил о том, что я стал бы хорошим президентом после ухода Мосли. Тогда я не мог этого сделать, я заседал в Европарламенте. Год назад, во время всех этих событий, я подумал, что это возможно.
Вопрос: Когда вы назовёте членов своего кабинета?
Ари Ватанен: На следующей неделе, перед Гран При Венгрии. Я не хочу никого увольнять, о чём говорил Жан, я попытаюсь создать эффективный аппарат.
Вопрос: Тодта все считают кандидатом Мосли, вас – кандидатом FOTA. Это так?
Ари Ватанен: Нет. Дело не только в FIA и FOTA. В Европарламенте я всегда был на стороне клиентов, поддержал законопроекты. позволяющие финским гражданам выезжать за границу и импортировать машины, что очень не нравилось автопроизводителям.
В Формуле 1 наши клиенты – автопроизводители, они уйдут, если мы не создадим среду, привлекательную для спорта и бизнеса. Автопроизводителям интересен союз автоклубов и FIA, а политические интриги, которых было достаточно в последнее время, самоубийственны. Если они увидят, что впустую тратят свои деньги, если не будет стабильности – они уйдут, и я хочу покончить с односторонним подходом.
Вопрос: В Еврокомиссии вы серьёзно занимались вопросами безопасности на дорогах. Чего бы вы хотели добиться в этом направлении, как президент FIA?
Ари Ватанен: Дело не в безопасности на дорогах, а в ценности жизни. Мы должны говорить об этом на самом высоком правительственном уровне. Девять из десяти человек предпочитают личный транспорт общественному, и политики должны понять – люди выбирают то, что им нравится.
Я не против общественного транспорта, но к частным машинам нужно предъявлять аналогичные, строгие требования. Современное общество несопоставимо с плохими дорогами, они должны отвечать запросам пользователей, при этом нужно понять, в чем необходимо прибавить автопроизводителям.
Вопрос: Ограничение бюджета команд Формулы 1 стало одним из самых спорных моментов на переговорах FIA и FOTA. Вы поддерживаете эту идею?
Ари Ватанен: Здесь нужен интеллектуальный подход и Ferrari – блестящий пример такого подхода. Они производят всего 6000 автомобилей в год, но это позволяет содержать и компанию, и команду в Формуле 1, благодаря ценности бренда и спонсорам, которых он собирает.
Вы не можете сказать Ferrari: "Формула 1 стоит слишком дорого" – они умеют работать в этом бизнесе. Нужно не только придумать схему, но и добиться её понимания, поддержки всеми участниками чемпионата.
Вопрос: Формула 1 должна вернуться в Северную Америку?
Ари Ватанен: Конечно.
Вопрос: Даже, если они не смогут платить так много, как Абу-Даби или Бахрейн?
Ари Ватанен: Как и в любой другой ситуации, здесь важен компромисс. Чемпионат не может проводиться только в тех странах, которые больше платят. Без исторических Гран При мы не сможем сделать шаг вперед. Сейчас много говорят о чередовании этапов, но мы не можем чередовать весь чемпионат. При этом нельзя допустить, чтобы проведение Гран При кто-то считал чем то таким, что происходит само собой.
Если мы покинем исторические трассы, это скажется на аудитории, на наполнении трибун и аудитории телетрансляций. Мы должны повернуться к клиентам, к тем, кто целыми семьями приезжает на Гран При. Если их не будет, то кто оплатит этот спорт? Когда клиенты недовольны, они голосуют ногами.