Эдди Джордан, в свое время основавший команду Jordan Grand Prix (ныне Force India), а ныне комментирующий гонки на ВВС, – один из опытнейших экспертов в паддоке, причем, его оценки событий и явлений подчас отличаются оригинальностью, а иногда звучат даже парадоксально. После завершения первой половины сезона Эдди Джордан дал интервью голландскому сайту GPUpdate.net.
Вопрос: Победы в четырех последних Гран При достались четырем разным гонщикам. С одной стороны, это здорово, но с другой – соперники Себастьяна Феттеля отнимают очки друг у друга, верно?
Эдди Джордан: Совершенно верно. Можно вспомнить, что сказал Фернандо Алонсо после Гран При Германии: по его словам, ему нужно, чтобы пилоты McLaren отбирали побольше очков у Red Bull. Но произойдет ли это?
В любом случае, думаю, что от этого больше выигрывает Феттель, чем Алонсо, поскольку немец лидирует в чемпионате, и его положение весьма завидное: RB7 – очень быстрая машина, Red Bull Racing – великолепная команда, у которой толковые руководители и большой бюджет. Думаю, психологически Себастьян настроен на победу, тем более, его напарник, Марк Уэббер, слишком сильно отстает и не представляет серьезной угрозы.
У Марка еще будут возможности отличиться, как это было на Нюрбургринге, где он показал отличную скорость. Но мне с трудом верится, что в расстановке сил могут произойти какие-то заметные изменения.
Вопрос: Если Марк Уэббер выиграет все оставшиеся гонки, а его напарник будет занимать вторые места, или даже третьи, чемпионом мира все равно станет Феттель. Как вы думаете, уверенней ли себя чувствует Марк после того, как в Германии ему удалось опередить Себастьяна?
Эдди Джордан: Полагаю, сейчас для Марка главное – подписать новый контракт с Red Bull Racing. Ему нужно довести это до конца. Он – идеальный командный игрок и всегда поступает открыто и честно. На него всегда можно положиться. По-моему, он замечательный человек и выдающийся гонщик.
В прошлом году у него был шанс выиграть чемпионат: представится ли ему вновь такая возможность? Трудно сказать. Но в Германии он действительно опередил Феттеля.
Вопрос: Если бы вы были на месте Кристиана Хорнера, вы бы позволили своим гонщикам соперничать, учитывая, сколь велико преимущество Феттеля?
Эдди Джордан: В Сильверстоуне я бы сделал то же самое, что сделал Хорнер. То, что произошло в Турции в прошлом году, абсолютно неприемлемо, потому что команда должна бороться за победу в Кубке конструкторов. На этой стадии борьбы за чемпионат Хорнеру не нужны никакие столкновения. Он хочет спокойно закончить сезон и при этом не хочет заниматься доводкой машины до последнего Гран При, потому что уже пора приступить к разработке шасси для следующего года.
На месте Кристиана Хорнера я бы сказал так: «После Монцы работа над старой машиной прекращается. Опередить Феттеля уже технически невозможно, и в этой ситуации мы поможем Марку выиграть пару гонок, чтобы гарантировать ему второе место в чемпионате». Я бы так сделал.
Red Bull – очень справедливая команда, она играет по правилам, и я полностью согласен с тактикой, которую мы увидели в Сильверстоуне. Если бы гонщики поменялись ролями, и Марк опережал Себастьяна, я нисколько не сомневаюсь, что Хорнер отдал бы такой же приказ: «сохраняйте свои позиции». Неважно, кто из напарников впереди.
Вопрос: Почему McLaren и Ferrari оказались в положении догоняющих?
Эдди Джордан: В этом году обе неудачно начали сезон, и им пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы не отстать от Red Bull окончательно. RB7 явно быстрее, а в прошлом сезоне McLaren и Ferrari пришлось вести напряженную борьбу вплоть до Абу-Даби, и они не смогли уделить должное внимание разработке машин для этого чемпионата.
Они прогрессируют, хотя, по-моему, уже слишком поздно. Но, тем не менее, это еще один мощный фактор, который делает гонки интереснее.
Вопрос: С 2008-го года McLaren не удавалось реально бороться за победы в первых гонках сезона. Вас расстраивает, что этой команде все время приходится догонять лидеров?
Эдди Джордан: Есть два момента. Я очень люблю McLaren, это фантастическая команда, которая всегда была и остается конкурентоспособной и по общему количеству побед уступает только Ferrari.
Конечно, несколько лет назад из команды ушел Эдриан Ньюи, еще раньше они потеряли Айртона Сенну. Если вспоминать о временах соперничества Сенны и Проста, то был сезон, когда они на двоих выиграли все гонки, кроме одной. Разумеется, сейчас мы этого не видим, хотя Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон – пилоты мирового уровня.
Но один из ключевых факторов, объясняющих преимущество Red Bull – это Эдриан Ньюи. Как специалист он действительно очень хорош. McLaren – отличная команда, с серьезным финансированием, и я уверен, что под началом Мартина Уитмарша трудится немало высококлассных профессионалов – однако, этого недостаточно, чтобы одолеть Red Bull.
Вопрос: Вы упомянули слова Алонсо о том, что, когда гонщики McLaren отбирают очки у Red Bull, это ему только на руку. Но, возможно, в Ferrari должны более активно помогать Фелипе Массе, предоставить ему машину, которая позволила бы ему сражаться с лидерами, чтобы он мог страховать своего напарника?
Эдди Джордан: Эти слова Алонсо показались мне несколько странными. Он ведь даже не упомянул своего напарника, хотя логичнее было бы с этого начать. По-моему, вместо того, чтобы говорить о McLaren, Фернандо мог бы добрее высказываться о Массе.
Но не надо забывать, что все гонщики – страшные эгоисты, это их типичная черта. Они думают только о себе, и, наверное, это относится практически ко всем талантливым спортсменам. На своем веку мне довелось повидать разных гонщиков, и я могу сказать, что доброта им тоже свойственна, но собственное «я» все равно доминирует. Поэтому они стремятся заполучить лучших инженеров, конструкторов и все остальное. Такова их природа, и в этом нет ничего плохого. Это просто жизненный факт.
Вопрос: На другом конце пелетона тоже происходят события, которые можно связывать со следующим годом. Например, в Германии за руль одной из машин Team Lotus сел Карун Чандхок, хотя руководитель команды Тони Фернандес уверяет, что контракт с Ярно Трулли вскоре будет продлен. Как думаете, это предупреждение Ярно?
Эдди Джордан: Кто знает? Ситуация не менее странная, чем название команды. Когда в чемпионате выступают две команды, в названиях которых упоминается один и тот же бренд Lotus, – одна из самых странных историй за долгие годы, и этот вопрос со временем надо как-то решить.
Что касается Чандхока, то он славный парень, и, по-моему, у него настоящий талант к работе на радио и телевидении. Но достаточно ли он одарен, чтобы стать чемпионом мира? Время покажет, хотя никогда нельзя загадывать наперед. Пока у Каруна просто недостаточно опыта.
Не думаю, что мы увидим его в основном составе команды в следующем году. Тем не менее, я готов поверить, что он выйдет на старт Гран При Индии вместо Хейкки Ковалайнена – есть у меня такое чувство. Для чего тогда надо было сажать его за руль на Нюрбургринге, если потом он, индийский гонщик, пропустит первый индийский Гран При? По-моему, тут все понятно.
Скорее всего, Ярно попросили уступить машину на одну гонку, а потом попросят и Хейкки. Но, по-моему, в следующем году состав Team Lotus останется без изменений.
Вопрос: До венгерского этапа Ярно Трулли, с которым вы работали еще в Jordan, неоднократно жаловался на работу усилителя рулевого управления. Не припоминаете какой-нибудь ситуации из вашей практики работы с этим гонщиком, когда он тоже жаловался на подобные мелочи?
Эдди Джордан: Знаете, все очень просто. Надо предложить гонщикам поменяться машинами. Уверяю, проблема тут же разрешилась бы. По-моему, все объясняется лишь тем, что Ярно, который был известен своей скоростью в квалификации, уже не так быстр, как прежде.
Вопрос: Летние гонки были несколько омрачены историей, связанной с настройками двигателей и диффузорами. В середине сезона FIA внесла изменения в технический регламент, но в итоге вынуждена была от них отказаться. Вам не кажется, что со стороны все это выглядело странновато?
Эдди Джордан: Согласен на 100%. Тем не менее, я рад, что эта история закончилась. Но вы должны понимать, что любой инженер любой команды стремится использовать технический регламент в своих интересах – такова природа Формулы 1.
В начале сезона эти выхлопные системы были легальными, а затем, в середине года, регламент изменился. В Договоре Согласия есть особые параграфы, которые оговаривают, как надо трактовать те или иные положения правил, но к этому документу существует несколько приложений, недоступных прессе.
Кстати, я спрашивал Стефано Доменикали, руководителя команды Ferrari, почему после того, что произошло в Сильверстоуне, он согласился на возвращение прежних выхлопных систем, хотя это не давало ему никакого преимущества? Внятного ответа я так и не получил.