В этом году в FIA особенно строго следят за тем, чтобы гонщики не выезжали за пределы трассы – подобная ошибка стоила Льюису Хэмилтону старта с первого ряда в Гран При Австрии. Однако на некоторых трассах выезд за пределы не карается штрафом. Бывший гонщик Формулы 1, а ныне комментатор Sky Sports Мартин Брандл обсудил ситуацию с директором гонки Чарли Уайтингом на примере Хунгароринга.
Вопрос: Мы с директором гонки Чарли Уайтингом стоим в последнем повороте Хунгароринга. Посмотрим на участок на выходе из последнего поворота: трасса, окрашеный поребрик, край поребрика и два слоя искусственной травы. Расскажите, для чего всё это делается?
Чарли Уайтинг: Наш подход заключается в следующем. Практически на каждой трассе на внешней стороне поворота есть поребрик. Белая линия отмечает официальную границу трассы, поэтому если все четыре колеса выехали за эту линию, то считается, что вы оказались за пределами трассы. Поребрики служат для того, чтобы чётко обозначить края, ведь если, к примеру, использовать для этого траву, то она долго не продержится.
Мы стараемся сделать поребрик таким, чтобы он мешал гонщикам заезжать на него. Именно поэтому здесь, например, есть углубление в два дюйма между двумя секциями. Это так называемый «отрицательный поребрик». Он на два дюйма ниже уровня трассы. Эта поверхность довольно кочковатая и некомфортная, но машины, конечно, могут по ней проезжать.
За поребриком мы положили материал, который отличается низким уровнем сцепления. Это искусственный дёрн. Он очень прочный – такое впечатление, что он выдерживает любую нагрузку от проезжающих машин Формулы 1. Но уровень сцепления здесь очень низкий. Смысл в том, что если два колеса окажутся на поребрике, а два – на искусственном дёрне, то гонщик не только испытает дискомфорт, но и потеряет время.
Вопрос: Поговорим о границах трассы – сегодня это очень актуальная тема. Мы видели, что на австрийской трассе гонщики получали штраф за широкий выезд из предпоследнего поворота, то же самое происходило в Сильверстоуне. Но в Германии они не получали штраф, несмотря на широкий выезд из поворота. Почему?
Чарли Уайтинг: В восьмом повороте австрийской трассы (он между двумя последними поворотами) нет искусственной травы. Там есть только поребрик, который, как нам казалось, должен был служить препятствием, но этого не случилось. Нам было понятно, что машины могут широко выходить из поворота и отыгрывать время. К сожалению, пришлось ввести ограничения для этой части трассы.
Вопрос: А в Сильверстоуне?
Чарли Уайтинг: В Сильверстоуне такая же ситуация. Искуственную траву заменил асфальт, но, к сожалению, это не сработало так, как мы ожидали. В результате, опять же, можно было немного отыгрывать время. Мы должны были что-то с этим сделать.
Вопрос: Почему это не коснулось Германии? Мы видели, что гонщики выезжали широко в последнем и в первом поворотах, но это было допустимо…
Чарли Уайтинг: Это допустимо, потому что не давало преимущества в скорости.
Вопрос: Как вы это определили?
Чарли Уайтинг: Если есть такая необходимость, мы можем понять это по данным телеметрии. Можно взять эти данные и сравнить круги, когда гонщик выезжал всеми четырьмя колесами за пределы трассы, и когда он этого не делал. Разницу всегда видно очень чётко, даже если она невелика.
Вопрос: Поговорим о DRS. Как вы определяете расположение точек замера и активации системы?
Чарли Уайтинг: Прежде всего, мы анализируем данные телеметрии, полученные с разных машин. Мы хотим, чтобы использовать DRS было не слишком просто. Нам не нужно, чтобы гонщикам было легко обгонять.
В целом обгонять на Хунгароринге довольно сложно, поскольку здесь короткие прямые. Чтобы DRS работала эффективно, как правило, нужно 700 метров. На трассах, где есть прямая, превышающая 700 метров, как, например, в Шанхае, нужно расположить точку активации DRS чуть дальше начала прямой.
Что мы делаем? Нужно удостовериться, что дистанция между машинами не превышает трех десятых секунды, поэтому мы смотрим на работу DRS по ходу тренировок. Необходимо оказаться в трех десятых позади соперника, чтобы к зоне торможения машины успели поравняться.
На Хунгароринге от линии активации DRS до зоны торможения 710 метров. Возможно, эта система здесь не столь эффективна, как на других трассах, но мы повторили канадский опыт, расположив вторую зону DRS с единой точкой замера. Если в точке замера вы оказываетесь в пределах секунды и отыгрываете, скажем, две десятых в первой зоне DRS, то между первым и вторым поворотами можете получить дополнительную возможность предпринять попытку атаки перед входом во второй поворот, что мы делали и в Канаде.