На протяжении трёх последних лет Mercedes доминирует в Формуле 1, и в этот уик-энд титул вновь достанется одному из гонщиков команды. Однако руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф всегда старается давать сдержанные оценки как достижений команды, так и собственных способностей. В интервью французской газете Le Figaro он рассказал о своей гоночной карьере, превосходстве Mercedes, переменах в правилах, а также о взглядах на Формулу 1...
Вопрос: Тото, чем вы гордитесь больше всего с тех пор, как стали руководителем Mercedes Motorsport?
Тото Вольфф: Больше всего я горжусь победой в Гран При Австрии 2014 года. В 1990-м я открыл школу водительского мастерства у себя на родине. Я тогда жил в небольшой комнате рядом с трассой в Шпильберге и занимался организацией работы этой школы. Тогда я искренне считал, что могу сделать карьеру гонщика, но у меня это не получилось из-за нехватки ресурсов и таланта.
Вернуться в Шпильберг спустя 25 лет в качестве руководителя Mercedes Motorsport, завоевать победный дубль, а также 3-е и 4-е места вместе с Williams, ведь часть её акций тогда ещё принадлежали мне, и увидеть на подиуме Валттери Боттаса, карьерой которого я занимался – всё это вызывает у меня чувство гордости. Я говорю только о своих ощущениях. Вместе с командой мы добивались и более высоких результатов, но для меня успех в Австрии в 2014-м превзошёл самые смелые мечты.
Вопрос: Вы мечтали стать гонщиком, поэтому, наверное, восхищаетесь теми, кто достиг в этом деле настоящих высот?
Тото Вольфф: На самом деле, всё наоборот: я чувствую досаду, когда вижу, что успеха добились они, а не я (смеётся). Если серьезно, я считаю, что опыт выступлений в гонках, даже на моём скромном уровне, помогает мне лучше понимать, как работают профессиональные пилоты. Я считаю, что они справляются со своей задачей безупречно, но не лучше, чем сотрудники базы команды, кто постоянно работает с машиной в Брэкли. Я восхищаюсь тем, что делают инженеры. Но, по-моему, нет разницы между вкладом в общее дело, который вносят гонщик, инженер или руководитель отдела маркетинга.
Вопрос: Общение с гонщиками Формулы 1 помогает лучше понять, чего вам не хватило, чтобы оказаться на их месте?
Тото Вольфф: Конечно. Мне нужен был хороший карт, поддержка родителей и финансирование… Но это не главная причина – если бы у меня действительно был талант, я мог бы сделать карьеру, несмотря на эти препятствия. Проще говоря, мне не хватило таланта.
Иногда в гонках я чувствовал, что мне чего-то недостаёт. Я отлично помню конкретный момент во время гонки Формулы Ford. Мне было 19 лет, и я ехал за гонщиком, который потом стал моим другом – за Алексом Вурцем. Он лидировал, и я видел, что один из поворотов он проходил так, как не получалось у меня. Мне не хватило не так уж много, но этого было достаточно, чтобы я понял: карьера гонщика для меня закончена.
Молодому человеку очень важно понимать, в чём он успешен, и где предел его возможностей. После этого надо сосредоточиться на своих сильных сторонах, чтобы чего-то добиться. Не надо пытаться построить карьеру, если в глубине души вы понимаете, что в этой области вы постоянно будете в чём-то проигрывать.
Вопрос: Вы поняли это в столь раннем возрасте?
Тото Вольфф: Не совсем. Через некоторое время разбился Айртон Сенна, а спустя две недели – Карл Вендлингер. Тогда у меня был тот же спонсор, что у Карла, и он мне сказал, что уходит из автоспорта. В итоге благодаря всему этому в мае 1994 года я понял, что моя гоночная карьера на этом завершится.
Вопрос: Вы говорили о мечте. Вы руководите Mercedes Motorsport, и ваши подчинённые выиграли всё, что только возможно. У вас ещё остаются какие-то нереализованные мечты?
Тото Вольфф: Да, они должны быть всегда, иначе можно поставить точку. Я по-прежнему хочу помогать команде развиваться так, чтобы она и в дальнейшем лучше всех адаптировалась к переменам в Формуле 1, которые постоянно усложняют нашу работу. У меня много идей, я вижу, что можно изменить, а что адаптировать, чтобы в будущем работать ещё эффективнее. Это постоянно меня мотивирует.
Вопрос: Нет ли у вас мечты когда-нибудь возглавить Формулу 1?
Тото Вольфф: Если ваши мечты не связаны с делом, которым вы занимаетесь, его надо сразу бросать. Нет, я не мечтаю руководить Формулой 1. По-моему, это гораздо сложнее, чем думают те, кто критикует Берни Экклстоуна. Адаптировать спорт к требованиям времени, к цифровым технологиям, и найти способ получать за счет этого доход, очень сложно. Я предпочитаю, чтобы этой проблемой занялся кто-то другой, а я должен сосредоточиться на работе с командой.
Вопрос: Что вы думаете о покупке Формулы 1 корпорацией Liberty Media?
Тото Вольфф: Это, скорее, плюс, ведь Liberty Media – эксперты в области спорта. Они знают, как извлекать доход с помощью цифровых технологий, а у нас в Европе нет такого опыта. С другой стороны, они готовы использовать то, что создал Берни Экклстоун, и не собираются всё разрушить или навязывать свои идеи. У меня сложилось впечатление, что они используют разумный и рациональный подход к нашему спорту.
Вопрос: Как вы считаете, разумно ли ставить вопрос об исключении из календаря традиционных Гран При с богатой историей?
Тото Вольфф: Берни Экклстоун отвечает за руководство Формулой 1 и её развитие, а для этого нужно оптимизировать доходы от гонок. Отсюда вопрос: оправдано ли проведение Гран При, который десятилетиями присутствует в календаре чемпионата, но приносит меньше дохода, чем какая-нибудь новая гонка? Если организаторы платят меньше, то на какую сумму стоит соглашаться? Мне как руководителю команды и представителю Mercedes было бы сложно пережить отсутствие гонки в Хоккенхайме или в Монце, но решение остаётся за Берни.
Вопрос: В следующем году вступит в силу новый регламент, и говорят, что машины будут проезжать круги чуть ли не на пять секунд быстрее…
Тото Вольфф: Расчётные данные действительно впечатляют. Я не могу точно сказать, насколько увеличится скорость на круге, но речь идет о нескольких секундах. У машин будет потрясающая скорость в поворотах, а это значит, что нагрузка на пилотов увеличится, перегрузки вырастут. Мы увидим, что на подиуме гонщики действительно будут выглядеть уставшими. Единственное, что меня не устраивает – эти перегрузки не будут видны по ТВ, болельщики не смогут их почувствовать. Кроме того, может получиться так, что обгонять станет сложнее из-за нестабильного поведения машины, которая вплотную преследует другую и находится позади неё в зоне турбулентности.
Вопрос: У вас есть опасения, что эти перемены положат конец периоду доминирования Mercedes?
Тото Вольфф: Меня постоянно преследуют подобные опасения. Я живу в страхе, что мы работаем недостаточно эффективно. Но с другой стороны, я полностью доверяю команде, так что она успешно с этим справится.
Вопрос: Эти перемены вас воодушевляют?
Тото Вольфф: Да, ведь риск – то, ради чего я просыпаюсь по утрам. Когда не знаешь, достаточно ли было сделано, чтобы добиться успеха – это интригует и гораздо сильнее мотивирует, чем мысль о том, что у вас всё под контролем.
Вопрос: В целом Формула 1 движется в верном направлении?
Тото Вольфф: Скорее, да. В последнее время мы стали свидетелями интереснейших событий, например, Себастьян Феттель был недоволен неуважением Макса Ферстаппена по отношению к опытным гонщикам, или вспомните, как шла борьба Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга за чемпионский титул. Все эти истории продолжаются, позитивно влияя и на доходы чемпионата и на рост аудитории. В этом плане Формула 1 движется в правильном направлении.